Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы потребителя. Закон Энгеля




В экономической практике принято выделять следующие виды доходов:

1) доход от труда (заработная плата);

2) доход от земли и использования прав собственности (рента);

3) доход от капитала (банковский процент);

4) доход от предпринимательской деятельности (прибыль);

5) трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии).

С труктура расходов потребителя:

1) товары первой необходимости (товары краткосрочного потребления, например, продукты питания);

2) товары второй необходимости (товары среднесрочного и длительного пользования, например, мебель);

3) предметы роскоши (товары в которых осуществляются сбережения, например, драгоценности и т.д.);

4) низшие товары (вещи бывшие в употреблении, низкокачественные).

Между доходами потребителей и потреблением различных групп товаров и услуг существует связь, которая реализуется в законе Энгеля.

 

 

 

Рассмотренные выше изменения спроса в зависимости от дохода и природы могут быть подтверждены и статистическими данными (см. вставку 6.1).

Рис. 6.12. Влияние изменения дохода на потребление

нормального и низшего блага.

 

Если меняется цена блага х или блага y, то бюджетная линия сдвигается вправо (или влево) вдоль одной из осей. Пусть, например, цена блага х снижается, а цена блага y остается неизменной. Тогда бюджетная линия смещается вправо вдоль оси абсцисс, а ее соединение с осью ординат остается на прежнем месте (рис. 6.13). Если бы менялась цена блага y, а цена блага х не менялась, то соединение бюджетной линии с осью абсцисс оставалось бы на прежнем месте, тогда как ее соединение с осью ординат сдвигалось в направлении (вверх или вниз) обратном изменению цены.

Рис. 6.13 Влияние изменения цены на оптимальное потребление.

 

На рис. 6.13 мы видим, что исходный оптимум потребителя находился в точке а. После снижения цены блага х оптимум смещается в точку b. Линия, которая соединяет эти две точки, называется кривая цена-потребление.

Кривая цена-потребление есть линия, показывающая как меняется оптимальное потребление двух благ в результате изменения цены одного из благ (при предположении о неизменности дохода и цены другого блага).

Теперь покажем, что из кривой цена-потребление можно вывести кривую спроса. Для этого нам надо несколько модифицировать используемый график. Пусть на оси ординат – не отдельное благо y, а все потребляемые блага, кроме, естественно, блага х, количества которого по-прежнему откладываются по оси абсцисс. Однако как сложить различные блага друг с другом? Проще всего представить их в денежном выражении. Поэтому по оси ординат у нас теперь откладываются расходы на все потребляемые блага, кроме блага х.

 

Таким образом, когда расходы на все прочие блага представлены на оси ординат, когда доход, вкусы, а также цены на все прочие блага остаются неизменными, то появляется возможность вывести кривую спроса на благо х. Это показано на рис. 6.14.

На верхнем графике изображена кривая цена-потребление при наличии ряда последовательных снижений цены блага х (само собой разумеется, что на оси ординат отложены расходы потребителей на все прочие блага, за исключением блага х). Кривая цена потребления показывает, как расширяется потребление блага х при снижении его цены. Этому расширению потребления соответствует расширение спроса на это благо при откладываемой по ординате снижающейся цены (нижний график). Цена на нижнем графике снижается с Р 1 и далее, вплоть до Р 4, а спрос, соответственно этому снижению цены, расширяется с Q X1 до Q X4. Точки a ¢, b ¢, c ¢, d ¢ на кривой спроса (нижний график) отвечают точкам a, b, c, d на кривой цена потребления (верхний график).

Рис. 6.14. Выведение кривой спроса из кривой цена-потребление.

 

4. Эффект замены и эффект дохода. [15] Вспомним, что в предыдущей лекции мы уже определяли эти эффекты. Продемонстрируем их здесь с помощью инструментов порядковой теории полезности для нормального блага, низшего блага и так называемых “ товаров Гиффена ”.[16]

Нормальное благо. Представим, что цена блага х, которое в данном случае мы трактуем как нормальное благо, возросла. На рис. 6.15 это представлено соответствующим сдвигом бюджетной линии влево, из положения В 1 в положение В 2 и перемещением оптимума потребителя из точки а в точку b. Последнее сопровождается изменением спроса потребителя на благо х с х а до х b. Это изменение складывается из действия как эффекта замены, так и эффекта дохода.

Рис. 6.15. Эффект замены и эффект дохода (х – нормальное благо)

 

Для разделения этих эффектов проведем вспомогательную бюджетную линию В ¢, которая, во-первых, параллельна новой бюджетной линии В 2, а, во-вторых, имеет точку касания с исходной кривой безразличия U 1 в точке с. Первое можно интерпретировать экономически как то, что эта вспомогательная линия отражает новое соотношение цен благ х и y. Второе предполагает, что потребитель в точке с имеет тот же уровень полезности, что и в исходной точке оптимума а. Иначе говоря, его реальный доход в точке с тот же, что и в точке а. Из всех этих рассуждений можно сделать следующий вывод: переход из точки а в точку с, который сопровождается снижением спроса на благо х с х а до х с, есть реакция потребителя исключительно на изменение относительных цен благ х и y при неизменном реальном доходе. В результате такого изменения относительных цен потребитель отказывается от части блага х в пользу блага y. Поэтому такая реакция потребителя и была названа эффектом замены.

Однако, как мы видим, потребитель не остается в точке с. Сделать это ему не позволяет снижение реального дохода, которое имеет место в силу повышения цены блага х. Он вынужден перейти на более низкую кривую безразличия U 2, поскольку новая бюджетная линия не достает до U 1. Относительно нового оптимума на U 2 в точке b его спрос на благо х составляет х b, следовательно, дальнейшее снижение спроса с х с до х b вызвано только снижением реального дохода. Отсюда такая реакция потребителя и была названа эффектом дохода.

Заметим, что здесь эффект замены и эффект дохода действуют на спрос на благо х в одном направлении - противоположном изменению цены на него. В таком случае говорят об отрицательных эффектах замены и дохода. Они взаимно усиливают друг друга. Чем больше в количественном измерении будут эффект замены и эффект дохода, тем выше будет ценовая эластичность спроса на благо х.

Низшее благо. Представим теперь, что х - низшее благо. При повышении его цены эффект замены будет также действовать на спрос в противоположном направлении, т.е. будет отрицательным. На рис. 6.16 под влиянием его действия спрос сокращается с х g до х f.

 

Рис. 6.16. Эффект замены и эффект дохода (х – низшее благо)

 

Однако, итоговое сокращение спроса несколько меньше – спрос сокращается до х h – величины, которая больше х f. В чем здесь дело?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что теперь эффект дохода – положительный, действует “против” эффекта замены и в том же направлении, что и изменение цены блага х. Снижение реального дохода потребителя в результате увеличения цены блага х ведет к увеличению спроса на низшее блага, включая и спрос на само благо х. В результате новый оптимум потребителя в точке h расположен правее точки f. Эффект дохода, таким образом, увеличивает спрос с х f до х h.

Кривая спроса здесь сохраняет отрицательный наклон (закон спроса не отменяется), так как по абсолютной величине эффект замены больше эффекта дохода. Однако спрос является неэластичным из-за положительного эффекта дохода.

Тот факт, что реакция потребителя на изменение цены разделяется на эффект замены и эффект дохода можно использовать в практической политике, прежде всего в реформировании системы социальной защиты в России, которая, во многом построена на предоставлении натуральных льгот определенным категориям населения (см. вставку 6.2).


Товар Гиффена. Совершенно особый случай будет иметь место, если предположить, что благо х – товар Гиффена. В этом случае положительный эффект дохода больше абсолютной величины отрицательного эффекта замены (расстояние между х r и х s на рис. 6.17 больше, чем расстояние между х s и х t).

 

 

Рис. 6.17. Эффект замены и эффект дохода (х – товар Гиффена)

 

Это означает, что с повышением цены блага х спрос на него растет (с х r до х t). Таким образом, закон спроса не действует! Если бы нарисовали кривую спроса для этого случая, то она имела бы для товара Гиффена положительный наклон, т.е. выглядела бы также, как и кривая предложения. Спрос рос бы по мере повышения цены.

В реальности такие ситуации, если и встречаются, то крайне редко (например, спрос на хлеб в Ленинграде зимой 1941-1942 гг.). Поэтому можно считать, что закон спроса остается в силе.

Все вышесказанное об эффектах замены и дохода и их влиянии на спрос суммировано в таблице 6.5.[17]

Таблица 6.5

 

Эффекты замены и дохода и их влияние на объём спроса

 

Вид блага Эффект замены Эффект дохода Закон спроса Эластичность спроса
Нормальное Отрицательный Отрицательный Действует Эластичный спрос
Низшее Отрицательный Положительный Действует Неэластичный спрос
Гиффена Отрицательный Положительный Нарушается -

Выводы

1. Поведение потребителя на товарном рынке объясняют теория предельной полезности и теория порядковой полезности. Первая допускает непосредственное измерение полезности в абсолютных значениях, вторая – лишь ранжирование уровней полезности.

2. Потребление различных благ доставляет людям удовольствие, которое в экономической теории трактуется как полезность. Общая полезность представляет суммарное удовлетворение от потребления блага. Предельная полезность есть прирост удовлетворения от потребления дополнительной единицы блага.

3. Предельная полезность снижается по мере увеличения потребления блага. Это свойство предельной полезности известно как закон убывающей предельной полезности.

4. Излишек потребителя есть превышение полезности (измеренной в денежном выражении) от потребления блага над затратами на его приобретение. Рациональный потребитель стремится к максимизации этого излишка. Он достигает максимума в точке, где предельная полезность блага равна его цене.

5. Кривая предельной полезности индивида (при условии неизменности цен и потребления других благ) соответствует индивидуальной кривой спроса. Эластичность кривой спроса в таком случае определяется темпами снижения предельной полезности по мере увеличения потребления. Это же справедливо и применительно к эластичности рыночной кривой спроса как суммы кривых индивидуальных предельных полезностей в денежном выражении.

6. Измерение предельной полезности в денежном выражении позволяет обходиться без такой искусственной единицы полезности как «ютиль», но это, в свою очередь, предполагает, что деньги имеют постоянную полезность. Однако по мере роста дохода предельная полезность денежной единицы падает.

7. Потребитель обычно делает выбор между несколькими благами. Он максимизирует полезность от имеющегося у него дохода если следует условию оптимума потребителя, согласно которому блага должны потребляться в такой комбинации, которая выравнивает соотношения их предельных полезностей и цен.

8. Условие оптимума потребителя объясняет закон спроса как реакцию потребления на изменение цены блага в целях изменения его предельной полезности и восстановления нарушенного равновесия. Сдвиги кривой спроса объясняются как изменением предельной полезности блага, так и изменением цен и предельных полезностей других благ.

9. Порядковый подход позволяет избежать трудностей, связанных с измерением полезности. Главными инструментами его анализа являются кривая безразличия и бюджетная линия.

10. Кривая безразличия показывает всевозможные комбинации двух благ, которые приносят одинаковый уровень удовлетворения потребителю. Карта кривых безразличия показывает, что каждая следующая кривая безразличия, лежащая правее и выше предыдущей, приносит больший уровень удовлетворения (полезности) потребителю.

11. Кривые безразличия характеризуются предельной нормой замещения между двумя благами. Они показывает пропорцию, в которой потребитель готов обменять одно благо на другое при сохранении уровня полезности неизменным. Предельная норма замещения показывает наклон кривой безразличия и может быть представлена как соотношение предельных полезностей двух благ.

12. Кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Это означает, что предельная норма замещения снижается по мере продвижения слева направо по кривой безразличия.

13. Бюджетная линия показывает все комбинации двух благ, которые могут быть куплены на данный доход потребителя (предполагается отсутствие сбережений). Наклон бюджетной линии показывает относительные цены благ этих благ.

14. Потребитель получает максимальное удовлетворение при данном доходе (бюджете), если он выбирает комбинацию потребляемых благ относительно точки, где бюджетная линия является касательной к кривой безразличия. В этой точке кривая безразличия и бюджетная линия имеют одинаковый наклон. В ней также соблюдается и условие оптимума потребителя. Следовательно, оптимум потребителя в порядковой теории совпадает с его оптимумом в теории предельной полезности.

15. Если реальный доход потребителя (бюджет) увеличивается, то бюджетная линия сдвигается параллельно самой себе вправо. Новый оптимум потребителя будет в точке касания новой бюджетной линии с кривой безразличия. Кривая, которая соединяет старый и новый оптимумы, получила название кривая «доход-потребление».

16. Из кривой «доход-потребление» можно вывести кривую Энгеля, показывающую изменение спроса на какое-либо благо с изменением дохода. В случае нормального блага спрос растет по мере роста дохода и кривая Энгеля имеет положительный наклон. Что касается низшего блага, то здесь спрос снижается по мере роста дохода, а кривая Энгеля имеет отрицательный наклон.

17. Если меняется цена одного из благ, то точка соединения бюджетной линии с осью, на которой представлено это благо, смещается. Если цена растет, то это смещение идет в направлении начала координат, если падает, то – в обратном направлении. Линия, соединяющая точки касания этих бюджетных линий с кривыми безразличия, называется кривая «цена-потребление». С ее помощью можно вывести кривую спроса на одно из благ (принимая цены на другие блага и денежный доход за постоянные величины).

18. Влияние изменения цены на величину спроса может быть разделено на эффект замены и эффект дохода. Эффект замены есть исключительно результат изменения относительных цен. Эффект дохода есть исключительно результат изменения только реального дохода.

19. Эффекты замены и дохода для нормального блага являются отрицательными и они усиливают друг друга. Для низшего блага эффект дохода становится положительным и, как результат, он ослабляет действие эффекта замены. Если эффект дохода перекрывает эффект замены, то такой товар называется товаром Гиффена. Рост его цены привел бы к росту спроса на него.

 


[1] Для упрощения задачи мы игнорируем два обстоятельства: во-первых, возможные возрастающие темпы прироста общей полезности для некоторого количества первых единиц потребляемого блага, во-вторых, убывание общей полезности от потребления. Первое допустимо потому, что всегда наступает такой момент, когда эти темпы становятся убывающими, а второе в силу того факта, что рациональный потребитель, скорее всего, прекратит потребление до того, как общая полезность от наращивания потребления конкретного блага начнет падать.

[2] Или в дифференциальной форме как MU = dTU/dQ. Обратите внимание на то, что в этом случае условно допускается бесконечная делимость блага. Тогда, например, функция общей полезности может быть задана как TU = 30 Q - 2 Q 2. В этом случае MU = 30 - 4 Q. Элементарное знание математики позволяет легко заметить, что общая полезность достигает максимума там, где предельная полезность обращается в 0, т.е при Q = 7,5 (второе условие неограниченного максимума функции одной переменной также удовлетворяется, так как dMU/dQ < 0). В данном случае график функции MU будет линейной функцией с отрицательным наклоном. Если же мы, например, зададим TU = 100 - 5 Q 2 + Q 3, то график предельной полезности будет убывающая кривая. Для тренировки можно вывести здесь функцию предельной полезности и построить графики функций общей и предельной полезностей.

[3] Можно возразить, что TU достигает максимума уже при потреблении 5 кружек пива. Однако ясно, что не прибегая к использованию бесконечно малых величин в качестве приростов потребления пива, точно показать графически максимизацию TU в точке, где MU = 0, невозможно.

[4] Для подсчета площади треугольника перевернем функцию спроса, т.е. запишем ее как обратную функцию (функцию цены от количества блага). У нас получится Р = 40 – Q. Отсюда получаем, что при Q = 0 Р = 40. В этой точке наша функция спроса соединяется с осью ординат. Теперь подставим в уравнение Q = 60 – 1,5 Р значение Р е = 20, получаем, что Q е = 30. Теперь мы имеем всю необходимую информацию для определения площади треугольника, являющегося излишком потребителя.

[5] При этом, естественно, допускается, что на приобретение благ расходуется весь доход без остатка, сбережения отсутствуют.

[6] Математический анализ оптимума потребителя и выведение на его основе значений спроса на благо приводится в математическом приложении А.

[7] Если подходить к проблеме измерения предельной нормы замещения более строго, то ее нужно определить для любой точки кривой. Тогда MRS =. Графически она может быть тогда представлена как тангенс угла между касательной к кривой безразличия и осью абсцисс (tg a на рис. 3.3 показывает MRS в точке с на кривой безразличия).

[8] Для тех, кто знаком с основами математического анализа, все рассуждения об убывающей MRS легко заменить просто утверждением о том, что кривые безразличия выпуклы вниз. Иначе говоря, > 0, т.е. вторая производная положительна. Посмотрев на рис. 3.3 нетрудно заметить, что любая возможная касательная к кривой безразличия лежит не выше нее. Это является графическим условием выпуклости вниз. Выпуклые вниз функции у зарубежных математиков называются просто выпуклыми (а выпуклые вверх – вогнутыми). Поэтому экономисты часто употребляют термин «выпуклость предпочтений», что относится к описываемому свойству кривой безразличия. Экономический его смысл состоит в том, что принцип убывающей предельной полезности принимается в качестве универсального.

[9] Это свойство в теории поведения потребителя получило название «аксиома ненасыщаемости».

[10] Логическая непротиворечивость выбора потребителя в теории поведения потребителя называется «аксиома транзитивности».

[11] Если точку а представить как, где В - бюджет потребителя, а точку d как, то тангенс угла наклона бюджетной линии (tg a) равен:=, т.е. соотношению цен благ х и y.

[12] Способность потребителя делать такие суждения в отношении наборов благ называется аксиомой упорядоченности.

[13] Тождественность максимизации уровня полезности минимизации затрат на ее достижение показана в математическом приложении Б.

[14] Эрнст Энгель (1821-1896) – немецкий статистик, который исследовал влияния изменений в семейных бюджетах на семейные расходы.

[15] Эффект замены и эффект дохода нередко называют эффектом Слуцкого-Хикса. Е.Слуцкий (1880-1948) – русский экономист и математик. Первооткрыватель этих эффектов (1915 г.). Дж.Хикс (1906-1989) – английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1972 г.). Вместе с другим известным английским экономистом – Р.Алленом, завершил развитие теории порядковой полезности и представил эффект дохода и эффект замены в несколько иной интерпретации по сравнению с Е.Слуцким.

[16] Р.Гиффен (1837-1910) – английский статистик, исследовал потребление очень бедных семей в Ирландии в ХIX веке.

[17] Математическое приложение В дает представление об уравнении Слуцкого, наглядно демонстрирующего совокупное действие эффекта замены и эффекта дохода на спрос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.