Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 18




Общий обзор и принципы классификации речевых нарушений.

Кнарушениям развития речи относятся отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Рассматриваемые в логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой.

Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предме­том изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др.). В основе клинической классификации лежит изучение причин (эти­ологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недоста­точности. Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявле­ний. Схематически клинико-педагогическая квалификация представ­лена ниже.

Нарушения устной речи. Расстройства фонационного оформления:

— афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса;

— брадилалия — патологически замедленный темп речи;

— тахилалия — патологически убыстренный темп речи;

— заикание — нарушение темпо-ритмической организации
речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речево­го аппарата;

— дислалия — нарушение произносительной стороны речи при
нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

— ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

— дизартрия — нарушение произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушения структурно-семантического оформления выска­зывания:

— алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие ор­ганического поражения речевых зон коры головного мозга;

— афазия — полная или частичная утрата, обусловленная
локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи. Дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процес­сов чтения. Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Для данной классификации характерно объединение психоло­го-лингвистических и клинических (этиопатогенетических) крите­риев.

В качестве основы для комплектования специальных логопе­дических учреждений и выбора фронтальных методов воздействия широко используется психолого-педагогическая клас­сификация речевых нарушений. Она разработана Р.Е. Ле­виной и основана на выделении прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педаго­гического подхода в обучении и воспитании.

На основе психолингвистических критериев — нарушения язы­ковых средств общения и нарушения в применении средств обще­ния в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы.

К первой группе относятся следующие нарушения: фонетичес­кое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; об­щее недоразвитие речи.

Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранности языковых средств общения.

Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошколь­ного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогичес­кой классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразви­ты или нарушены. Придерживаясь этого подхода, логопед может четко представить себе направление коррекционного обучения при выявлении каждой категории речевого расстройства: общего недо­развития речи, фонетико-фонематического недоразвития, при недо­статках произношения звуков.

Каждая группа дефектов, в свою очередь, различается по фор­ме (природе) нарушения и степени его выраженности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.