Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Вторая часть новейшей истории стран Азии и Африки охватывает период от окончания Второй мировой войны по настоящее время

Вторая часть новейшей истории стран Азии и Африки охватывает период от окончания Второй мировой войны по настоящее время. Разгром фашизма и милитаризма создал благоприятные условия для вступления национально-освободительного движения в фазу политической деколонизации, приведшей к краху колониальной системы прямого контроля в большинстве стран афро-азиатского мира. Резко увеличилось участие народов Востока в мировых международных, экономических и политических отношениях, создались условия для альтернативного выбора ими пути развития с учетом опыта западных стран Европы, Японии, США, а также СССР и стран социализма. Изменение соотношения сил в мире после Второй мировой войны, напор освободительного движения на Востоке, сложные социально-экономические и общественно-политические процессы в западном мире способствовали в конечном счете тому, что в целом к середине 70-х гг. ХХ века классические страны-метрополии были вынуждены предоставить политическую независимость своим бывшим колониям в Азии и Африке. На этом же этапе бывшие страны-колонизаторы переходя к более гибким методам взаимодействия с бывшими колониями, используя экономические факторы, двусторонние договоры, механизмы так называемых «содружеств наций» и др. Японии удалось, проведя глубокие структурные реформы, используя достижения НТР, умело сочетая традиции с мировым опытом, постепенно восстановить свой международный статус и войти в число экономических лидеров мира. Часть стран Востока попыталась реализовать социалистическую альтернативу (Китай, КНДР, Монголия, Вьетнам), некоторые - взять опыт мирового социализма в качестве важного рычага преодоления отсталости (Бирма, Египет и др.). Остальные государства Востока развивались в сторону закрепления заложенных на рубеже XIX-XX вв. в ходе колониального синтеза капитализма. Усилились попытки стран Азии и Африки к координации своих действий на уровне ООН, в рамках Движения неприсоединения, в процессе создания региональных экономических и политических объединений. По-прежнему великие державы активно продолжали втягивать бывшие колонии и зависимые страны в процесс глобального противоборства, что дополнило внутренний аспект ряда региональных конфликтов в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Персидском заливе, на Юге Африки. В середине 70-х-80-е гг. важнейшим аспектом развития стран Востока становится социально-экономический фактор, что усиливает дифференциацию развивающихся стран (РС), где преобладающими становятся попытки реализации либо капиталистического варианта (от так называемой группы «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии до стран с переходной многоукладной структурой), либо социалистической ориентации - появляется так называемое «второе поколение» стран этой группы. Увеличивается роль и значение РС в мировом хозяйстве, частично осуществляется попытка восточных стран установить более справедливый «новый международный экономический порядок» во взаимоотношениях вТНК. Однако в ряде стран все четче усиливается необходимость смены экономических моделей, выявляется неэффективность жесткого государственного регулирования авторитарно-бюрократических диктатур (Китай, страны соцориентации - как пример). По-прежнему сохраняют свое значение традиционные религиозные, этноконфессиональные проблемы, переходящие в гражданские войны, межгосударственные конфликты, усиливающиеся вмешательством великих держав. Все это заставляет лидеров ряда стран Востока в конце 70-80-х гг. обращаться к мировому опыту урегулирования внутренних социально-экономических и политических проблем. На путь реформ становится (в том числе и под влиянием усиления кризиса мировой системы социализма) большая часть бывших соцориентированных стран Азии и Африки. Окончание «холодной войны», в которую активно вовлекался и восточный мир, распад СССР, крах мирового социализма открыли новый этап в развитии стран Востока. Окончательно об этом периоде говорить еще рано. Однако следует отметить, что 90-е годы еще сильнее обозначили продолжающую углубляться дифференциацию стран афро-азиатского мира и неравномерность их развития. Несколько стран, преимущественно новоиндустриальных, стали капиталистическими; по основным параметрам они в целом немногим отличаются от развитых стран середины ХХ века. В большинстве стран Востока капиталистический уклад превратился в системообразующий, направляющий и формирующий другие уклады в своих интересах. А в наименее развитых странах капитализм выступает лишь одним из укладов многоукладной экономики, пока будучи не способным преобразовать ее в целостную систему. Разумеется, на развитие капитализма Востоке продолжают оказывать противоречивое воздействие и национальные цивилизационные особенности. Наметилась мучительная эволюция ряда стран Востока от авторитарных режимов к основам гражданского общества. По-прежнему сохраняют свое гражданское значение в Азии и Африке глобальные проблемы (экологическая, демографическая и др.), региональные конфликты, решение которых, видимо, невозможно без привлечения усилий мирового сообщества. Дальнейшие пути развития афро-азиатского мира будут зависеть и от того, насколько в странах Востока сумеют сочетать мировой опыт экономического, социально-политического развития с собственной социокультурной традицией.

Лекционный курс строится по регионально-страноведческому принципу. Причем рассматриваются страны или районы Востока, наиболее отражающие особенности китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабомусульманской цивилизаций в их конкретном проявлении и взаимодействии с Западом. Большое внимание уделяется проблемам модернизации восточных обществ, синтезу традиционного и современного, различным социально-политическим движениям, личностному фактору в афроазиатском мире.

В процессе преподавания истории стран Азии и Африки в новейшее время студенты получают возможность ознакомиться с различными концепциями и методологическими подходами, включая точку зрения преподавателя, и сделать самостоятельный выбор между ними, попытаться определить свое мнение по тому или иному вопросу. Самостоятельная работа студентов состоит из подготовки, прежде всего к практическим занятиям, контрольной работе и коллоквиуму. В течение семестра предусматривается также составление биографического словаря, посвященного политическим деятелям послевоенного Востока. Более глубокое изучение курса связано с необходимостью обращения к публикациям в научной периодике («Вопросы истории», «Вопросы философии», «Военно-исторический журнал», «Восток. Афро-азиатские общества: история и современность», «Мировая экономика и международные отношения», «Новая и новейшая история», «Проблемы Дальнего Востока»,«Полис», «Социально-политические науки», «Социологические исследования», «Азия и Африка сегодня»).

Полезным будет привлечение всевозможных справочников, энциклопедических изданий, в том числе и зарубежных (например, Britanica).Специфика курса, связанная с изучением современных событий и процессов, требует обязательного систематического обращения к материалам периодической печати, еженедельникам «За рубежом», «Новое время», «Эхо планеты».

Имеющаяся литература и источники, в том числе опубликованные в последние годы, позволяют обеспечить усвоение студентами важнейших проблем новейшей истории стран Азии и Африки в послевоенный период. При выставлении окончательной экзаменационной оценки особое внимание обращается на результаты систематической самостоятельной работы студентов, и прежде всего - на семинарских занятиях и коллоквиуме.

1.4. Виды контроля знаний студентов и их отчетности
Курс завершается экзаменом. При этом к экзамену студент должен проде­монстрировать знания теоретической базы и методологии предмета. Экзаменационные требования сводятся к набору необходимого для допуска количества баллов, выставляемых за работу в семестре. Изучение курса завершается экзаменом, который заключается в устном ответе на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя. Важным фактором является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выявление фруктозурии пробой Селиванова | Этапы кризиса колониальной системы (конспект лекции)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.