КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние государственных закупок на совокупный спрос
На совокупный спрос Влияние инструментов фискальной политики Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса: AD=C + I + G + Xn. Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домохозяйств) и инвестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоряжении фирм) расходов. Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж.М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора. Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.
Рассмотрим механизм воздействия изменения государственных закупок на совокупный спрос. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 дол. (может быть повысило заработную плату учителю или начало строить автостраду и т.п.), т.е. D G = 100 дол. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход — часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Кейнс назвал это основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: "Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход" (Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С. 157.). Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (marginal propensity to consume — трс). DC mрс = --- ---, 0<mpc<1. DY Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к сбережению (marginal propensity to save — mps) DS mps =----- -, 0<mps<1. DY Очевидно, что сумма трс и mps равна единице. DC DS DС + DS DУ трс + mps = ---- + ----- = ----------- = ---- = 1. DУ DУ DУ D Y Величины трс и mps для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями. Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение потребления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что трс = 0,8, a mps = 0,2. Когда государство увеличивает свои закупки на 100 дол., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 дол., из которого 80 дол. он потратит на увеличение потребления и 20 дол. — на увеличение сбережений. Потратив 80 дол., он создаст дополнительный доход другому агенту, из которого последний 64 дол. (80 х 0,8 = 64) потратит на увеличение потребления и 16 дол. (80 х 0,2 = 16) — на прирост сбережений. Полученные 64 дол. дополнительного дохода продавец также потратит на дополнительные потребление (51,2 дол.) и сбережения (12,8 дол.). Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам и может быть представлен в виде пирамиды:
D Y1 DG = 100 DC DS D Y2 80 DC DC D Y3 64 16 DC DS D Y4 51,2 12,8 Общий прирост совокупного дохода (DY) в результате роста государственных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов: DY = DY1 + DY2 + DY3 + DY4 + … А так как прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на предельную склонность к потреблению (трс), то изменение совокупного дохода равно DY = DG + DG х трс + (DG х трс) х трс + ( DG x трс²)х трс + +( DG x mpc³)x mpc +... = DG (1 + mpc + mpc² + mpc³ +...). В скобках получаем бесконечно убывающую геометрическую прогрессию (а это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (трс < 1), сумма которой равна 1/(1 - трс). 1 В результате: D Y = DG x -------- - 1 - трс
Подставим численные значения: 1 D У = 100 + 80 + 64 + 51,2 +... = 100 х -------- = 100 x 5 = 500. 1-0,8 Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 дол. совокупный доход вырос пятикратно.
Величина 1/(1- трс) называется простым мультипликатором автономных расходов mult A (поскольку он не учитывает влияние подоходного налога и иностранного сектора). В данном случае это мультипликатор государственных закупок — mult G. Мультипликатор государственных закупок иногда называют мультипликатором государственных расходов, что не совсем корректно, поскольку государственные расходы включают также трансферты, мультипликатор которых, как мы увидим, рассчитывается по другой формуле.
По этой же формуле рассчитывается мультипликатор автономных потребительских (mult С) и автономных инвестиционных (mult I) расходов):
1 mult A = mult G = --------- 1- mpc Мультипликатор автономных расходов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при росте (уменьшении) автономных расходов (А) на единицу. DY mult A= ------ DA DY соотвественно mult G = ------- DG
Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |