КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ бухгалтерской и экономической рентабельности
Рентабельность - относительный показатель, который определяет уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы в целом по предприятию, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и др.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Рентабельность продаж - отношение прибыли от реализации продукции, работ, услуг до выплаты процентов и налогов к сумме полученной выручки; характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли предприятие имеет с рубля продаж. Рентабельность операционного капитала - отношение прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме операционного капитала, характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе. Рентабельность совокупного капитала - отношение брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала. В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню, проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) отношение прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции. Рентабельность продукции показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат) зависит от трех факторов первого порядка:
1) изменения структуры реализованной продукции; 2) себестоимости реализованной продукции; 3) средних цен реализации продукции. Расчет влияния данных факторов на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. Далее проводят факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средне реализационных цен и себестоимости единицы продукции. Расчеты проводятся по каждому виду товарной продукции, чтобы определить, какие виды продукции на предприятии являются более доходными, как изменился уровень рентабельности, какие факторы на это повлияли. В процессе анализа изучают причины изменения уровня средних цен и способом пропорционального деления рассчитывают их влияние на уровень рентабельности. Далее устанавливают, за счет, каких факторов изменилась. Себестоимость единицы продукции, аналогично определяют их влияние на уровень рентабельности. В процессе анализа проводят факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит: 1) от объема реализованной продукции; 2) от ее структуры; 3) от себестоимости продукции; 4) от среднего уровня цен; 5) от финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала, которая определяется отношением выручки к среднегодовой сумме оборотного и основного капитала. Замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Взаимосвязь данных факторов с уровнем рентабельности совокупного капитала изучают с помощью модели факторного анализа.
Резервы увеличения суммы прибыли: 1) увеличение объема реализации продукции. Для определения данного резерва необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида; 2) снижение себестоимости товарной продукции. Подсчет резерва осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста; 3) повышение качества товарной продукции. Подсчет резерва осуществляют следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции с учетом резервов его роста; 4) реализация продукции на более выгодных рынках сбыта. Затем обобщают все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию. Основные источники повышения уровня рентабельности продукции - увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости. В процессе анализа использования прибыли изучают факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размер чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия. Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, сумма чистого дохода. На изменение суммы налогооблагаемой прибыли влияют факторы, формирующие величину прибыли от обычной деятельности, а также следующие показатели: 1) внереализационные финансовые результаты; 2) проценты к уплате; 3) прибыль от ценных бумаг; 4) льготы по налогу на прибыль и др. Чистая прибыль представляет собой разность между суммой брутто-прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Величина чистой прибыли зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме чистой прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций и др.
Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение брутто-прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый удельный вес чистой прибыли в общей сумме брутто-прибыли. Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывают путем умножения прироста удельного веса данного фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде. Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды, создаются резервные и страховые фонды. Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли: 1) внешние факторы: а) правовые ограничения; б) система налоговых льгот при реинвестировании прибыли; в) рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал; г) стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов; 2) внутренние факторы: а) уровень рентабельности предприятия; б) наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов; в) необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов; г) наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов); д) текущая платежеспособность предприятия. Маржинальный анализ также называют анализом безубыточности или содействия доходу. Методика маржинального анализа базируется на изучении соотношения трех групп важнейших экономических показателей и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других: 1) издержек производства; 2) объема производства (реализации) продукции; 3) прибыли. Методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные и постоянные и использовании категории маржинальной прибыли.
Маржинальная прибыль - выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности. Возможности маржинального анализа: 1) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины; 2) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов; 3) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия; 4) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли; 5) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений. При методике факторного анализа прибыли исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются независимо друг от друга. Модель не учитывает взаимосвязи объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. При спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции. Модель, определяющая изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат, позволяет правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли. Методика анализа усложняется в условиях многопродуктного производства, когда приходится также учитывать влияние структуры реализованной продукции. Безубыточность - состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции - зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия - основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий. Для определения их уровня используют аналитический и графический способы. При использовании графического способа по горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия или в натуральном, или в денежном измерении (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации. По графику устанавливают, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком объеме ее не будет. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость составлять графики, что довольно трудоемко. Классификация показателей рентабельности: 1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей. Рентабельность продаж (RП) определяется как отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции: , где B – выручка; C – Себестоимость; КР – Коммерческие расходы; УР – Управленческие расходы ПП – Прибыль от продаж. Из данной формулы следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые оказывают влияние на прибыль от продажи. Пример. Необходимо рассчитать степень влияния выручки от продаж, себестоимости, коммерческих расходов на рентабельность продаж. Для определения степени влияния каждого фактора на рентабельность продаж необходимо провести следующие расчеты. 1. Влияние изменения выручки от продажи на рентабельность продаж: , где В1 и В0 - отчетная и базисная выручка, С1 и С0 - отчетная и базисная себестоимость, КР1 и КР0 - отчетные и базисные коммерческие расходы, УР1 и УР0 - управленческие расходы в отчетном и базисном периоде. 2. Влияние себестоимости продажи на рентабельность продаж: , отсюда . 3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж: , отсюда . Совокупное влияние факторов составляет: D RП = D RВ + D RС + D RКР, D RП = 27,52 + 0,55 – 0,79 = +27,28%. Рентабельность продаж отчетного периода по сравнению с прошлогодним периодом увеличилась на 27, 28%.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |