Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ бухгалтерской и экономической рентабельности




Рентабельность - относительный показатель, который определя­ет уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характе­ризуют эффективность работы в целом по предприятию, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммер­ческой, инвестиционной и др.). Они более полно, чем прибыль, ха­рактеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потре­бленными ресурсами.

Рентабельность продаж - отношение прибыли от реализации продукции, работ, услуг до выплаты процентов и налогов к сумме по­лученной выручки; характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли предприятие имеет с рубля продаж.

Рентабельность операционного капитала - отношение прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме операционного капитала, характеризует до­ходность капитала, задействованного в операционном процессе.

Рентабельность совокупного капитала - отношение брутто-при­были до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала.

В процессе анализа изучают динамику перечисленных показа­телей рентабельности, выполнение плана по их уровню, проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) ­отношение прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции.

Рентабельность продукции показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реа­лизацию продукции.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат) зависит от трех факторов первого порядка:

1) изменения структуры реализованной продукции;

2) себестоимости реализованной продукции;

3) средних цен реализации продукции.

Расчет влияния данных факторов на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной под­становки.

Далее проводят факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продук­ции зависит от изменения средне реализационных цен и себестоимо­сти единицы продукции.

Расчеты проводятся по каждому виду товарной продукции, чтобы определить, какие виды продукции на предприятии являются более доходными, как изменился уровень рентабельности, какие факторы на это повлияли.

В процессе анализа изучают причины изменения уровня средних цен и способом пропорционального деления рассчитывают их влия­ние на уровень рентабельности.

Далее устанавливают, за счет, каких факторов изменилась. Себе­стоимость единицы продукции, аналогично определяют их влияние на уровень рентабельности.

В процессе анализа проводят факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит:

1) от объема реализованной продукции;

2) от ее структуры;

3) от себестоимости продукции;

4) от среднего уровня цен;

5) от финансовых результатов от прочих видов деятельности, не свя­занных с реализацией продукции.

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала, которая определя­ется отношением выручки к среднегодовой сумме оборотного и ос­новного капитала. Замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

Взаимосвязь данных факторов с уровнем рентабельности сово­купного капитала изучают с помощью модели факторного анализа.

Резервы увеличения суммы прибыли:

1) увеличение объема реализации продукции. Для определения данного резерва необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на едини­цу продукции соответствующего вида;

2) снижение себестоимости товарной продукции. Подсчет резер­ва осуществляется следующим образом: предварительно выявлен­ный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умно­жается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста;

3) повышение качества товарной продукции. Подсчет резерва осуществляют следующим образом: планируемое изменение удель­ного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответству­ющего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации про­дукции с учетом резервов его роста;

4) реализация продукции на более выгодных рынках сбыта. Затем обобщают все выявленные резервы роста прибыли по каж­дому виду продукции и в целом по предприятию.

Основные источники повышения уровня рентабельности про­дукции - увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.

В процессе анализа использования прибыли изучают факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выпла­ченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размер чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия.

Для налоговых органов и предприятия большой интерес пред­ставляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, сумма чистого дохода. На изменение суммы на­логооблагаемой прибыли влияют факторы, формирующие величину прибыли от обычной деятельности, а также следующие показатели:

1) внереализационные финансовые результаты;

2) проценты к уплате;

3) прибыль от ценных бумаг;

4) льготы по налогу на прибыль и др.

Чистая прибыль представляет собой разность между суммой брутто-прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предпри­ятия, покрываемых за счет прибыли.

Величина чистой прибыли зависит от факторов изменения об­щей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме чистой прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций и др.

Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение брутто-прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый удельный вес чи­стой прибыли в общей сумме брутто-прибыли.

Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчи­тывают путем умножения прироста удельного веса данного фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде.

Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предпри­ятия. За счет нее осуществляется инвестирование производствен­ного развития, выплачиваются дивиденды, создаются резервные и страховые фонды.

Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли:

1) внешние факторы:

а) правовые ограничения;

б) система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;

в) рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал;

г) стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов;

2) внутренние факторы:

а) уровень рентабельности предприятия;

б) наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвести­ционных проектов;

в) необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;

г) наличие альтернативных внутренних источников формиро­вания инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых ак­тивов);

д) текущая платежеспособность предприятия.

Маржинальный анализ также называют анализом безубыточно­сти или содействия доходу.

Методика маржинального анализа базируется на изучении соот­ношения трех групп важнейших экономических показателей и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других:

1) издержек производства;

2) объема производства (реализации) продукции;

3) прибыли.

Методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предпри­ятия на переменные и постоянные и использовании категории мар­жинальной прибыли.

Маржинальная прибыль - выручка минус переменные издержки.

Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Возможности маржинального анализа:

1) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

2) определить критический уровень объема продаж (порога рен­табельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соот­ветствующих факторов;

3) установить зону безопасности (зону безубыточности) пред­приятия;

4) исчислить необходимый объем продаж для получения задан­ной величины прибыли;

5) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений.

При методике факторного анализа прибыли исходят из предпо­ложения, что все приведенные факторы изменяются независимо друг от друга. Модель не учитывает взаимосвязи объема производ­ства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при уве­личении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма перемен­ных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. При спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу про­дукции.

Модель, определяющая изменение суммы прибыли за счет коли­чества реализованной продукции, цены, уровня удельных перемен­ных и суммы постоянных затрат, позволяет правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Методика анализа усложняется в условиях многопродуктного производства, когда приходится также учитывать влияние структуры реализованной продукции.

Безубыточность - состояние, когда бизнес не приносит ни при­были, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и без­убыточным объемом продаж продукции - зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия - основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий.

Для определения их уровня используют аналитический и графи­ческий способы.

При использовании графического способа по горизонтали по­казывается объем реализации продукции в процентах от произ­водственной мощности предприятия или в натуральном, или в де­нежном измерении (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации. По графику устанавливают, при каком объеме реализации продук­ции предприятие получит прибыль, а при каком объеме ее не будет. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость составлять графики, что довольно трудо­емко.

Классификация показателей рентабельности:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек произ­водства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его ча­стей.

По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализиро­вать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности от­четного периода, а также влияние факторов на изменение этих по­казателей.

Рентабельность продаж (RП) определяется как отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

,

где B – выручка;

C – Себестоимость;

КР – Коммерческие расходы;

УР – Управленческие расходы

ПП – Прибыль от продаж.

Из данной формулы следует, что на рентабельность продаж влия­ют те же факторы, которые оказывают влияние на прибыль от про­дажи.

Пример. Необходимо рассчитать степень влияния выручки от продаж, себестоимости, коммерческих расходов на рентабельность продаж. Для определения степени влияния каждого фактора на рента­бельность продаж необходимо провести следующие расчеты.

1. Влияние изменения выручки от продажи на рентабельность продаж:

,

где В1 и В0 - отчетная и базисная выручка,

С1 и С0 - отчетная и базисная себестоимость,

КР1 и КР0 - отчетные и базисные коммерческие расходы,

УР1 и УР0 - управленческие расходы в отчетном и базисном пе­риоде.

2. Влияние себестоимости продажи на рентабельность продаж:

, отсюда

.

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж:

, отсюда

.

Совокупное влияние факторов составляет:

D RП = D RВ + D RС + D RКР, D RП = 27,52 + 0,55 – 0,79 = +27,28%.

Рентабельность продаж отчетного периода по сравнению с прошлогодним периодом увеличилась на 27, 28%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.