КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система управления качеством и основные принципы управления качеством. Петля качества
Качество является наиболее обобщенной и в то же время единственной характеристикой предмета, отражающей совокупность бесконечного множества всех его свойств. По ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) дано следующее определение качества продукции: «Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В 1980 годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться гораздо раньше – в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных, конструкторских разработок, при выборе поставщиков комплектующих изделий и материалов, на всех стадиях производства, и конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании у потребителя и утилизации после использования. Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них. В настоящее время можно выделить три уровня систем управления качеством: системы, соответствующие требованиям стандартов ИСО серии 9000; общефирменные системы управления качеством (TQM - всеобщее управление качеством, Total Quality Management);
системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий и дипломов по качеству. Мировой опыт управления качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов серии ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г. (в 1994 и 2000 гг. эти стандарты уточнялись). С 15 декабря 2000 г. вступила в действие версия 2000 г. стандартов серии 9000. В России эти стандарты действуют с 31 августа 2001 г. и представляют собой аутентичные тексты стандартов ИСО 9000:2000; ИСО 9001:2000; ИСО 9004:2000. К сегодняшнему дню объекты стандартизации этой серии международных стандартов значительно расширились и охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов-аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, перерабатываемых материалов, программного обеспечения. Значительная работа проделана в методическом аспекте: принят ряд руководящих указаний, разъясняющих содержание отдельных составляющих системы обеспечения качества. В этой связи международные стандарты по обеспечению качества теперь называют «семейством» стандартов ИСО серии 9000 (рис. 27). Требования к системе управления качеством. Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему управления качеством, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями стандартов. Организация должна: определить процессы, необходимые для системы управления качеством, и их применение во всей организации; определить последовательность и взаимодействие этих процессов; определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга; осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. Принципы управления качеством. Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы качества. По ГОСТ Р ИСО 9000-2001 определены восемь принципов менеджмента качества для того, чтобы высшее руководство могло пользоваться ими с целью улучшения деятельности организации: 1. Ориентация на потребителя. 2. Лидерство руководителя. 3. Вовлечение работников. 4. Процессный подход. 5. Системный подход. 6. Постоянное улучшение. 7. Принятие решений, основанное на фактах. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Система управления качеством, согласно ГОСТ ИСО 9001-2001, должна включать в себя следующие разделы: 1. Общие требования к системе. Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему, постоянно улучшать ее результативность. 2. Требования к документации.
Рис. 27. Семейство стандартов ИСО 9000 (по данным ВНИИС)
3. Ответственность руководства, включающая вопросы: обязательства руководства; ориентация на потребителя; политика в области качества; планирование; ответственность, полномочия и обмен информацией; анализ со стороны руководства. 4. Управление ресурсами. В этом разделе рекомендуется рассмотреть вопросы: обеспечение ресурсами на реализацию системы; человеческие ресурсы; инфраструктура необходимая для обеспечения качества; производственная среда. 5. Процессы жизненного цикла продукции, где необходимо отразить: планирование жизненного цикла продукции; процессы, связанные с потребителями; проектирование и разработка; закупки; производство и обслуживание; управление устройствами для мониторинга и измерений. 6. Измерение, анализ и улучшение с рассмотрением вопросов: мониторинга и измерений процессов, продукции и использования результатов для управления и внутреннего аудита; управления несоответствующей продукцией с целью предотвращения непреднамеренного ее использования или поставки; анализа данных, полученных в результате мониторинга измерений; улучшения системы и повышения ее результативности. Система управления качеством создается и внедряется на предприятии в соответствии с характером его деятельности. В качестве примера может служить приведенная в стандарте ИСО 9004-94 система, которая схематически представлена на рис. 28. В соответствии с этим стандартом типичными в жизненном цикле продукции (петля качества) являются следующие этапы: 1. маркетинг, поиск и изучение рынка; 2. проектирование и разработка технических требований, разработка продукции; 3. материально-техническое снабжение; 4. подготовка и разработка технологических процессов; 5. производство; 6. контроль, проведение испытаний и обслеований; 7. упаковка и хранение; 8. реализация и распределение; 9. монтаж и эксплуатация; 10. техническая помощь в обслуживании; 11. утилизация после использования.
Рис. 28. Система качества
Этапы с 1-го по 7-й осуществляются у изготовителя, а с 8-го по 11-й – у потребителя (заказчика). По характеру воздействия на этапы жизненного цикла в системе качества могут быть три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества. Обеспечение качества представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству. При планировании мероприятий обеспечения качества целесообразно формировать научно-технические программы повышения качества продукции. При этом предполагается, что проблемы с качеством должны предупреждаться, а не выявляться после их возникновения. Управление качеством – это методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству. Схема управления качеством приведена на рис. 29, которая известна как «замкнутый управленческий цикл», включающий в себя контроль, учет, анализ, принятие и реализацию решений. Рис. 29. Схема управления качеством
Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |