Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины и понятия

Аккредитация – 1) официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять испытания или конкретные типы испытаний продукции; 2) процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

Аккредитующий орган – орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации.

Аттестат аккредитации – документ, выданный аккредитующим органом и регистрирующий факт официального признания компетентности организации в определенной области деятельности (либо независимости и компетентности).

Аттестация организации – проверка организации с целью определения ее соответствия критериям аккредитации.

Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Взаимозаменяемость – пригодность одного изделия, процесса или услуги быть использованным для замены другого изделия, процесса или услуги с целью выполнения одних и тех же требований (норм, правил). Различают геометрическую взаимозаменяемость, связанную с размерами изделия, детали; функциональную взаимозаменяемость, связанную с возможностью выполнения изделием той же функции.

Государственный реестр систем сертификации – официальный перечень зарегистрированных систем сертификации.

Государственный эталон единицы величины – эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории государства.

Доаккредитация – расширение области аккредитации какой-либо аккредитованной организации.

Единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Заявитель – предприятие, организация, лицо, обратившееся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации.

Знак соответствия – зарегистрированный в законодательном порядке сертификационный знак, используемый согласно порядку сертификации третьей стороной для продукции (услуги), находящейся в полном соответствии с требованиями нормативного документа, применяемого при сертификации.

Идентификация – процедура, посредством которой устанавливается соответствие продукции требованиям, которые предъявляются к ней в нормативных или информационных документах.

Изменение к стандарту – модификация, дополнение или исключение определенных разделов (частей, фрагментов) нормативного документа. Результаты изменения публикуются отдельно в виде перечня (листка) изменений.

Измерительная техника – совокупность технических средств и методик проведения измерений.

Инспекционный контроль аккредитованной организации – проверка, проводимая аккредитующим органом, с целью выяснить, что деятельность аккредитованной организации продолжает соответствовать установленным требованиям.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - контрольная оценка соответствия, цель которой установить, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Квалификационные испытания – метод оценки работы лаборатории путем проведения параллельных таких же испытаний в другой аналогичной лаборатории (межлабораторные испытания).

Критерии аккредитации – требования, используемые аккредитующим органом, которым должна отвечать организация, чтобы быть аккредитованной.

Маркетинговые исследования – систематическое определение данных, необходимых для анализа и решения стоящих перед организацией задач, сбор информации, ее изучение, обработка и представление результатов.

Международная организация по стандартизации – организация, членство в которой открыто для соответствующего национального органа любой страны.

Метод измерений – сочетание принципов и средств измерений, соответствующих этому принципу.

Метод испытания – установленные технические правила проведения испытаний.

Методика испытаний – техническая процедура для определения одной или нескольких специфических характеристик материала или изделия.

Мультинациональный маркетинг – одна из концепций международного маркетинга. Комплекс маркетинга дифференцирован и адаптирован для каждого из целевых рыночных сегментов, характеризующихся явными отличительными особенностями (национальными, культурными, традиционными).

Недифференцированный маркетинг – стратегия маркетинга, направленная на весь рынок с одним и тем же предложением в противовес разработке отдельного предложения для каждого сегмента.

Новое издание стандарта – новое печатное издание нормативного документа, включающее изменения к предыдущему изданию, даже если в текст стандарта внесено только содержание листка поправок (листка изменений).

Нормативные документы на продукцию, предоставляемую к обязательной сертификации – Законы РФ, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательством устанавливают требования по безопасности продукции и услуг.

Нормативный документ – документ, в котором изложены установленные в процессе стандартизации правила, принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем пользователей.

Область аккредитации – один вид работы или несколько видов, на выполнение которых аккредитована конкретная организация.

Операционный маркетинг – совокупность целей, инструментов маркетинга и конкретизированного комплекса маркетинга по отношению к рынку, где происходит деятельность фирмы.

Ответственный маркетинг – маркетинг, концепция которого сопряжена с двумя ключевыми идеями: забота о благополучии покупателей, а не об удовлетворении их краткосрочных потребностей; ориентация фирмы на долгосрочное благополучие общества в целом. Примером может служить концепция ответственного маркетинга, о котором заявляет корейская фирма «Самсунг электроникс», имея в виду российский рынок: главное требование, которым она руководствуется при создании новых товаров, является абсолютная безопасность для здоровья пользователей (особенно детей), конечно, наряду с высоким качеством, надежностью и приемлемой ценой.

Охрана окружающей среды – защита среды обитания от неблагоприятного воздействия продукции, работ и услуг.

Оценка соответствия – любая процедура, прямо или косвенно используемая для определения соответствия продукции требованиям технических регламентов или стандартов. Наиболее часто соответствие подтверждается сертификацией. К процедуре оценки соответствия могут быть отнесены: отбор проб, испытания, контроль, регистрация, аккредитация, утверждение (принятие), а также их сочетание.

Переиздание стандарта – новое печатное издание нормативного документа без изменений.

Пересмотр стандарта – внесение всех необходимых изменений в содержание и оформление нормативного документа. Результаты пересмотра представляются путем опубликования нового издания стандарта.

Петля качества – схематическая модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуг) на всех стадиях ее жизненного цикла – от определения потребности и проектирования до утилизации.

Принцип измерений – использование определенной физической величины (явления) для получения результата измерения. Например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта.

Программа качества – документ, который регламентирует конкретные мероприятия по улучшению качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к продукции (услуге, проекту).

Проект стандарта – предлагаемый вариант нормативного документа, предназначенный для широкого обсуждения, голосования или принятия в качестве стандартов.

Размер физической величины – количественная определенность физической величины, присущая конкретному материальному объекту. Истинный размер есть объективная реальность, не зависящая от измерений.

Разрядный (рабочий) эталон – эталон (средство измерений), который применяется для поверки рабочих средств измерений.

Региональная организация по стандартизации – организация, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны только одного географического, политического или экономического региона.

Рециклинг – повторное промышленное использование отходов производства и потребления. Знак рециклинга означает возможность переработки или то, что товар получен из вторичного сырья.

Сегментация – процесс выделения на рынке групп потребителей, предъявляющих однородные (сходные) требования к предлагаемым товарам.

Сертификационный центр – юридическое лицо, уполномоченное одновременно выполнять функции органа по сертификации и испытательной лаборатории.

Система аккредитации – система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации объектов.

Система обеспечения качества - совокупность организационной структуры, процедур, процессов, ресурсов, ответственности работников. Составляющие (мероприятия, элементы) системы качества должны быть прослеживаемы на всех участках петли качества.

Совместимость – пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию для выполнения установленных требований при заданных условиях.

Средства контроля (испытаний, измерения, анализа) – установки, приборы, приспособления, инструменты, которые характеризуются техническими показателями (диапазоны измерений, систематическая погрешность), необходимыми для обеспечения контроля с требуемой точностью. Если контроль проводится химическим методом, к средствам добавляются еще и реактивы с данными об их свойствах, составе, степени чистоты. Оборудование и реактивы могут быть стандартизованными или изготовленными специально для конкретного испытания.

Срок действия стандарта – период времени от даты введения в действие нормативного документа до момента его отмены. Решение о введении и отмене принимает ответственный за стандартизацию орган, принявший этот документ.

Схема сертификации (форма, способ) – определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве соответствия продукции заданным требованиям.

Унификация – оптимизация количества размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Унификация, как правило, связана с сокращением многообразия. В русской версии термин «унификация» обычно понимают как приведение к единообразию технических характеристик изделий, документации, терминов, обозначений.

Эксперт по аккредитации – лицо, осуществляющее все или отдельные функции по аккредитации и аттестации организаций, компетентность которого признана аккредитующим органом.

Эталон единицы величины – средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (кратных либо дольных ее значений) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

 

 

.

Литература

1.Асташенков А.И., Вишняков А.С. Международные и национальные организации по метрологии на рубеже 21 века. – М.: ВНИИМС, 2000.

2.Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации: Учебное пособие. – М.: Изд-во стандартов, 1996.

3.Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник. – М.: Изд-во стандартов, 1999.

4.Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии. Учебное пособие. – М.: Изд-во стандартов, 2001.

5.Лифиц И.М. Основы метрологии, стандартизации, сертификации. – М.: Изд-во «Юрайт», 1999.

6.Лукашкин В.Г. Автоматизация измерений и контроля. Учебное пособие. – М.: МГАПИ, 1999.

7.Менеджмент систем качества. Учебное пособие / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др. – М.: Изд-во стандартов, 1997.

8.Назаров Н.Г. Измерения: планирование и обработка результатов. – М.: Изд-во стандартов, 2000.

9.Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Логос», 1999.

 

Оглавление

  ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..  
  ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………….….  
  ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ…………………………………..…  
1.1 ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ МЕТРОЛОГИИ. СИСТЕМА СИ. КОНТРОЛЬ ИЗМЕРЕНИЙ…………………………………….…  
1.1.1 Предмет и задачи метрологии……………………………………  
1.1.2 Основные термины и понятия метрологии………………………  
1.1.3 История развития метрологии……………………………………  
1.1.4 Международная система единиц физических величин…………  
1.1.5 Виды и шкалы измерений. Контроль измерений……………….  
1.2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ………………………………………………………….….  
1.2.1 Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».Органы и службы по метрологии Российской Федерации………...    
1.2.2 Задачи и структура Государственной метрологической службы  
1.2.3 Государственный метрологический контроль за средствами измерений……………………………………………………….…  
1.2.4 Государственный метрологический надзор…………………..…  
1.2.5 Международные организации по метрологии………………..…  
1.3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ………...................  
1.3.1 Эталоны и стандартные образцы…………………………………  
1.3.2 Средства измерений……………………………………………….  
1.3.3 Критерии качества и погрешности измерений…………….……  
1.3.4 Калибровка средств измерений………………………………..…  
2. ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ…………………………........  
2.1 ПОНЯТИЕ О СТАНДАРТИЗАЦИИ……………………………..  
2.1.1 История развития стандартизации………………………………..  
2.1.2 Основные цели, задачи и объекты стандартизации…………..…  
2.1.3 Основные понятия и определения в системе стандартизации….  
2.1.4 Роль стандартизации в повышении качества продукции и экономической эффективности………………………………………  
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ……………………………………………………………..  
2.2.1 Система предпочтительных чисел………………………………..  
2.2.2 Основные принципы и методы стандартизации………………...  
2.2.3 Правовые основы стандартизации………………………………..  
2.2.4 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов ……………………………………  
2.2.5 Нормализационный контроль технической документации…….  

 

2.2.6 Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартами кодирование информации о товаре………………  
2.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ…….  
2.3.1 Органы и службы стандартизации………………………………..  
2.3.2 Нормативные документы по стандартизации. Категории и виды стандартов. Классификация и обозначение…………………...…  
2.3.3 Правила разработки, утверждения, обновления и отмены стандартов……………………………………………………………….  
2.3.4 Характеристика, содержание и построение основных видов стандартов (ГОСТ Р 1.5-2004)…………………………………….  
2.3.5 Межотраслевые системы (комплексы) стандартизации………..  
2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ……..  
2.4.1 Межгосударственная система стандартизации………………….  
2.4.2 Международная стандартизация………………………………….  
2.4.3 Региональные организации по стандартизации…………………  
2.4.4 Информационное обеспечение работ по стандартизации………  
2.4.5 Направления развития стандартизации в РФ……………………  
  ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ…………………………………  
3.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ОБЪЕКТЫ СЕРТИФИКАЦИИ. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……..……………………………….  
3.1.1 Основные понятия, термины, цели и объекты сертификации….  
3.1.2 Правовые основы сертификации. Роль сертификации в повышении качества и конкурентоспособности продукции…….…..  
3.1.3 Обязательная и добровольная сертификация…………………...  
3.1.4 Схемы сертификации……………………………………………..  
3.1.5 Организационная структура, принципы и порядок сертификации…………………………………………………………………..  
3.1.6 Система управления качеством и основные принципы управления качеством. Петля качества …………………………….…  
3.1.7 Сертификация систем качества и производства. Основные принципы организации работ по сертификации систем качества и производства……………………………………………….    
3.2 ОРГАНЫ СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ………………………………………………………….  
3.2.1 Органы сертификации и их функции…………………………….  
3.2.2 Испытательные лаборатории и предъявляемые к ним требования…………………………………………………………………..  
3.2.3 Общие требования к аккредитующему органу………………….  

 

3.2.4 Аккредитация органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий………………………………………...  
3.2.5 Надзор за соблюдением правил по обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией…………………………….  
3.2.6 Международные организации в области сертификации………..  
  Вопросы для самопроверки……………………………………….  
  Приложение 1. Федеральный Закон «об обеспечении единства измерений»………………………………………………….……..  
  Приложение 2. Федеральный Закон «О техническом регулировании»………………………………………………….…………..  
  Приложение 3. Основные законы и нормативные документы…  
  Приложение 4.Системы добровольной сертификации…………  
  Приложение 5.Системы обязательной сертификации………….  
  Приложение 6.Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации…………  
  Приложение 7.Перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации……………………………………………………...  
  Приложение 8. Основные термины и понятия…………………..  
  Литература…………………………………………………………  

 

 

 


Учебное издание

 

Ковалев Николай Сергеевич

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации | Правила обозначения операций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.