Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемы философской мысли Украины в XIX - XX в.в

Философские идеи украинского романтизма зарождались на фоне ликвидации в Украине второй половины XVIII в. остатков государственной самостоятельности. Как писали сами философы – романтики, своей задачей они ставили исследование «неведомой» стороны света. В этих условиях, с их точки зрения, особенно проявляются в человеке его экстазистические стороны бытия. Это дает возможность человеку «выйти» на познание и понимание высших, иррациональных сфер бытия.

Для романтизма характерно то, что человек в истории носит парадоксальный характер, характер некоего вольного творца, причем особый их интерес проявляется до познания жизни сердца. Порой можно обнаружить в философии романтиков склонность к осмыслению гармонии микро – и – макрокосмоса, но эта интерпретация носит у них чисто символический характер. В этот период особый колорит приобретает национальная идея, а сам интерес к украинскому языку у романтиков был связан с ангельским осмыслением души народа изнутри, хотя эта и обращенность носила порой мифологические черты. Более подробно об этом можно прочитать: Андрущенко В., Михальченко М. Сучасна соціальна філософія: Курс лекцій. – К., 1993; Горський В. Історія української філософії: Курс лекцій. – К., 1999

Т.Г. Шевченко не просто украинский поэт, художник, но и экзистенционально мыслящий философ. Его нельзя зачислить в разряд революционно мыслящих философов, хотя он и отстаивал идеи общественной справедливости, любви, свободы, братства. Он часто цитировал Библию, в Христе видел защитника «униженных и оскорбленных». Вообще говоря, Т.Г. Шевченко был склонен к так называемой идее славянской федерации, которая, как ему казалось, обеспечит не только становление украинской государственности, но и сохранение самобытной украинской культуры.

Что касается его целостной, философской позиции, то она носила антропоцентрический характер. Даже природа у Шевченко Т.Г. является зеркальным отражением человеческих переживаний. Это же мы обнаруживаем в его трактовке самой религии. Сам Христос интерпретируется через призму человеческой природы, а Богоматерь предстает в виде идеального типа матери. Короче говоря, в религии он видит лишь тот позитив, который имеет отношение к конкретному человеку.

Кроме того, нельзя обойти и тот факт, что архетип украинца у него приобретает сугубо мифологический, символический смысл.

Разумеется, творчество Т.Г. Шевченко сыграло значительную роль не просто в возрождении национальной самобытности украинского народа, но в первую очередь в развитии философской национальной идеи. Его приоритет в этом несомненен.

Что касается украинской философской мысли XIX начала XXв., то на ее развитие оказали огромное влияние представители классической немецкой философии – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Более подробно об этом можно прочитать: Історія філософії України: Хрестоматія – К.., 1993; Коротіч Г.В. Історія філософії: Курс лекцій – Маріуполь, ПДТУ, 2002;

Интересным и на мой взгляд, являются философские взгляды Б.Д. Юркевича (1826 – 1874г.г.)

Следует отметить, что он являет собой колоритную философскую фигуру, внесшую большой вклад в разработку проблемы «философии сердца» Известно, что он преклонялся и не раз цитировал в своих работах философские взгляды Платона. И тем не менее, П. Юркевич пришел к глубокому убеждению в том, что мысль, идеальное как таковое не исчерпывает собой всю полноту духовности как таковой. Истинный свет бытия обнаруживает себя через сердце, ибо в нем расположены не только духовные, но и так называемые душевные формы бытия. Он был уверен в том, что сердце человека – это тот орган жизнедеятельности, в котором и только в нем возможно проявление нравственных ценностей. Только тогда возможны братство и любовь между людьми, если люди, как полагал Б. Юркевич, будут прислушиваться к своему сердцу.

В конечном счете, мы обнаруживаем тот факт, что Б. Юркевич устанавливает разумную гармонию между сердцем и разумом человеком. В этом он видел залог счастливого человеческого бытия, где в полной мере проявится человеческая индивидуальность.

Конечно, философская мысль того времени не была однозначной. В ней можно увидеть проявление не только идей неокантианства и неогегельянства, но и идей позитивистского и философско – религиозного толка.

Во всяком случае критичность и оригинальность в постановке и решении основных философских проблем присуще украинской философии этого времени. Более того, большинство философов, при осмыслении социально – философских проблем, и прежде всего, проблемы человека, основной акцент делали на необходимость исследования роли и значимости духовных ценностей, духовности в целом, в жизнедеятельности человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гуманистические и реформационные идеи в украинской философии XVI – XVIII в.в | Философские взгляды М.П. Драгоманова и И.Я. Франко
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.