Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоактивных веществ




Психогигиена, первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

 

 

 

КРАСНОЯРСК 2007


 

Психогигиена, первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ. Фондовая лекция по курсу “Профилактика наркоманий” для курсантов 1 курса очной формы обучения (специальность 030501.65 – юриспруденция).– Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007. – с.21.

 

В лекции освещены основные вопросы, касающиеся психогигиены, первичной, вторичной и третичной профилактики зависимости от психоактивных веществ, современных подходов к созданию комплексных профилактических программ.

 

 

Подготовила: профессор кафедры криминалистики, д.м.н., подполковник милиции Коробицина Т.В.

 

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Красноярской медицинской академии, д.м.н., профессор А.А. Сумароков

 

Доцент кафедры криминалистики СибЮИ МВД РФ, к.м.н., подполковник милиции М.А. Лисняк

 

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании МС «Криминалистическая техника»

«____» «_____________» 2007 г. Протокол № _____.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1. Психогигиена: понятие, основные мероприятия 7

2. первичная профилактика: понятие,

основные мероприятия 13

3. Вторичная профилактика: понятие,

основные мероприятия 16

4. третичная профилактика: понятие,

основные мероприятия 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Валентик, Ю.В. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии / Ю.В. Валентик, О.В. Зыков, М.Г. Цетлин. – М., 1997.

2. Ведищева, М.М. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению / М.М. Ведищева, Л.Н. Рыбакова, М.Г. Цетлин // Педагогика. – 1997. – № 1.

3. Гасанов, Э.Г. Наркотизм: Тенденции и меры преодоления. – М., 1997.

4. Гирич, Я.П. Личностный аспект профилактики аддиктивного поведения / Я.П. Гирич, Т.В. Коробицина // Психическое здоровье. – 2006. – № 9 – С. 39-44.

5. Гирич, Я.П. Наркологически ориентированная психогигиеническая программа. – Красноярск, 1992.

6. Готчина, Л.В. Методики профилактики наркомании: Учебное пособие / Л.В. Готчина, Т.В. Коробицина, Е.В. Жижко. Под ред. В.А. Кудина. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2006. – 71 с.

7. Ерышев, О.Ф. Наркомании: проявления, лечение, профилактика / О.Ф. Ерышев. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2005. – 96 с.

8. Жижко, Е.В. Подростковые наркомания и алкоголизм: причины и профилактика / Е.В. Жижко, Т.В. Коробицина: Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2003.

9. Кобзева, И.В. Концепция региональной профилактики наркотизма несовершеннолетних в образовательных учреждениях (криминологический и правовой аспекты). – Рязань, 2004. – 161 с.

10. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы: Федеральная целевая программа Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 561.

11. Коробицина, Т.В. Проблемы и возможности комплексной профилактики потребления психоактивных веществ / Т.В. Коробицина // Материалы конф. «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» – Красноярск, 2006.

12. Орешникова, И.Б. Пути предупреждения наркомании и алкоголизма среди школьников. – Ульяновск, 1998.

13. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Учебно-методическое пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. – М.: изд-во «Щит-М», 2005. – 902с.

14. Пятницкая, И.Н. Наркомании. – М., 1994.

15. Романова, О.Л. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей // Вопросы наркологии. – 1997. – № 2.

16. Спрангер, Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии. – 1993. – № 3.

17. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы наркологии. – 1997. – № 3.


ВВЕДЕНИЕ

 

Распространенность алкоголизации, наркотизации, влияющих на криминогенную ситуацию, определяет социальное благополучие в регионе, причем усилия отдельных служб и общественных организаций не приводят к улучшению его информативных показателей. Поскольку ухудшение социального благополучия обычно не связанно с конкретной причиной, всегда имеет место воздействие целого комплекса факторов риска, одни из которых преимущественно увеличивают вероятность изменения ситуации, другие – способствуют реализации негативных явлений. Только часть факторов является значимой и не все из них реально управляемы, поэтому при обосновании конкретных форм работы следует отдавать предпочтение тем неблагоприятным факторам, на которые могут эффективно воздействовать социальные службы.

Закономерности приобщения к наркотикам, особенности формирования аддиктивного (зависимого) поведения, и, в конечном счете, развития зависимости от психоактивного вещества определяют направления разработки адекватных мер противодействия наркотизации населения. Сотрудники правоохранительных органов должны иметь представление о профилактических программах зависимостей от психоактивных веществ.

Может быть выделен комплекс мер, предусматривающих уменьшение риска неблагополучия в отдалённой перспективе (психогигиеническое направление), и совокупность мероприятий, предусматривающих снижение вероятности реализации потенциального неблагополучия (профилактическое направление). Причем при разработке психогигиенических программ должны учитываться социально-психологические факторы, влияющие на формирование личности аддикта на различных возрастных этапах, создание первично профилактических программ требует систематизации социально-психологических факторов, способствующих становлению изучаемого неблагополучия, на основе анализа особенностей функционирования неформальных групп, в которые входят лица с признаками социальной дезадаптации. Программы вторичной и третичной профилактики разрабатываются на основе систематизации биологических и социально-психологических факторов риска, способствующих рецидивам социально негативных явлений, с учетом соответствующих медицинских и юридических показателей.


1. Психогигиена: понятие, основные мероприятия

 

Психогигиена – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования факторов риска развития зависимости от психоактивных веществ. Цель психогигиены – уменьшить численность группы риска развития зависимости от психоактивных веществ (именно в нее входят лица с наличием факторов риска).

Повлиять на биологические факторы риска (наследственную отягощенность, формирование алкогольного, наркоманического плода) с достаточной эффективностью в настоящее время не представляется возможным – эти факторы не относятся к реально управляемым. Поэтому основное внимание уделяется предупреждению социально-психологических воздействий, могущих привести к развитию зависимости. Такие факторы были нами рассмотрены в предыдущей лекции.

Ведущим личностным фактором риска является инфантилизация личности «потенциального наркомана». При разработке психогигиенического направления оптимальным является использование мотивационной концепции личности А. Сэва, так как структуру личности здесь определяют социально значимые формы деятельностей (семейной, служебной и т.д.). Стереотипы поведения формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте невербально, путём приобретения устойчивых навыков, и определяют способность личности к адаптации после достижения совершеннолетия. Анализируются средовые влияния по простым, доступным однозначной оценке социологическим и им подобным показателям (возраст, состав и образовательный ценз семьи, форма школьного и внешкольного обучения в динамике и т.п.).

Преморбидная личность «потенциального наркологического аддикта» отличается задержкой развития её мотивационной сферы на уровне интимно-личностного общения без тенденции к переходу на типичный для совершеннолетних этап учебно-профессиональных деятельностей. Соответствующая задержка прослеживается с 10-12 лет и проявляется в отставании как операционально-технической, так и мотивационной сторон деятельностей. Имеется четкая связь особенностей внутрисемейного воспитания в первые годы жизни с характером мотивационной направленности личности уже после достижения совершеннолетия. В определенной мере, отмечается значимость внесемейного обучения и воспитания (характер учебы в школе, занятия в кружках, секциях и т.п.). Следовательно, меняя условия внутри- и внесемейного воспитания, обучения можно уменьшить вероятность формирования личности «потенциального наркологического аддикта».

Основные возрастные и профессиональные группы населения должны знать особенности развития мотивационной сферы личности, факторы, определяющие «запас прочности» семьи, и механизмы его стабилизации, приёмы стимуляции развития мотивационной сферы путём внесемейного обучения и воспитания в разные годы жизни ребёнка.

Поскольку наиболее вероятно формирование личности «потенциального наркологического аддикта» в семьях неполных, наркологических больных и педагогически несостоятельных (тех, где воспитанию детей не уделяется адекватного внимания), комплекс мер психогигиенической направленности должен предусматривать работу по предупреждению «накопления» семей этих типов в регионе.

Прежде всего, на предотвращение формирования «неполных семей», поскольку доказана принципиальная важность полной семьи в первые 3-5 лет жизни для гармоничного развития ребенка.

Разработаны методы специального обследования вступающих в брак, которые позволяют достаточно точно прогнозировать «устойчивость» будущей семьи, но многие из этих приемов, несмотря на точность и надежность заключений, в применении требуют для консультирования значительного количества специально подготовленных психологов. В создавшейся социально-экономической ситуации широко их использовать не представляется возможным.

В тоже время, имеются менее точные, но вполне применимые методы. Каждая семья обладает определенным «запасом прочности» и в значительной мере его можно определить уже ко времени образования семьи. Так, по данным социологов, средний в вариационном ряду возраст для вступления в брак – 20-25 лет. Семьи, образованные в этом возрасте, обладают повышенной устойчивостью. Еще более значимо наличие соответствия возраста и образования супругов. Если ко времени вступления в брак возраст мужчины 30 лет и высшее образование, возраст женщины 20 лет и неполное среднее образование – «устойчивость» семьи оказывается низкой, велика вероятность развода. Оптимальные условия для воспитания детей в таких семьях бывают не часто.

Со времени образования семьи в силу вступают также новые "внутрисемейные" влияния. Они зависят от рождения детей, совместного проживания с пожилыми родителями, жилищных условий, материального обеспечения и т. п. Но, как и подростковые асоциально ориентированные группы, семьи мало подвержены убеждениям, разъяснениям, то есть «влияниям извне». Хотя соответствующую работу, опять же, могут эффективно проводить целенаправленно обученные специалисты, преимущественно психологи и педагоги, широкое их использование мало приемлемо из-за дефицита бюджетного финансирования. Однако имеется реальная возможность использовать методы внесемейной коррекции.

Наиболее высокий риск формирования аддиктивной личности (с повышенным риском алкоголизации, наркотизации, криминально ориентированного поведения) в случаях, когда в первые годы жизни ребенок воспитывается без матери. Несколько меньше такой риск при отсутствии в этом возрасте обоих родителей, еще меньше – при отсутствии отца. Дальше (в порядке убывания) идет отсутствие брата, сестры, дедушки, бабушки.

В педагогике, психологии используется понятие «полный дом». Здесь учитываются преимущественно первые 3-5 лет жизни ребенка. Считается оптимальным наличие в этот период матери и отца, брата или сестры, дедушки и бабушки. И это имеет свое объяснение. Период до 3 лет – возраст «первых вопросов». Ребенок у окружающих спрашивает: «Что это?». Его мозг накапливает первичную информацию. На поставленный вопрос отец, мать, сестра, бабушка ответят по-разному. У ребенка появляется возможность и необходимость выбора «правильного» ответа. Чем больший состав семьи, тем больше вариантов ответов и, следовательно, вариантов оценки.

C 3 до 7 лет - возраст «вторых вопросов». Ребенок спрашивает: «Почему это?». Мозг в этом возрасте начинает анализировать, систематизировать полученную информацию. Причем, по сути, не важен правильный ответ взрослого, более значима готовность произносить все новые «почему?». Аналогичные вопросы задают сверстники и, если ребенок находится в их коллективе, число заданных вопросов растет пропорционально числу детей. Поэтому в возрасте от 3 до 7 лет ребенку желательно посещать детский сад. Доказано, что посещение дошкольных детских учреждений в возрасте от 3 до 7 лет существенно «сглаживает» дефекты внутрисемейного воспитания детей из «неполных» и социально неблагополучных семей. Такую помощь вполне могут оказать государственные подразделения.

Есть возможности воздействия на детей из «неполных» и социально неблагополучных семей и в возрасте старше 7 лет. Мала вероятность формирования личности с отклоняющимся поведением у детей хорошо успевающих в школе и обучающихся по дополнительной «развивающей» программе (кружки, секции и т.п.). Очень важно предупредить снижение успеваемости по основной программе и отказ от посещения кружков, секций с возраста 10-12 лет. Эти формы работы также вполне доступны как государственным структурам, так и педагогам, родителям.

Население должно быть знакомо с факторами риска распада семьи, такими как: несоответствие возраста вступающих в брак более 5 лет, несоответствие их образовательного ценза и создание семьи в возрасте моложе 20 лет и старше 28-30 лет. Именно эти факторы легко определяются еще до образования семьи, и их учет при вступлении в брак позволит получить в перспективе большее количество потенциально стабильных семей.

Учет родителями наиболее значимых факторов, влияющих на развитие мотивационной сферы ребенка, позволяет уменьшить число педагогически несостоятельных семей. Необходимо обеспечить обязательное «домашнее» воспитание ребенка до 3-х лет, посещение детского дошкольного учреждения в возрасте 3-7 лет, занятия по дополнительной развивающей программе с возраста 7 лет, предупреждение снижения успеваемости и отказа от обучения по дополнительной развивающей программе в возрасте 10-11 лет.

Соответствующая просветительская работа должна проводиться в старших классах общеобразовательных школ, в студенческих группах училищ и техникумов, а также через родительские собрания с лицами старших возрастных групп. Дополнительно необходимо издание популярных пособий, отражение основных положений образовательной программы в средствах массовой информации, введение соответствующего раздела в учебные программы школ, средних, средних специальных, а также высших учебных заведений по дисциплинам валеологической направленности.

Введение добрачного консультирования лиц, вступающих в брак, когда они предупреждаются о возможных нежелательных последствиях при образовании семьи в возрасте моложе 20 лет, несоответствии паспортного возраста друг друга более 5 лет, явном несоответствии их образования обосновано, однако трудно реализуемо.

Проведение мер внесемейной коррекции для детей из неполных и асоциальных семей, которые предусматривают обеспечение внеочередного и, по возможности, бесплатного устройства детей, достигших возраста 3 и более лет, в дошкольные детские учреждения; привлечение детей, начиная с первого года обучения в школе, к занятиям по дополнительной развивающей программе в школе и вне ее; предупреждение снижения успеваемости и отказа от обучения по дополнительной развивающей программе в период учёбы детей в 4-5 классах, трудно выполнимо в реальных условиях без целенаправленного дополнительного бюджетного финансирования.

 


2. первичная профилактика: понятие, Основные мероприятия

 

Первичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение эпизодического употребления психоактивных веществ. В широком смысле первичная профилактика предполагает работу, направленную на профилактику первой пробы наркотика. В рамках первичной профилактики можно выделить направления работы правоохранительных органов и психолого-педагогическое.

Первично профилактическое направление в первую очередь включает мероприятия правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, однако при существующей законодательной базе (фактическая декриминализация действий потребителей наркотиков после принятых в феврале 2006 г. крупных и особо крупных размеров наркотических средств и психотропных веществ, исключение принудительного лечения больных алкоголизмом и наркоманией из действующего УК РФ и др.) такая деятельность крайне затруднена. Ожидать высокой ее эффективности в виде существенного ограничения количества и тем более полного отсутствия наркотиков на территории региона не приходится. Поэтому основные усилия в такой ситуации должны быть направлены на реализацию психолого-педагогического аспекта первичной профилактики – предупреждение первой пробы психоактивных веществ за счет грамотно построенной просветительской работы.

В настоящее время чтением лекций и проведением бесед антинаркотической и антиалкогольной направленности занимаются чаще всего неподготовленные для этого люди, а используемые непрофессионально санитарно-просветительские приёмы дают скорее негативный результат. Изложение проявлений исхода алкоголизма или наркомании – клиники конечной (третьей) стадии, как правило, усиливает наркологическую неграмотность населения, поскольку за признаки крепкого здоровья принимаются диаметрально противоположные признаки начальной (первой) стадии зависимости. Запугивание правовыми последствиями и возможностью смерти от передозировки в молодежной среде, где если и есть потребители наркотиков, то с малым стажем, и слушатели не имеют подобных примеров в своей реальной жизни, приводит к полному отрицанию получаемой информации по принципу «так не бывает». Описание эффектов различных психоактивных веществ стимулирует у слушателей интерес и желание их попробовать.

Основное внимание в решении проблемы первичной профилактики должно уделяться двум моментам: во-первых, коррекции наркологической неграмотности населения, во-вторых, профилактике формирования и разрушению аддиктивных неформальных групп (в таких группах нет практически иной деятельности, кроме связанной с проблемами алкоголизации, наркотизации, асоциальные действия – престижны, а членами групп аддикты становятся по своей инициативе, причем принципиальных различий между особенностями становления и функционирования неформальных групп алкоголиков и наркоманов нет). Позитивный результат можно получить, если просветительская работа будет преследовать три основные цели:

1. Необходимо добиться понимания того, что получение удовольствия при приеме психоактивного вещества (будь то алкоголь или наркотики) и его хорошая переносимость – это проявление заболевания (эйфория опьянения и рост толерантности являются характерными признаками болезни).

2. Необходимо добиться понимания того, что чаще всего начинают употреблять психоактивные вещества подростки, отставшие в развитии от сверстников (наибольший риск наркотизации и алкоголизации имеют инфантильные подростки с задержкой формирования мотивационной сферы).

3. Необходимо научить ребенка говорить «нет», если ему предложили попробовать психоактивное вещество. Для этого следует проводить специальные тренинги, а не повторять стереотипное «Скажи наркотикам «нет!», так как при частых повторениях одних и тех же утверждений их первоначальный смысл вообще теряется.

Такой просветительской работой должны быть охвачены дети 11-12 лет, поскольку они уже достаточно взрослы, чтобы понять все, о чем им говорят, но вместе с тем они еще не являются членами неформальных подростковых групп, и для них остается значимым мнение родителей, педагогов, информация будет восприниматься как верная и важная. Занятия с подростками 13-18 лет, можно проводить только в виде тренинга специально подготовленным специалистом при наличии «обратной связи» и контроля усвоения информации. Население старших возрастных групп охватывается соответствующей работой через родительские собрания, где слушатели играют роль «воспитателей» и информацию воспринимают с позиций ее полезности для своих детей. Через 3 месяца необходимо проведение «подкрепления» сформировавшегося мнения путём публикации соответствующих материалов в СМИ, через 9 месяцев - рассылкой через почту каждому жителю специальной памятки.

 


3. Вторичная профилактика: понятие, основные мероприятия

 

Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития заболевания и его прогрессирования у лиц, употребляющих психоактивные вещества. В основе вторичной профилактики лежит качественное лечение больных с зависимостью. Соответствующие стандарты разработаны Министерством здравоохранения, четко регламентированы. Более значимо учитывать тот факт, что успех вторичной профилактики зависит от сроков выявления заболевания. Чем раньше обнаружена проблема, тем больше вероятность достижения позитивного результата. Однако наркологическая служба работает практически только по обращаемости, которая была всегда крайне низка, а после отказа от принудительного лечения больных алкоголизмом и наркоманиями произошло также существенное уменьшение числа лиц, доставляемых на судебно-наркологическую экспертизу.

Поэтому особое внимание должно быть уделено работе с населением по раннему выявлению признаков употребления психоактивных веществ. Мероприятия по повышению грамотности населения в этих вопросах могут проводиться по аналогии с первично профилактической просветительской программой (вначале лекционная работа, в последующем публикации и рассылка памяток). Предлагаемая на каждом этапе информация должна содержать только необходимый минимум, быть понятна, снижать вероятность необоснованного обвинения родителями своего ребенка в употреблении наркотиков (такие действия могут привести к протестной реакции подростка в виде пробы психоактивного вещества) и включать обязательно адреса помощи.

Необходимо помнить, что в одних случаях картина опьянения включает: вялость, заторможенность, малоподвижность, затруднения при установлении речевого контакта, сонливость, иногда переходящую в поверхностный сон, легко прерываемый извне. Мимика бедная, вялая. Речь монотонная, замедленная, временами смазанная, нечеткая, подчас неразборчивая. Могут наблюдаться невыраженные нарушения координации движений, равновесия, походки.

В других случаях в опьянении преобладают: повышенное настроение, беспричинная веселость, смешливость, дурашливость, двигательная расторможенность, непоследовательность в действиях, повышенная отвлекаемость, затруднения при необходимости концентрации внимания. Речь убыстренная, многословная, иногда прерывается приступами внезапного смеха, ответы, как правило, невпопад.

Подчас преобладают явления благодушия, довольства, на лице может блуждать безмятежная улыбка. Иногда наблюдаются застывания в мечтательной позе.

В некоторых случаях в состоянии наркотического опьянения более всего выражены: злобность, агрессивность, раздражительность, возникающие даже по незначительному поводу. Наблюдаются нарушения почерка, других тонких и точных движений; покраснение или бледность кожных покровов; «лихорадочный блеск» или «мутность» глаз, резкое расширение или значительное сужение зрачков.

Общими для лиц, находящихся в состоянии легкого наркотического опьянения, являются кратковременные нарушения мышления – в виде снижения способности к формулировке суждений, решению логических задач, выполнению обычных математических операций, а так же различные изменения поведения. Следует учесть, что эпизоды наркотического опьянения могут повторяться в течение дня, быть непродолжительными.

Крайне желательно уметь определить или заподозрить наличие состояния отмены в период уже сформировавшейся наркомании. Она развивается в период резкого отнятия наркотика.

Появляются внешне беспричинные жалобы на боли в мышцах или суставах, общее недомогание, боли в животе, поносы, чихание или слюнотечение без других простудных явлений. Подростки становятся беспокойными, раздражительными, особенно грубыми или подавленными, они могут совершать «непонятные» неправильные поступки, обусловленные поисками наркотиков. В других случаях больные становятся вялыми, сонливыми, меняется их внешний облик в связи с резким похуданием, они отличаются «запавшими» глазами, особой бледностью лица.

Желательно знать особенности изменения поведения таких подростков. Появляется не свойственная им ранее вялость, определенная заторможенность, или наоборот, повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность. Возникают постоянные затруднения в концентрации внимания, запоминании, усвоении нового материала с нарастающей отвлекаемостью, рассеянностью. Отмечаются существенные изменения настроения в виде его внешне необоснованного повышения с благодушием, расторможенностью, вплоть до дурашливости или, напротив, постоянной подавленности, тоскливости, апатичности. Внимание должны привлекать изменения в худшую сторону во внешнем облике подростков, их манерах, в снижении интереса к учебе, к спорту, к занятиям в кружках и т.д.

Необходимо ориентировать население, что состояние наркотического опьянения (отравления) еще не означает наличия заболевания «наркомания».

Похожие на наркотическое опьянение (отравление) состояния могут встречаться и при других заболеваниях (внутренние кровотечения, черепно-мозговая травма, инсульт и т.д.).

Диагноз «наркотическое опьянение (отравление) может поставить только специально подготовленный нарколог на основе внешнего осмотра и данных специального лабораторного исследования крови и мочи.

 

Употребление психоактивных веществ (в том числе наркотиков) можно заподозрить при обнаружении у подростка:

1. Каких-либо таблеток, ампул, других медицинских форм лечебных препаратов;

2. Каких-либо приспособлений для инъекций (уколов) - шприцов, специальных игл, жгутов и т.д., а так же следов на коже, сосудах от инъекций, свежих и давних – в виде изменений поверхностных и глубоких вен в области локтевых сгибов, предплечий и других местах;

3. Тех или иных химических веществ – растворов, реактивов, особенно из класса органических растворителей, а также специфического «химического» запаха выдыхаемого воздуха либо запаха, исходящего от одежды, волос, кожи лица, рук;

4. Различных приборов (или их деталей) для обработки растений, перегонки или очистки химических препаратов и т.п.

Крайне необходима «наркологическая бдительность» родителей, педагогов, представителей правоохранительных органов для выявления возможного потребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Для этого в крайне сжатой форме, доступно, ниже излагаются признаки, характеризующие отдельные виды наркомании, развивающиеся при употреблении различных психоактивных веществ.

Специальная работа должна быть проведена с руководителями подразделений ОВД, ответственными за быстрое реагирование на заявления граждан об обнаружении наркотизирующихся групп, так как своевременный выезд на место, фиксирование данных об участниках таких групп, сообщение заинтересованным лицам позволяет выявить лиц, эпизодически употребляющих психоактивные вещества без формирования еще зависимости, и предупредить у них развитие заболевания.

 


4. третичная профилактика: понятие, Основные мероприятия

 

Третичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение инвалидности больных наркоманией. При развитии зависимости от психоактивных веществ конечная стадия наркомании не развивается только в том случае, если больной на одном из этапов формирования заболевания прекратит прием психоактивного вещества, остановив тем самым прогрессирование болезни. Поэтому мероприятия третичной профилактики направлены на удержание наркозависимого от возобновления приемов вещества, к которому сформирована зависимость. Это достигается путем реабилитационных (восстановление утраченных в связи с заболеванием возможностей) и ресоциализирующих (создание адекватной социальной среды, восстановление прежних социальных связей) мероприятий.

Реабилитацию, ресоциализацию лиц с зависимостью от психоактивных веществ по зарубежным стандартам (обязательное предоставление лицам, прошедшим реабилитацию, рабочего места, иных социальных гарантий) в настоящее время в России применить нельзя, однако внимательного рассмотрения требуют предложения социальных служб по предоставлению больным возможностей развивающего обучения, занятия альтернативными видами деятельности.

В настоящее время говорят о неоабилитации больных, то есть о предоставлении им новых возможностей, которыми эти лица ранее не обладали. Направления реабилитационных мероприятий самые различные, однако проблема современного российского общества в том, что реализация их крайне затруднительна из-за негативного отношения общества в целом к проблеме реабилитации наркоманов и недостаточности средств, отпускаемых на данный раздел профилактической работы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Только при реализации комплекса приемов возможно изменение сложившейся негативной ситуации, связанной со злоупотреблением психоактивными веществами населением региона, как текущей, так и в отдаленной перспективе.

Сотрудники правоохранительных органов должны быть готовы принять участие в этой работе на любых ее этапах для предупреждения роста наркотизации населения и, как следствие, предотвращения увеличения количества правонарушений, связанных, так или иначе, с наркотиками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.