Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модификация экспертной сис-мы

План

Долитературный период античности

 

1. Древнейшие цивилизации и первейшие письменные источники.

2. Священные книги наиболее распространенных религий.

3. Античность — колыбель западноевропейской цивилизации.

4. Лев Толстой и наследие древних греков.

 

 

Мы с вами совершим путешествие по векам и странам. Путешествие будет необычное: продлится оно примерно полгода, но мы проследим развитие европейской культуры и литературы от античности и до сегодняшнего дня. Наша вторая лекция посвящена долитературному периоду античности.

В процессе исторического развития общества сложилась система видов искусств. Отличаются они друг от друга тем, чтó в них изображается, самим содержанием, а также материалами и средствами художественного выражения. Предметом изображения для музыки является мир внутренних переживаний, чувств, настроений, а материалом — звуки, которые можно воспроизводить при помощи разных инструментов. Основное содержание произведений живописи — мир вещей, природы, визуальная сторона нашей жизни, а средства выражения — изображение на холсте при помощи красок. Хореографическое искусство передает в танцевальных движениях переживания, эмоции, иногда даже целые истории. Но, естественно, отразить все без исключения стороны жизни силами одного вида искусства практически невозможно. За исключением одного — художественной литературы.

Как мы уже говорили, литература выполняет множество функций: воспитательную, когда благодаря книге мы становимся лучше и как бы растем над собой; воздействующую, когда по слову писателей целые народы отваживались на перемены, даже на революции; гедонистическую, когда чтение книг доставляет огромное наслаждение и т. д. Но одна из самых важных функций — образовательная. В произведениях художественной литературы есть самая разнообразная информация о быте людей, живших в давние времена, в других странах, информация об исторических и социальных особенностях их жизни и многое другое. Сегодня мы будем говорить о ранних текстах, которые, по большому счету, и литературой мы назвать не можем, поскольку существовали они в устной форме, автора не было вовсе, но эти произведения оказали самое серьезное влияние на последующее развитие не только литературы, но и всей европейской культуры.

Если говорить о возникновении разных видов искусств, становится понятно, что литература не была первой. Более того, словесное искусство, по-видимому, возникло позже некоторых других видов искусства, так как его материалом, первоэлементом является слово, речь. Разумеется, все искусства могли появиться только после того, как человек овладел членораздельной речью, но для возникновения словесного искусства требовалась высокая степень развития языка в его коммуникативной функции и наличие довольно сложных грамматико-синтаксических форм.

По-видимому, ранее всего появилось изобразительное искусство. Первые декорированные деревянные и костяные предметы (женские статуэтки — палеолитические «Венеры») относятся примерно ко времени за 25 тыс. лет до н. э. Классические памятники европейской пещерной живописи — изображения животных в ориньякской, солютрейской и мадленской археологических культурах — относятся к XXV—X тыс. до н. э.

Если говорить о возникновении литературы, когда говорим о самом раннем этапе, мы традиционно вспоминаем античную литературу Древней Греции и Рима. Однако это были вовсе не древнейшие цивилизационные формации. Например, шумерская цивилизация, наряду с египетской, является одной из древнейших в мире: уже в конце IV тыс. до н. э. в Двуречье, в долине рек Тигра и Евфрата, образовалось классовое общество. По числу сохранившихся произведений (известные нам литературные памятники исчисляются сотнями) клинописная литература далеко превосходит все остальные литературы Древности, кроме греческой и римской. Правда, объем клинописных литературных произведений по большей части невелик: на тяжелых и громоздких глиняных плитках трудно было записывать пространные тексты. Поэтому даже самые большие клинописные литературные памятники содержат не более двух-трех тысяч строк.

Что же касается ранних шумерских текстов, то наши сведения о них пока незначительны: нам известны некоторые школьные тексты, исторические надписи (строительные, хроникальные), самые древние из которых восходят к XXVII—XXVI вв. до н. э., а также гимны.

Если бы не мать моя, на улицу и в степь тебя бы прогнали!

Герой! Если бы не мать моя, на улицу и в степь тебя бы прогнали!

Если бы не мать моя Нингаль, на улицу и в степь тебя бы прогнали!

.................

Если бы не отец мой Зуэн*, на улицу и в степь тебя бы прогнали!

Если бы не брат мой Уту, на улицу и в степь тебя бы прогнали!

Девушка, не заводи ссоры!

Инанна, обменяемся речами достойно!

Инанна, не заводи ссоры!

Нинэгалла**, посоветуемся спокойно!

Мой отец твоего не хуже!

Инанна, обменяемся речами достойно!

Мать моя твоей не хуже!

Нинэгалла, посоветуемся спокойно! (обрядовая песня)

Египетская письменность одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне писали иероглифами и иератикой, иначе говоря, они пользовались двумя системами письма — иероглифической и иератической. В VIII в. до н. э. появилось еще одно — сложное и трудное демотическое письмо.

Литература Древнего Египта, как и любая другая литература, неразрывно связана с жизнью общества и его идеологией. А так как в Древнем Египте религия была господствующей формой идеологии, не удивительно, что египетская литература испытывала на себе ее существенное влияние, и религиозным мироощущением в различных его проявлениях пропитаны многие произведения этой литературы. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская литература представлена лишь религиозными или мифологическими текстами. Напротив, она отличается богатым жанровым разнообразием.

Наряду с переработанными народными сказками, в египетской литературе есть и произведения, описывающие реальные события, надписи царей и вельмож исторического характера, религиозные и философские сочинения; мифологические повествования, басни, любовная лирика. Египтянам были известны и театральные представления, причем не только в форме мистерии, но в какой-то мере и в форме светской драмы. Существовала, наконец, обширная дидактическая литература в виде так называемых «поучений», содержавших моральные предписания и правила поведения в обществе.

Сестра — на другом берегу.

Преграждая дорогу любви,

Протекает река между нами.

На припеке лежит крокодил.

Вброд я иду по волнам,

Пересекая теченье.

Храбрости сердце полно.

Тверди подобна река.

 

Любовь укрепляет меня,

Как от воды заклинанье,

Пропетое девой.

Я вижу ее приближенье — и руки простер.

 

Сердце взыграло,

Как бы имея вечность в запасе.

Царица моя, подойди, —

Не медли вдали от меня! (любовная лирика)

История Древнего Ближнего Востока во II тыс. до н. э. в значительной мере определяется соперничеством двух народов — хеттов и хурритов. Есть основания предполагать влияние хеттских эпических сочинений, переведенных с хурритского, на греческий эпос, и хеттскую литературу можно рассматривать как мост между античной литературой и хурритской.

Солнца Бог! Ему на благо

Приготовь ты этот луг!

Луг никто пусть не отнимет,

Луг никто пусть не отсудит!

Пусть на том лугу пасутся

У него быки и овцы,

Кони с мулами пасутся (обрядовая песня).

Помимо упомянутых литератур, среди древних также можно назвать и финикийскую, древнекитайскую, древнеиндийскую, древнеиранскую, древнееврейскую, которые также хронологически предшествовали античной классической литературе Древней Греции и Рима, но их рассматривать мы не будем, поскольку предмет нашего изучения — литература Западной Европы.

Большое влияние на культуру Европы оказали и оказывают до сих пор священные тексты разных религий. Я назову только некоторые, но самые важные и распространенные.

Библия – книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия, сборник древнееврейских священных текстов, входит и в христианскую Библию, образуя ее первую часть – Ветхий Завет. Слово «завет» в этом контексте используется как синоним слову «договор». Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом, т. е. новым договором. Новый Завет составляет вторую часть христианской Библии.

Текст Библии. Большинство ветхозаветных книг написаны на древнееврейском языке (библейском иврите), однако встречаются и отрывки на арамейском языке, на котором евреи говорили после 4 в. до н. э. Традиционно авторство ветхозаветных книг приписывается нескольким предводителям, прославившимся в еврейской истории, в числе которых – Моисей, Самуил, Давид, Соломон. Однако сейчас установлено, что многие книги представляют собой позднейшие компиляции древних преданий и документов. Новозаветные книги появились в течение первого столетия после смерти Иисуса. Они написаны на греческом языке, хотя есть вероятность, что одна-две книги первоначально были написаны по-арамейски, а позднее переведены на греческий. Авторами новозаветных книг принято считать апостолов и учеников Иисуса. Это Иоанн, Матфей, Марк и Лука.

Коран – священная книга мусульман. Согласно богословской традиции Коран считается несотворенной божественной речью, переданной людям через пророка Мухаммеда; Коран предвечно существовал на арабском языке в неизменном виде и пребудет таковым до Страшного суда. Поэтому безусловным требованием является использование в любых мусульманских ритуалах только арабского текста. Коран состоит из 114 глав, называемых сурами. В Коране суры расположены не хронологически, а в порядке убывания по объему. Интересный факт: считается, что перевести Коран на любой национальный язык невозможно, поэтому не существует ни одного перевода Корана. Чтобы как-то помочь верующим во всех странах понять божественную речь бога, мусульмане предлагают не перевод, а толкование. Поэтому в любом издании Корана на национальном языке с одной стороны страницы помещается арабский текст, а с другой — его толкование на национальном языке.

Талму́д — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Талмуд представляет собой Устный Закон (или Устную Тору). Ортодоксальным еврейством он почитается наравне с Писаным Законом (Библией). Традиционно считается, что Устный Закон был получен Моисеем на горе Синай вместе с Писаным и передавался изустно из поколения в поколение. Помимо религиозных и правовых норм, религиозно-философских положений, Талмуд содержит данные по медицине, астрономии, математике, географии и т. д. На сегодняшний день общее количество книг Талмуда составляет 19 томов, а с комментариями и пояснениями — 36. Отсюда и в Русском языке слово «талмуд» стало нарицательным и используется для обозначения очень объемной, толстой книги.

Трипитака это каноническое собрание текстов буддизма, содержащее откровения Будды в изложении его учеников. В течение веков эти откровения передавались изустно, впервые, по легенде, получили литературное оформление в I в. до н. э. Это собрание произведений различных авторов и разных эпох; философско-психологические рассуждения и этические максимы перемешаны в ней со сказками, легендами, притчами. Трипитака состоит из трех питак («корзин»): в «Корзине сутр» излагаются основы учения, в «Корзине наставлений» содержится устав буддийской общины, в «Корзине мудрости» представлено собрание философских текстов, раскрывающих суть буддийской догматики.

Веды – это древнейшие памятники индийской религиозной литературы, складывавшиеся на протяжении ряда веков (конец II – начало I тысячелетия до н. э.). Веды состоят из 4 сборников, названия которых отражают их суть: " Риг-веда " – "Веда хвалы"; " Йаджур-веда ", известная как "Веда жертвоприношений", содержит инструкции по проведению жертвоприношений; " Сама-веда " – "Веда песнопений"; " Атхарва-веда " содержит различные песни и обряды, по большей части предназначенные для излечения болезней. На основе Вед сложилась ведическая религиозная традиция, многие образы и философские концепции которой вошли впоследствии в такие религиозно-философские системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм.

Авеста – собрание священных книг зороастризма, самой первой из мировых религий откровений, последователи которой проживали в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане, и ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Авеста написана на одном из древнеиранских языков, точная локализация которого не установлена. Условно считается, что текст был изложен на одном из северных диалектов иранского языка. Среди книг Авесты выделяются сочинения Заратуштры (Заратустры), учение которого вновь получило распространение и популярность в конце 19 в., когда появился известнейший трактат Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Итак, термины «античность», «античный», произошли от латинского слова «antiquus» — «древний», а их исключительное применение к греко-римскому обществу и его культуре условно и может быть признано справедливым лишь с ограниченно-«европейской» точки зрения. Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу. Античная литература – первая ступень в культурном развитии Европы, поэтому она и влияет на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Античные слова становятся для нас обыденными, например слова «аудитория», «лектор». Сам тип лекции является классическим – так читались лекции еще в Древней Греции. Многие предметы также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титан». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности.

Древняя Греция — родина западной цивилизации, а также удивительных легенд: например, о погибшем городе Атлантиде, утопии, исчезнувшей в морской пучине; и об ужасном Минотавре, получеловеке-полубыке, заманивавшем жертвы в подземный лабиринт и пожиравшем их. Древнее святилище Зевса дало рождение Олимпийским играм, которые проводятся по сей день. Воображение греков создало первый театр, а их изобретательность — первую акустическую арену. Они смогли спроектировать сцену со звуком, не превзойденным доныне. Родосский Колосс был самой высокой бронзовой статуей в античном мире — его высота было 30 метров. А величественный Парфенон — один из самых выдающихся памятников греческой архитектуры, сохранившийся до сегодняшнего момента. Многие достижения древнегреческой цивилизации повлияли на последующее формирование искусства, науки и культуры всей Западной Европы.

Основным источником для изучения античной литературы являются, конечно, самые памятники, т. е. литературные произведения греческих и римских писателей, поскольку они сохранились и дошли до нашего времени. Сохранилось, однако, далеко не все, а то, что дошло, далеко не всегда дошло в полном виде. Известно очень большое количество имен античных авторов, от которых мы не имеем ни одной строчки; но и от тех авторов, произведения которых сохранились, в большинстве случаев дошло не все.

В том, что одни произведения античной литературы сохранились, а другие погибли, есть известный элемент случайности; но не случай играл здесь решающую роль. В основной своей массе состав дошедших до нас памятников является результатом последовательного отбора, производившегося и в самой античности, и в начале Средних веков рядом поколений, которые сохраняли из литературного наследия прошлого лишь то, что продолжало вызывать к себе интерес.

Основным писчим материалом служил, начиная с VII в до н. э., египетский папирус, тростниковое растение, из волокна которого изготовлялись листы и широкие полосы, свертывавшиеся затем в виде свитка; папирусные листы, способные тысячелетиями сохраняться в сухом климате Египта, сравнительно быстро измочаливаются в климатических условиях Европы. Ко II — I вв. до н. э. с папирусом стал конкурировать пергамен из животной кожи. Античный текст, записанный на папирусе, мог сохраняться лишь в том случае, если его время от времени переписывали. Произведения, терявшие интерес для потомства, неизбежно погибали. Кроме этой основной массы памятников, переписывавшихся в Средние века, имеются и литературные тексты, дошедшие непосредственно от античности.

Развитие древнегреческой словесности, доступной нам в пределах известных литературных памятников, охватывает приблизительно VIII в. до н. э. – IV в. н. э. Периодизация:

1. Архаический период:

а) долитературный этап (древнейшие времена – IХ в. до н. э.);

б) раннелитературный этап (VIII – VI вв. до н. э.).

2. Аттический (классический) период (V – IV вв. до н. э.).

3. Эллинистический период (III – II вв. до н. э.).

4. Период римского владычества (I в. до н. э. – IV в. н. э.).

Для начала познакомимся с долитературным периодом античности. Под этим понятием кроется свод мифов Древней Греции, а потом и Древнего Рима. Естественно, письменная запись появилась гораздо позднее,чем возникли сами мифы. Древние греки, как их еще называли, эллины, пытаясь объяснить природные явления, непонятные физические явления, закономерности, создали стройную систему, которая помогала людям на что-то опираться в своей бытовой жизни. Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских.

Итак, античная мифология — это общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой была греческая культура. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и - в меньшей степени - древнегреческому языку античные римские мифы получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д.

Создание мифов как потребность объяснить мир, а также как-то отвлечься от обыденности присуще, в общем-то, всем народам (мы все знаем, например, о славянской мифологии, о скандинавской), но немногим, как древним грекам, удалось не только сотворить разветвленную мифологию, но и наполнить ее остающимся доныне востребованным литературно-художественным потенциалом. Создававший мифы античный человек непосредственно жил в них как и в естественно-природном окружении, поскольку еще не научился различать материально-физические и духовно-психические явления. Мир мифов не знает сомнений, он строится на абсолютных истинах богов и рока. Поэтому мифология развивалась вместе с языческим религиозным культом, выступая гарантом обеспечения милости богов.

Древнегреческие мифы не канули в Лету. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы собственного отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В 186 г. до н. э. римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога. Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами. Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов», эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты.

Кстати, до сих пор мы, даже не отдавая себе отчета, иногда ощущаем на себе те самые пережитки мифологической традиции, а кое-что даже используем в жизни. Например, обычай в туристических местах бросать монетку, причем, чаще всего в воду, чтобы потом вернуться сюда еще раз. Не находите ли вы здесь связь с культом поклонения богу Посейдону, которому моряки платили за то, чтобы путешествие было безопасным и чтобы они могли вернуться домой?

Естественно, в Древней Греции богов почитали гораздо больше, чем мы сейчас. Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй. Более того, когда в античном театре осуществлялись театральные постановки, проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которым по сценарию было суждено погибнуть в неравной схватке с богами. Только, конечно, убивали не самих актеров, исполнявших ту или иную роль, а дублеров из числа отверженных. И тогда убитый дублер становился жертвой богам.

Боги Древней Греции значительно отличались от богов более поздних мифологических систем и тем более монотеистических религий. Античные боги были созданы по образцу самих людей, отличались они красотой, умением превращаться в совершенно разные образы, а самое главное — бессмертием (хотя в некоторых мифах есть намеки на их смертность). Но, помимо положительных качеств, боги обладали и набором отрицательных черт. Они полны противоречий, могут быть добры и жестоки, милостивы и мстительны, они раздают свое благоволение и гнев по прихоти настроения. В отличие от людей, боги непредсказуемы. Они бесчеловечны в самом общем смысле, так как их поступки невозможно объяснить с помощью человеческой логики.

Отличительной чертой мифологического мира было то, что мир богов был неотделим от мира людей. Боги и полубоги греческого мифотворчества были живыми, деятельными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшими своим любимцам и избранникам. Боги и герои сказаний живо реагировали на различные жизненные ситуации, они радовались и разочаровывались, гневались. Древние греки создавали богов, которым были свойственны человеческие качества, но желания и деятельность которых проявлялись в более грандиозном и возвышенном виде. Герои сказаний проявляют ту же непосредственность восприятия различных жизненных ситуаций, что и простой человек. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки к врагам. Это — отражение реальной жизни к реальных человеческих характеров древних времен.

Наследница греческой мифологии, римская мифология - понятие сложное и неоднозначное. На протяжении длительного времени существования римского государства мифология подвергалась значительным изменениям. Можно выделить два основных этапа ее развития: мифология эпохи родовой общины и мифология города Рима.

Если говорить о роли культуры античности и мифологии в развитии европейской цивилизации, следует отметить, что все без исключения последующие эпохи так или иначе обращались к античности: иногда они черпали в наследии древних греков образы или сюжеты для своих произведений разных видов искусств; иногда намеренно отрицали достижения античной культуры.

Следует отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным, когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего литературного направления.

1. Это, во-первых, — эпоха Возрождения («Ренессанс»), противопоставившая богословскому и аскетическому мировоззрению Средних веков новое, посюстороннее «гуманистическое» мировоззрение, утверждающее земную жизнь и земного человека.

2. Другой эпохой, для которой ориентация на античность являлась литературным лозунгом, был период классицизма XVII — XVIII вв., ведущего течения в литературе этого времени. Писатели этого времени искали в античной литературе и в античной литературной теории (особым вниманием пользовалась здесь «Поэтика» Аристотеля) таких моментов, которые были бы родственны их собственным литературным задачам, и старались извлечь оттуда соответствующие «правила», не останавливаясь зачастую и перед насильственным истолкованием античности.

3. Вторая половина XVIII в. - новое «воскрешение» античности. Новый классицизм конца XVIII и начала XIX в. принимал в разных странах различные формы, в зависимости от остроты политической ситуации.

Можно сделать вывод, что античность сыграла значительную роль с становлении цивилизационной модели, в которой мы живем сегодня. Многие художники (в широком смысле этого слова) обращались к мифологии, к ранним религиозным текстам в поисках ответов на вечные вопросы, оригинальных образов, новых трактовок хорошо знакомых сюжетов. Не исключением был и гениальный русский писатель, юбилей которого отмечается в этом месяце, - Лев Толстой.

Во многих произведениях Толстого встречаются упоминания и отсылки к сакральным книгам мировых религий, и даже к мифологическим эпизодам и образам. Основная религия, имевшая распространение на Руси, - христианство, а в частности — православие. Как всем известно, Л. Толстой вступил в жесткую полемику с учением православия о божественности Иисуса Христа, а также еще по ряду принципиально важных, ключевых вопросов, за что был предан анафеме, т. е. отлучен от церкви, и до сих пор его нельзя поминать в церковных прошениях об упокоении души. Кроме того, в свое религиозно-этическое учение Лев Николаевич включил элементы из разных религиозных источников. К такому пониманию религии Л. Толстой пришел уже в зрелый период жизни, и это понимание нашло свое отражение в текстах художественных произведений Л. Толстого.

Конечно, самое видное место среди символов в произведениях Толстого занимают христианские. Один из центральных персонажей романа «Война и мир» - князь Андрей Болконский. Этот образ связан с жизнью апостола Андрея Первозванного, который после распятия Иисуса Христа прибыл как раз в славянские земли для распространения православной веры. Князь Андрей, как и проповедник апостол Андрей, в выборе Русь или Запад предпочитает славянофильский путь развития государства Российского. Неким противопоставлением Андрею Болконскому в романе является Пьер Безухов, сторонник европейской модели развития, а как известно, духовным покровителем Европы является апостол Петр (его имя созвучно со французской версией этого имени — Пьер).

Кроме того, в романе «Война и мир» есть и отклики древнегреческих мифов. Так, читаем у Толстого: «отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она < Анна Павловна Шерер > возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор, как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению и примечает, все ли вертятся веретена. Как хозяин прядильной, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину». Образ веретена как символа бесконечности встречается впервые в культуре именно Древней Греции, когда три сестры-парки отмеряли судьбу каждого человека: одна пряла нить судьбы, вторая отмеряла нужное количество, а третья резала нить. Этот же мотив встретится нам позже, когда Наташа Ростова изображается у постели больного Андрея Болконского при свече за вязанием. Вдруг клубок скатывается с ее колен, и она, наклонясь за ним, перестает вязать, тем самым как бы прерывает жизнь Андрея. В этом же эпизоде есть связь с другой богиней античности — богиней смерти. В Древней Греции она всегда изображалась со свечой. Свеча гаснет — жизнь кончается. Когда Наташа наклоняется за клубком, она загораживает свечу от Андрея: в этот момент он понимает, что умрет.

Еще один образ, вероятно, заимствован Толстым из античности — образ прекрасной Елены, из-за которой развернулась 10-летняя Троянская война. Читаем в романе: «Очаровательный Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицей и еще более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой жизни и необычайной античной красотою тела». Напомним, что имя этой самой сестры — Элен (французский вариант имени Елена).

Это только немногие из наблюдений над романом «Война и мир», но если внимательно прочитать другие произведения, в них можно найти еще много интересного.

В процессе построения экспер.сис-мы можно выделить след виды её модиф-ии:

1.Переформул-ие понятий или требований.

2.Переконструир-ие представ-ия.

3.Усовершен-ие прототипа

Усовершен-ие прототипа осущ.в процессе циклич-го прохождения через этапы выполнения и тестирования с целью отладки правил и процедур вывода.

Если в процессе усовершен-ия желаемое поведение не достигается, то из этапа тестирования происходит возврат на этап формализации, что приводит к пересмотру выбранного раннее способа представления знания. Этот цикл наз-ся переконструир-е представления. Если возникшие проблемы ещё более серьёзные, то может потребоваться возврат на этап концептуал-ии и идентиф-ии. В этом случае произв-ся переформул-ие понятий и требований, используемых в экспер.сис-ме, т.е. практически экспер. сис-ма разрабатывается заново.

Стадии экспер систем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Сучасне зародження теории конфлікту як концептуально незалежної моделі відбулося у 1961 р., коли у Лондоні вийшла книга Джопа Рекса «Ключові проблеми у | Аналитический учет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.