КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понимание течения переговоров: стадии и фазыРяд исследователей, изучающих течение переговоров с точки зрения времени, утверждают, что переговоры как коммуникация в группах, которые решают проблемы, и других формах ритуалистического общественного взаимодействия проходит определенные фазы, или стадии [22]. Леонард Гринхо (Leonard Greenhagh) сформулировал легко иллюстрируемую модель стадий переговоров, наиболее соответствующую интеграционным переговорам. Он выделил в идеальном переговорном процессе семь ключевых шагов (см. рис. 2.2). Подготовка: принятие решения о том, что важно, определение целей, предварительное обдумывание того, как работать совместно с противной стороной.
Выстраивание Сбор отношений Г*" информации ""*" информации ""*' '°**и ™Т сделки соглашения ИСТОЧНИК: Воспроизводится с разрешения The Free Press, издательского подразделения Simon & Schuster Adult Publishing Group, no Managing Strategic Relationships: The Key to Business Success by Leonard Greenhalgh. Copyright © 2001 by Leonard Greenhalgh. Выстраивание отношений: узнавание противной стороны, понимание того, в чем вы и они схожи и различны, и принятие обязательств, направленных к достижению взаимовыгодного набора результатов. По мнению Гринхо, эта стадия чрезвычайно важна для удовлетворительного продвижения на следующих стадиях. Сбор информации: выяснение того, что вам следует знать о предмете переговоров, о противной стороне и ее потребностях, о достижимости возможного урегулирования и о том, что может произойти, если вы не сумеете достичь соглашения с противной стороной. Использование информации: на этой стадии переговорщики собирают доводы, нужные им для предпочтительных результатов и урегулирования, которое максимально соответствует их потребностям. Торги: процесс совершения движений от исходной, идеальной позиции сторон к реальному результату. Торги — процесс, в котором каждая из сторон излагает свое «первоначальное предложение», а затем совершает подвижки этого предложения в направлении некоего среднего положения. Мы подробно рассмотрим этот процесс в главе 3. Завершение сделки: цель здесь — выстроить обязательства по соглашению, достигнутому на предыдущей стадии. И переговорщик, и противная сторона должны обрести уверенность в том, что достигнутым они могут быть довольны или, по крайней мере, смогут жить с ним. Осуществление соглашения: определение того, кто что должен сделать после пожатия рук подписания соглашения. Нередко стороны обнаруживают, что соглашение недействительно, ключевые вопросы обойдены или ситуация изменилась и возникли новые вопросы. Здесь проявляются ошибки, допущенные в движении на предыдущих стадиях, и переговоры могут быть возобновлены или вопросы урегулированы арбитром или в суде. Гринхо указывает, что данная модель является в большей степени рекомендательной — то есть описывает метод, который следует использовать в переговорах, и приводит весомые доводы в пользу такого утверждения. Однако изучение реальной практики переговорщиков показывает, что они часто отклоняются от данной модели и что можно проследить различия в подобной практике, обусловленные национальными культурами. Например, неподготовленные американские переговорщики обычно рассматривают переговорный процесс скорее в категориях «победа — поражение» (см. главу 1): стадия подготовки у них очень короткая, выстраивание отношений они склонны вовсе игнорировать, тратят много времени на торги, а информацию собирают и Глава 2 Переговоры: определение стратегии, рамок и плана передают после торгов; они также совершенно исключают заключение сделки, переходя сразу к ее выполнению. Японские переговорщики, напротив, в первую очередь затрачивают множество времени на выстраивание отношений, посте чего сокращают остальные шаги до конца переговорного процесса. Влияние культурных особенностей на переговоры более детально рассматривается в главе 8 [23]. ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ: ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ На первый взгляд, наблюдая драматическое действо напряженной, исполненной конфликтов прямой конфронтации, легко можно составить мнение, что успех переговоров зависит от убедительности, риторики, умного маневрирования и случайных сценических эффектов. Хотя эти тактические приемы делают процесс интересным (а порой и захватывающим), основа успеха в переговорах лежит не в азартной или театральной игре. Преобладающее значение для успеха в переговорах имеет планирование, осуществляемое до начала диалога. Успех в переговорах зависит от того, как мы реализуем избранную стратегию, но основа успеха — в том, как мы готовимся. Определить потенциальные уязвимые места в процессе планирования необходимо, но недостаточно. Эффективное планирование требует также напряженной работы на нескольких фронтах: • Определение предмета переговоров. • Сведение вопросов и определение структуры сделки. • Определение интересов. • Определение границ. • Определение собственных задач (целей) и исходных предложений (с чего начинать). • Определение существенных результатов, достижение которых необходимо. • Понимание противной стороны, в том числе ее интересов и целей. • Выбор стратегии. • Планирование представления и защиты вопроса. • Определение протокола: где и когда пройдут переговоры, кто будет в них участвовать, повестка дня etc. В оставшейся части этой главы мы подробно рассмотрим каждый из перечисленных шагов (см. также вопросник для планирования, представленный в табл. 2.2, который можно использовать, планируя свои переговоры) [24]. Мы покажем, что единый процесс планирования можно применять и для распределительной, и для интеграционной сделки. Мы также покажем, что процесс планирования может происходить линейно, в том порядке, в каком представлены данные шаги. Информацию, однако, часто нельзя получить и собрать так просто и прямо, и сведения, полученные на некоторых позднейших этапах, могут вынудить переговорщика пересмотреть и переоценить прежние шаги.
Подготовка к реализации стратегии: процесс планирования 63 ТАБЛИЦА 2.2. Вопросник для планирования переговоров 1. Каковы темы предстоящих переговоров? 2. Учитывая ВСЕ темы, какой будет «структура сделки»? (Какие темы нужно охватить? Какие темы связаны с другими темами?) 3. Каковы наши интересы? 4. Каковы наши пределы — что считать легкой победой? 5. При определении задач и начальных предложений — какова наша цель в начале? 6. Кто мои доверители и каких действий они ждут от нас? 7. Кто ведет переговоры от противной стороны и чего они хотят? 8. Какую общую стратегию следует нам избрать? 9. Как мы представим свои вопросы противной стороне? 10. По какому протоколу будут вестись переговоры?
Переговоры: определение стратегии, рамок и плана Подготовка к реализации стратегии: процесс планирования
В результате первая итерация в процессе планирования становится пробной, и переговорщик должен быть достаточно гибким, чтобы модифицировать и уточнять предыдущие шаги по мере поступления новой информации. 1* Определение предметов переговоров Первый шаг в планировании переговоров — определить темы, подлежащие обсуждению. Этот шаг сам по себе обычно начинается с анализа общей ситуации. Обычно в переговорах рассматривают один или два главных вопроса (скажем, цену или ставки) и несколько менее существенных. Например, при покупке дома обе стороны изначально признают, что такими центральными предметами будут цена, дата продажи и дата вселения. Они могут быстро определить другие темы, такие как включение в сделку бытовой техники или количество жидкого топлива, оставляемого в цистерне. В процессе приобретения адвокат покупателя, банкир или торговец недвижимостью могут составить и список других вопросов, подлежащих обсуждению: налоговые платежи, сумма депонента на невыявленные проблемы или письменное заявление о том, что продавец должен оставить дом «чисто убранным». Заметим, что составить такой подробный список недолго. В любых переговорах получить полный перечень обсуждаемых вопросов можно используя следующие источники. 1. Анализ общей ситуации. 2. Наш собственный опыт ведения схожих переговоров. 3. Исследование, проведенное для сбора информации (например, чтение книги о том, как покупать дом). 4. Консультация со специалистами (агенты по недвижимости, банкиры, адвокаты, бухгалтеры или друзья, недавно купившие дом). 2. Сведение предметов и определение структуры сделки Следующий шаг в планировании — сведение всех намеченных предметов переговоров в исчерпывающий перечень. Сочетание списков с каждой стороны в переговорах определяет структуру сделки (см. главу 3). При выработке такого перечня переговорщики могут почувствовать, что слишком много сразу выкладывают на стол или затрагивают слишком много вопросов. Это может произойти, если стороны общаются не очень часто или им нужно совершить много сделок. Часто оказывается, однако, что выход на переговоры с длинным перечнем вопросов скорее обешает успех, чем подача коротких списков, — при условии, что все предложенные вопросы реальны. Широкая структура сделки позволяет использовать для урегулирования многие компоненты и соглашения, увеличивая тем самым вероятность того, что какой-то конкретный пакет удовлетворит потребности обеих сторон и, следовательно, приведет к успешному урегулированию. В то же время широкая структура сделки может привести к затягиванию переговоров, поскольку представляет для обсуждения множество возможных комбинаций вопросов, а соединение и оценка всех таких сочетаний очень усложняет дело. После сведения предметов переговоров в повестку дня переговорщик должен определить приоритеты. Этот процесс осуществляется в два этапа. 1. Определение наиболее важных и наименее важных вопросов. После на Устанавливать приоритеты можно многими способами. Один из простых путей для переговорщика ранжировать предметы сделки — спросить себя: «Что наиболее важно? Что идет вторым по важности? Что наименее важно?» Еще проще процесс группировки вопросов по категориям большой, средней и малой важности. Если переговорщик представляет интересы клиентов, важно, чтобы последние участвовали в определении приоритетов. Приоритеты могут устанавливаться и по интересам, и по более конкретным вопросам, как материальным, так и нематериальным. В нашем примере с домом покупатель может определить цену сделки как наиболее важный вопрос, а дату ее совершения — как второстепенный. 2. Определение того, связаны между собой данные вопросы или нет. 3. Определение своих интересов Определив темы сделки, переговорщик должен перейти к определению важнейших интересов и потребностей. Позиции — начальное предложение или конечная цель — это то, чего хочет переговорщик. Интересы — это почему он этого хочет. 150 тыс. долл. как целевая установка будут позицией; это то, что переговорщик надеется заплатить. Интересом будет «заплатить справедливую рыночную цену, причем такую, какую я в состоянии заплатить за данное совладение с двумя спальнями». Хотя определение интересов важнее в интеграционных переговорах, чем в распределительной сделке, даже распределительный спор можно выиграть, если одна или обе стороны определили ключевые интересы. (В главе 4 мы рассмотрим более подробно природу интересов и способы выявить их.) Если предметы переговоров помогают нам определить чего мы хотим, то понимание интересов требует ответить на вопрос почему мы этого хотим. Вопросы «почему» обычно выявляют важнейшие ценности, потребно-
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |