КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аспекты послания, способствующие периферийному влиянию
ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ПУТЬ К ВЛИЯНИЮ До сих пор мы говорили главным образом об организации структуры и содержания послания для создания рычагов по «центральному» пути к влиянию. В этом разделе мы рассмотрим способы, с помощью которых определенное лицо может влиять на других по «периферийному» пути. В подобных случаях получатель уделяет меньше внимания содержанию убеждающих доводов, буду-чи взамен подвержен более «автоматическому» влиянию посредством тонких сигналов. Обычно такое происходит, когда объект влияния не мотивирован или не способен внимательно отнестись к существу содержащегося в убеждающем послании. Как мы показали выше, убеждение, осуществляемое по периферийному пути, реже приносит подлинное изменение отношения, длится обычно меньшее время и более уязвимо для встречного влияния. Рассматривая периферийные пути влияния, мы частично используем работу физиолога Роберта Чальдини (Robert Cialdini): на протяжении многих лет он выяснял, почему мы соглашаемся на требования, на которые, оглядываясь назад, скорее не согласились бы [32]. Его исследование представляет собой искусное сочетание лабораторных наблюдений и рассмотрения «специалистов по уговорам», таких как торговцы, эксперты по фондам, маркетингу и рекламе. Рассматривая периферийные пути к влиянию, мы разберем три набора стратегических решений (см. рис. 6.2): особенности послания, характеристики того, кто убеждает, и элементы контекста данного влияния. Когда объекты влияния не мотивированы или не способны уделить достаточное внимание посланию, предназначенному осуществить влияние, остается возможность влиять на них теми средствами послания, которые существуют независимо от конкретных приводимых доводов. Мы рассмотрим два подобных элемента: способ, который лицо, добивающееся влияния, выбирает для выстраивания своих доводов, и использование отвлечения с тем, чтобы подорвать способность объекта обдумать эти доводы.
Порядок послания. Готовя какой-то убедительный довод, переговорщик обычно имеет в виду определенный главный пункт — фрагмент информации или иллюстрацию, — который особенно важен или неотразим. Где его следует поместить в данном послании? Исследования ясно показывают одно: не размещайте важный пункт в середине послания [33]. Помещать его в начале или в конце? Когда данные темы знакомы, интересны или спорны для данного получателя, важные позиции следует заявить раньше, воздействуя на получателя эффектом первенства: первый пункт в длинном перечне пунктов запомнят вероятнее всего. Наоборот, когда данная тема незнакома, неинтересна или не очень важна для получателя, критически существенный вопрос следует поставить в конце послания, чтобы использовать преимущество эффекта новизны: склонность человека лучше всего запоминать последний из перечисленных вопросов [34]. Отвлечение. Убеждение сложно, поскольку мы начинаем защищаться против того, чтобы нас убеждали, как только заподозрим, что кто-то пытается нас убедить. Пока мы слушаем, часть нашего внимания посвящена тому, что говорится, но большая его доля занята также разработкой встречных доводов [35]. Убеждающие усилия более эффективны, если они могут уменьшить усилия противной стороны по выработке оборонительных контраргументов. Один из способов добиться этого — выполнить отвлечение в то же время, когда отправлено послание. Когда получатели отвлечены, они менее способны заниматься размышлениями, связанными с данным вопросом, а потому могут быть более восприимчивы к обработке периферийных сигналов, которые могут подтолкнуть их к какому-то конкретному выбору. Например, во время устной презен-
Глава 6 Отыскание и использование в переговорах системы рычагов Периферийный путь к влиянию 201
тации экономических преимуществ некоторого предложения переговорщики могут выложить на стол бумаги со схемами и рисунками, вручить их противной стороне и в ходе презентации помогать контрагенту переходить от одной картинки к другой. Предполагается, что схемы и рисунки привлекают ту часть внимания противной стороны, которая в ином случае обратилась бы на формулирование встречных доводов. Отвлечение, видимо, препятствует повторному воспроизведению получателем речи докладчика (когда мы проговариваем для себя услышанное послание). Характеристики источника, способствующие периферийному влиянию Когда получатели убеждающего послания не мотивированы или не способны внимательно отнестись к существу убеждающего обращения, они становятся уязвимы для воздействия источника. Иными словами, кто-то, кто не уделяет должного внимания данному посланию, может быть подвержен чрезмерному влиянию, которое вызывают характеристики лица или организации, передающих данное послание. На получателя некоторого убеждающего послания потенциально могут оказать воздействие очень многие особенности источника. Мы группируем их по трем широким категориям: достоверность, привлекательность и власть. Достоверность источника. В переговорах обе стороны обмениваются информацией, мнениями и интерпретациями. Чему и в какой мере следует верить? Как переговорщик вы не можете проверить каждый факт и заявление. Чем больше информации кто-то желает получить от противной стороны без независимой верификации, тем легче будет его работа. Справедливо и обратное: чем больше доверяет вам противная сторона, тем более убедительны вы будете. Достоверность источника зависит в основном от трех факторов: квалификации данного источника, предполагаемой правдивости данного источника и доброго отношения к нему. Во-первых, квалификация. Когда мы решаем, насколько можно верить другому лицу, мы часто спрашиваем: «Может ли данное лицо располагать информацией, которой, по его утверждению, оно располагает? То есть достаточно ли оно компетентно и квалифицированно?» Чем выше предполагаемая квалификация и чем более значителен опыт, тем выше достоверность [36]. Во-вторых, правдивость: «Точно ли сообщает данное лицо то, что оно знает? То есть можно ли верить ему лично?» В-третьих, отношение. Нам больше или меньше доверяют в зависимости от того, как мы выглядим, — от того, каким образом показываем себя другим. Чтобы создать благоприятное впечатление, важную роль играют три составляющих поведения: самообладание, общительность и открытость [37]. Человек, проявляющий колебания, выглядящий озадаченным и неуверенным, когда он дает информацию, не так убедителен, как лицо, выглядящее спокойным, уверенным и беззаботным. С дружелюбным, открытым человеком легче говорить (и потому ему легче поверить), чем с отстраненным, резким и высокомерным. Обладатель динамичного голосового стиля большой выразительности часто более убедителен, чем тот, кто такими качествами не располагает. Правдивость и квалификация - более важные характеристики
при определении нашего восприятия чьей-то надежности, нежели способность данного лица показать себя, но критически важны все три качества. На достоверность источника влияют и многие другие факторы. Ниже мы рассмотрим ряд из них, которыми могут управлять переговорщики. Личная репутация честного человека. Честность — это характер: личные ценности и этика, обусловливающие поведение в соответствии с высокими моральными принципами. Честность — то качество, которое убеждает людей верить: вы будете честны и сделаете то, что сказали. Если вам доверяют конфиденциальную информацию, вы сохраните ее в тайне от других. Наконец, если вы заключили какое-то соглашение, вы будете выполнять его по срокам и условиям, будете следовать ему [38]. Напротив, человеку с репутацией нечестного или неоткровенного придется очень трудно в переговорах: ему не будут верить даже тогда, когда он говорит правду. Намерение убедить. Выступает ли переговорщик изначально как торгаш или как человек спокойный, уравновешенный и элегантный? Хотя нам может помочь сомнение в своем первом суждении, чем больше выясняется, что задача какого-то переговорщика — изменить наши суждения, тем более подозрительными мы можем стать по отношению к нему и тем большее оказывать сопротивление. Например, при неожиданном звонке телефона часто легко определить телефонную продавщицу, неверно произносящую вашу фамилию и пытающуюся вовлечь вас в дружескую болтовню («Я рада, что у вас все хорошо. Не возникало ли у вас проблем?..»). К тому времени, когда она переходит к предложению о продаже, ваша оборона, скорее всего, уже надежно укреплена. Напротив, естественный энтузиазм, искренность и непосредственность могут смягчить убеждающую коммуникацию и умерить оборонительную реакцию.
Использовать или минимизировать разницу в статусе. Статус обозначается множеством критериев: занятиями, возрастом, образовательным уровнем, районом, где живет данное лицо, одеждой, типом автомобиля и т* и. Статус президента крупной корпорации, например, выше, чем статус университетского профессора, но ниже, чем статус судьи Верховного суда. Человек с высоким статусом обычно более влиятелен, чем человек с низким статусом, и это выражается разным образом. Во-первых, статус делает человека заметным, что позволяет привлечь внимание и быть услышанным. Он также дает престиж, создающий образ лица, к которому некоторые считают нужным прислушиваться [39]. Однако разница в статусе может и усиливать сопротивление, поскольку получатели послания ожидают, что их будут убеждать, и усиливают свою защиту против подобной попытки. Внешний вид и умение подать себя. Не будет потрясающим откровением, если отметить, что ваша одежда, речь и поведение влияют на то, насколько доверительно вас воспринимают другие. Менее очевидно, как следует корректировать свой внешний вид, чтобы повысить доверие к себе. Часто внешний вид и одежда связаны со статусными различиями и вопросами, по которым убеждают. В общем, по данным исследователей, лучше всего быть «нормальными», то есть вести себя соответственно обстоятельствам, естественно и непринужденно [40]. Знакомства. Ваши знакомства также могут влиять на то, как вас воспринимают, — с точки зрения как статуса, так и компетентности. Может быть полезным шагом ненавязчиво обронить имя (то есть упомянуть хорошо известно- Глава 6 Отыскание и использование в переговорах системы рычагов Периферийный путь к влиянию 203
го человека, который также пользуется доверием и престижем) или даже организовать представление и знакомство с помощью лица, способного повысить вашу репутацию. Признанная компетентность. Иногда ваши занятия, образование и прошлый опыт свидетельствуют о вашей компетентности и обеспечивают тем самым ее признание [41]. В других случаях, однако, очевидных способов показать свою компетентность нет. В ситуациях, когда вас не знают или к вам склонны подходить стереотипно, чтобы вашу компетентность признали требуются дополнительные усилия. Для такого признания возможно предпринять различные шаги: • найти способы указать на свое образование или опыт в диалоге: «Когда я учился в школе права, нас готовили...»; • цитировать другие достоверные источники информации: «В "Нью-Йорк тайме" сегодня пишут...»; • задавать вопросы или немедленно делать выводы, возможные только на основе глубокого знания предмета из первых рук или опыта. Упорство и настойчивость. Упорство и настойчивость — ценные личные качества для переговорщика. Детей часто считают великими переговорщиками, потому что они очень настойчивы в достижении того, чего хотят. Частично настойчивость посвящают неотрывному движению к цели, но частично — поиску новых, оригинальных и творческих способов удовлетворить тот же запрос. Личная привлекательность. Мы лучше относимся к другому человеку, когда он нам нравится, чем тогда, когда он нам не нравится. Мы менее склонны ожидать, что привлекательный переговорщик будет нечестен или попытается принудить нас к чему-то, и более готовы воспринять его влияние, поверить и довериться ему [42]. Быть симпатичным и приятным — логический шаг к тому, чтобы быть более убедительным. Не вполне ясно, почему личная привлекательность усиливает убедительность. Мы с большей готовностью проявляем склонность снимать защиту и доверять привлекательному человеку. Ниже приведены некоторые тактические приемы, позволяющие какому-то индивидууму усилить свою личную привлекательность по отношению к объекту влияния или оппоненту в переговорах. Дружелюбие. Критически важное качество, которым может располагать какой-то переговорщик, — способность быть дружелюбным и предупредительным и уметь устанавливать личные отношения с другими, особенно с противной стороной в переговорах. Теплота, сочувствие и просто прямой личный интерес к контрагенту помогают сгладить острые углы у некоторых других источников силы. Дружелюбие также подразумевает сильную эмоциональную составляющую, поэтому воздействует на настроения и чувства противной стороны не меньше, чем на ее рассудок. Вместо того, чтобы немедленно переходить к делу, переговорщики используют дружелюбие, чтобы контрагент почувствовал себя удобно и легко, чтобы лучше узнать его и выяснить, что между ними есть обшего. Расположение. Проявлять расположение означает хвалить другого человека или улучшать его представление о нем самом либо его репутацию с помощью каких-то заявлений или действий, улучшая аналогичным образом и представ- ление о себе [43]. Похвала другому лицу, выражаемая комплиментами, — возможно, наиболее очевидная форма расположения. Поскольку она очевидна, ее часто употребляют, но иногда этой формой и злоупотребляют. Комплименты могут быть мощным средством проявить расположение не только потому, что нам нравится получать их, но и потому, что нормы взаимности налагают на противную сторону обязательство вернуть что-то взамен полученного комплимента [44]. Но когда мы делаем комплименты за какие-то качества, которыми данное лицо не располагает, или действия, которые, как ему известно, оно выполнило не очень хорошо, или когда похвала кажется чрезмерной, адресат, вероятно, может насторожиться, размышляя о причинах подобного расположения. Приязнь. Принцип приязни вполне ясен: человек, который нам нравится, оказывает на нас большее влияние. Если отправитель нравится вам, он будет более убедителен для нас, хотя исследования показывают, что приязнь менее важна, чем другие факторы достоверности, такие как компетентность [45]. Воздействие принципа приязни многообразно. Приязнь может проявляться в различных видах, и защититься от всех них просто невозможно. Чальдини указывает, что внушать себе не испытывать приязни к другим бесполезно [46]. Напротив, следует дать приязни проявиться, а затем выяснить, почему нам нравится данное лицо. Если окажется, что данное лицо нравится вам больше, чем обычно нравятся другие в схожих обстоятельствах, следует насторожиться. Разделять приязнь к противной стороне и оценку сделки обычно бывает достаточным для того, чтобы умерить влияние данного понравившегося лица на ваши переговоры. Признанное сходство. Встречаясь с кем-то в первый раз, мы часто пытаемся найти что-то общее с ними. Чем больше выявлено общего, тем больше установлено связей, тем лучше чувствуют себя обе стороны и тем восприимчивее будут они к посланиям друг друга и к усилиям, направленным на убеждение [47]. Полезная переговорная тактика поэтому — выявить и обсудить общие с противной стороной опыт, характеристики и взгляды. Но если для нас выгодно найти и исследовать общее с противной стороной в опыте, отношениях и основаниях, то, наоборот, невыгодно выделять области, где мы отличны. Нет смысла начинать диалог с какой-то политически неоднозначной темы, когда вы знаете или подозреваете, что контрагент придерживается совершенно различных с вашими взглядов на нее. Эмоции. Мы уже говорили в этой главе об эмоциях в связи с использованием языка при составлении послания, но эмоции могут быть и фактором источника. Эмоции в сочетании с настойчивостью обусловливают убедительность и определенность. При эффективном использовании эмоции могут усилить привлекательность источника, укрепляя в слушателе веру в то, что докладчик исходит из заслуживающих уважения и глубоко укоренившихся ценностей (это может также повысить доверие к данному докладчику). Власть. Принцип власти совершенно прост: имеющие власть располагают большим влиянием, чем не имеющие власти. Исследователей давно интересует воздействие властных фигур на человеческое поведение. В своей классической работе по подчинению власти Стенли Милгрэм (Stanley Milgram) показывает, что мы можем зайти весьма далеко, когда наше поведение узаконивает некоторое властное лицо [48]. В своем большинстве мы подчиняемся приказам чело- 204 Глава 6 Отыскание и использование в переговорах системы рычагов века, носящего форму, даже если нет ни войны, ни какой-то иной срочной необходимости. В переговорах принцип власти можно использовать многими способами. Во-первых, писаные правила могут быть весомей, чем установленные устно [49]. Так, какую-то процедуру выполняют с большей готовностью, если она прописана в соответствующей инструкции или в отпечатанной форме контракта, чем если она выражена просто на словах. Использование какого-то звания, например «доктор» или «профессор», придает его носителю большую власть и тем самым большее влияние [50]. Друг одного из авторов этой книги использует звание «доктор», заказывая билеты на самолет. Еще в начале своей карьеры он установил, что авиакомпании телефонируют докторам в случае задержки рейса, игнорируя иных пассажиров. Эта простая иллюстрация показывает, с каким почтением относятся в обществе к некоторым званиям (или должностям). Чальдини дает следующий совет для тех случаев, когда мы имеем дело с властными фигурами, которые могут оказывать влияние на нас. Задайте два вопроса: ^Действительно ли эта власть знает этот предмет?» и «Насколько честным может быть этот специалист?» [51]. Первый вопрос побуждает проверить, действительно ли данное лицо располагает достаточной квалификацией в данной ситуации, а не просто выглядит экспертом (за счет звания или одеяний). Второй вопрос — проверить мотивы того, кто дает консультацию. Особенности контекста, способствующие периферийному влиянию Наконец, мы рассмотрим аспекты ситуации, выходящие за рамки собственно данного послания и отправителя данного послания, которые создают возможность использовать периферийный путь влияния. Мы рассмотрим пять стратегических вариантов: взаимность, обязательство, общественное признание, недостаточность, а также вознаграждение и наказание. Взаимность. Правило взаимности годами изучают философы, антропологи, социологи и другие специалисты по общественным наукам. Это правило предполагает, что когда вы получаете что-то от другого лица, впоследствии вы должны будете ответить чем-то добрым. Данное правило считают общекультурным для тех групп по всему миру, которые уважают его [52]. Правило взаимности играет важную роль в переговорах. Переговорщики делают уступки и ожидают ответных уступок. Например, переговорщик А оказывает какую-то мелкую услугу переговорщику Б, а позднее запрашивает от Б какую-то более существенную услугу. Чистый выигрыш достается переговорщику А. Хотя можно подумать, что правило взаимности должно применяться только к услугам одного и того же размера, в действительности дело обстоит иначе. На практике многие торговые предложения опираются на некоторый мелкий подарок потребителю на ранней стадии с позднейшим запросом какой-то значительной уступки, которую должен сделать потребитель. Сходные возможности проявляются и в других переговорных ситуациях. Некоторый комплимент, такой как ссылка на положительное поведение противной стороны в предыдущей дискуссии, позволит данному лицу хорошо себя чувствовать и создаст условия для ее положительных действий. Быстро пойти Периферийный путь к влиянию 205 на уступку по какому-то вопросу, желаемую для противной стороны, значит не только сделать приятное контрагенту, но и создать для него внутреннее обязательство ответить тем же. С учетом очевидной силы правила взаимности, как может переговорщик противостоять его воздействию? Один из вариантов — отказаться от любых услуг при устройстве каких-то переговоров; но такой подход может вызвать больше проблем, чем решит. Например, отказываясь от предложенной хозяином чашки кофе, вы можете снять воздействие правила взаимности, но можете одновременно и оскорбить хозяина, особенно если через пять минут вы сами выйдете выпить такую же чашку кофе. Возможно, контрагент просто проявлял вежливость. Возможно, он задавал положительный тон вашей встрече. А возможно, он и пытался использовать правило взаимности, чтобы создать некое незначительное чувство долга с вашей стороны [53]. Чальдини полагает, что на услугу следует отвечать вежливо и принимать предложенное, если вы того хотите. Однако если становится очевидным, что данная услуга была попыткой манипуляции, данное событие следует переквалифицировать из услуги в хитрость. Это снимет обязательство, налагаемое правилом взаимности, поскольку «данное правило гласит, что на услугу нужно отвечать услугой; оно не требует услуги в ответ на хитрость» [54]. Обязательство. Исследователи давно установили: однажды решив что-то, мы можем оставаться довольно настойчивыми в своем убеждении. Этот процесс называют позиционным обязательством, и он в значительной степени зависит от общей потребности казаться последовательным и в собственных глазах, и в глазах других. Большинство из нас знакомы с торговой практикой «примани и перемени». Недобросовестные организации рекламируют товары на продажу по неправдоподобно низкой цене, но когда вы прибываете в магазин, у них внезапно «кончаются запасы». Затем они пытаются продать вам другой товар по более высокой цене. Почему такая тактика срабатывает? Одна из причин в том, что, уже приняв решение приобрести какой-то продукт (некоторое обязательство), мы почти автоматически выполняем свое обязательство (даже по более высокой цене). Стратегия обязательства — очень мощный инструмент, чтобы принудить кого-то к согласию. Один из способов усилить обязательство — записать его. В некоторых компаниях, торгующих энциклопедическими изданиями, где покупатели сами заполняют свои формы заказов, уровень отзыва заказов оказывается значительно более низким, чем в тех компаниях, где подобные формы выписывают продавцы. Многие компании, продающие товары широкого потребления, предлагают заполнять письменные характеристики на свою продукцию, предполагающие участие в розыгрыше некоторого приза. Почему? Очевидно, что письменные характеристики усиливают обязательства покупать данный продукт [55]. Исследования показывают, что даже подпись под какой-то петицией увеличивает нашу уступчивость по отношению к просьбе сделать нечто более утомительное спустя несколько дней [56]. Как может обязательство работать в переговорах? Как правило, это происходит по нарастающей. Соглашение по безобидным заявлениям в начале переговоров может послужить основанием для все новых и новых уступок. Подобной стратегии очень трудно сопротивляться. Часто мы подвергаемся влиянию и соглашаемся на что-то даже раньше, чем поймем, что происходит маннпуля- 206 Глава 6 Отыскание и использование в переговорах системы рычагов цня. Быть заранее предупрежденным о таких методах в какой-то мере означает быть вооруженным против них. По мнению Чальдини, когда применяются данные методы, тело посылает нам сигналы двух типов [57]. Либо мы почувствуем неудобство, делая совершенно незначительные уступки, либо что-то в данной сделке просто кажется совсем правильным. Если во время переговоров у вас возникают подобные мысли или чувства, задумайтесь о том, не использует ли противная сторона стратегию обязательств. По крайней мере, следует быть очень внимательным по поводу всех соглашений, достигаемых в переговорах, — даже самых мелких и безвредных. Они могут готовить почву для определенного следующего действия. Общественное одобрение. Принцип общественного одобрения означает, что во многих ситуациях мы смотрим на других, чтобы определить верную реакцию. Согласно этому принципу мы часто ведем себя некоторым образом, поскольку так делают все остальные. Именно данный принцип обусловливает столь высокую эффективность записанного смеха в телевизионных комедиях 158}. Он же объясняет, почему некоторые влиятельные агенты любят упоминать имена ранее удовлетворенных потребителей: если другие использовали данный продукт и он им понравился, он должен быть хорошим. Знаменитостей нанимают для представления продуктов по той же причине. В переговорных ситуациях принцип общественного одобрения может действовать как мощный стратегический инструмент влияния. Продавцы предъявляют список удовлетворенных покупателей, зная, что очень немногие будут тратить время на его проверку. («Если это неправда, зачем тогда продавец показывает мне этот список?») В рекламных объявлениях о тотализаторах демонстрируют предыдущих победителей и выделяют знаменитостей. Переговорщики рассказывают о том, насколько популярен их новый продукт и как значительно возросли его продажи в этом году. Торговец недвижимостью выразит уверенность, что вы знаете, как много других клиентов желают купить тот дом, который вы собираетесь приобрести. Принцип общественного одобрения работает, потому что ложная информация («Все считают, что это хороший товар») получает вес в принятии решения. Один из способов уменьшить подобное влияние — определить ложную информацию и оценить ее по достоинству [59]. В переговорах это означает тщательную подготовку и осведомленность о тех «фактах» в защищаемой противной стороной позиции, которые, видимо, не соответствуют вашим предварительным сведениям. Когда противная сторона предлагает «свидетельства» популярности какого-то изделия, не принимайте автоматически на веру, что контрагент совершенно честен, а попросите третьих лиц подтвердить эти заявления. Недостаточность. Принцип недостаточности означает, что когда вещи менее доступны, они более влиятельны. Торговцы часто говорят покупателям, что они не уверены в наличии именно теперь на складе товара, который данные покупатели желают приобрести [60]. Перед тем как отправиться на склад, они спрашивают, должны ли они опередить другого продавца, претендующего на то же. Покупатель обычно соглашается и чувствует облегчение (или принимает как удачу), когда продавец возвращается с «последним» изделием из запасов. Здесь работает принцип недостаточности: на нас легче повлиять, если мы чувствуем, что получаем что-то из ограниченных ресурсов. Периферийный путь к влиянию 207 В переговорной ситуации стратегию влияния за счет недостаточности могут применять, когда проявляется значительный спрос на какой-то продукт. Некоторые организации намеренно держат ограниченный запас своей продукции, чтобы создать впечатление о ее чрезвычайной популярности (например, ходовые рождественские игрушки). Всегда, когда переговорщики говорят об «исключительной возможности» и «ограниченном по времени предложении», они используют принцип недостаточности. Аукционы также опираются на принцип недостаточности, продавая уникальные (единственные в своем роде) изделия по самой высокой цене: чем более редко данное изделие, тем выше цена на него. Если принцип недостаточности используется достаточно эффективно, ему очень трудно противодействовать. Он создает для жертвы западню активности, сосредоточенной на приобретении данного изделия, и резко осложняет когнитивную оценку более широкой ситуации. Чальдини указывает на необходимость знать об эмоциональных ловушках, которые кроются за этим принципом; почувствовав сильный эмоциональный позыв приобрести какой-то товар ограниченного доступа, нам следует прежде всего тщательно оценить причины, по которым мы желаем получить данное изделие [61]. Использование вознаграждения и наказания. В этой главе мы уже выяснили, что управление ресурсами — мощный источник силы. Данные ресурсы можно использовать, по крайней мере, двумя основными способами. Во-первых, переговорщики могут предлагать ресурсы или услуги (обещания и помощь), чтобы обеспечить согласие и сотрудничество со стороны контрагента. Обмен зависит от ресурсов, которые можно перевести в вознаграждение для данного контрагента: услуги, привилегии, стимулы, удовольствия, дополнительные доходы и т. п. Обмен, таким образом, часто подразумевает использование обещаний и обязательств в качестве инструментов убеждения — обязательств, которые мы даем в обмен на сотрудничество или согласие противной стороны или обещание дать нам то, что нам нужно. Второй способ, которым переговорщики могут попытаться использовать эту силу — давление, то есть угроза наказанием. Агент может выдвигать требования, объясняя последствия, которые наступят, если его требования не удовлетворят, вести регулярное наблюдение за тем, удовлетворяются ли его требования, регулярно напоминать контрагенту о том, чего от него ждут, а затем и действительно наложить наказание, если данные требования своевременно не удовлетворены. Менеджер по продажам может урезать выплаты продавцу, если тот постоянно не выполняет план по продажам. Поставщик может наложить большой штраф на клиента, если он просрочил оплату чека. Как и силу вознаграждения и использование похвалы, силу принуждения или наказания можно не менее эффективно применять и в устной форме, чем отзывая материальные ресурсы или отказывая в них. Если менеджер по продажам ругает какого-то продавца за неуспех в реализации плановых квот (а не увольняет его), воздействие может быть не менее значительным. Дэвид Кипнис (David Kipnis) называет ряд причин, по которым обладатель силы может решить использовать давление [62]. Во-первых, давление можно использовать как способ выразить гнев, добиться возмещения или уравновесить что-то, сделанное контрагентом. Во-вторых, давление можно использовать для выражения ролевого поведения — поск ольку этого требует данная ра-| Глава 6 Отыскание и использование в переговорах системы рычагов Периферийный путь к влиянию 207
ция. Быть заранее предупрежденным о таких методах в какой-то мере означает быть вооруженным против них. По мнению Чальдини, когда применяются данные методы, тело посылает нам сигналы двух типов [57]. Либо мы почувствуем неудобство, делая совершенно незначительные уступки, либо что-то в данной сделке просто кажется совсем правильным. Если во время переговоров у вас возникают подобные мысли или чувства, задумайтесь о том, не использует ли противная сторона стратегию обязательств. По крайней мере, следует быть очень внимательным по поводу всех соглашений, достигаемых в переговорах, — даже самых мелких и безвредных. Они могут готовить почву для определенного следующего действия. Общественное одобрение. Принцип общественного одобрения означает, что во многих ситуациях мы смотрим на других, чтобы определить верную реакцию. Согласно этому принципу мы часто ведем себя некоторым образом, поскольку так делают все остальные. Именно данный принцип обусловливает столь высокую эффективность записанного смеха в телевизионных комедиях [58]. Он же объясняет, почему некоторые влиятельные агенты любят упоминать имена ранее удовлетворенных потребителей: если другие использовали данный продукт и он им понравился, он должен быть хорошим. Знаменитостей нанимают для представления продуктов по той же причине. В переговорных ситуациях принцип общественного одобрения может действовать как мощный стратегический инструмент влияния. Продавцы предъявляют список удовлетворенных покупателей, зная, что очень немногие будут тратить время на его проверку. («Если это неправда, зачем тогда продавец показывает мне этот список?») В рекламных объявлениях о тотализаторах демонстрируют предыдущих победителей и выделяют знаменитостей. Переговорщики рассказывают о том, насколько популярен их новый продукт и как значительно возросли его продажи в этом году. Торговец недвижимостью выразит уверенность, что вы знаете, как много других клиентов желают купить тот дом, который вы собираетесь приобрести. Принцип общественного одобрения работает, потому что ложная информация («Все считают, что это хороший товар») получает вес в принятии решения. Один из способов уменьшить подобное влияние — определить ложную информацию и оценить ее по достоинству [59]. В переговорах это означает тщательную подготовку и осведомленность о тех «фактах» в защищаемой противной стороной позиции, которые, видимо, не соответствуют вашим предварительным сведениям. Когда противная сторона предлагает «свидетельства» популярности какого-то изделия, не принимайте автоматически на веру, что контрагент совершенно честен, а попросите третьих лиц подтвердить эти заявления. Недостаточность. Принцип недостаточности означает, что когда вещи менее доступны, они более влиятельны. Торговцы часто говорят покупателям, что они не уверены в наличии именно теперь на складе товара, который данные покупатели желают приобрести [60]. Перед тем как отправиться на склад, они спрашивают, должны ли они опередить другого продавца, претендующего на то же. Покупатель обычно соглашается и чувствует облегчение (или принимает как удачу), когда продавец возвращается с «последним» изделием из запасов. Здесь работает принцип недостаточности: на нас легче повлиять, если мы чувствуем, что получаем что-то из ограниченных ресурсов. В переговорной ситуации стратегию влияния за счет недостаточности могут применять, когда проявляется значительный спрос на какой-то продукт. Некоторые организации намеренно держат ограниченный запас своей продукции, чтобы создать впечатление о ее чрезвычайной популярности (например, ходовые рождественские игрушки). Всегда, когда переговорщики говорят об «исключительной возможности» и «ограниченном по времени предложении», они используют принцип недостаточности. Аукционы также опираются на принцип недостаточности, продавая уникальные (единственные в своем роде) изделия по самой высокой цене: чем более редко данное изделие, тем выше цена на него. Если принцип недостаточности используется достаточно эффективно, ему очень трудно противодействовать. Он создает для жертвы западню активности, сосредоточенной на приобретении данного изделия, и резко осложняет когнитивную оценку более широкой ситуации. Чальдини указывает на необходимость знать об эмоциональных ловушках, которые кроются за этим принципом; почувствовав сильный эмоциональный позыв приобрести какой-то товар ограниченного доступа, нам следует прежде всего тщательно оценить причины, по которым мы желаем получить данное изделие [61]. Использование вознаграждения и наказания. В этой главе мы уже выяснили, что управление ресурсами — мощный источник силы. Данные ресурсы можно использовать, по крайней мере, двумя основными способами. Во-первых, переговорщики могут предлагать ресурсы или услуги (обещания и помощь), чтобы обеспечить согласие и сотрудничество со стороны контрагента. Обмен зависит от ресурсов, которые можно перевести в вознаграждение для данного контрагента: услуги, привилегии, стимулы, удовольствия, дополнительные доходы и т. п. Обмен, таким образом, часто подразумевает использование обещаний и обязательств в качестве инструментов убеждения — обязательств, которые мы даем в обмен на сотрудничество или согласие противной стороны или обещание дать нам то, что нам нужно. Второй способ, которым переговорщики могут попытаться использовать эту силу — давление, то есть угроза наказанием. Агент может выдвигать требования, объясняя последствия, которые наступят, если его требования не удовлетворят, вести регулярное наблюдение за тем, удовлетворяются ли его требования, регулярно напоминать контрагенту о том, чего от него ждут, а затем и действительно наложить наказание, если данные требования своевременно не удовлетворены. Менеджер по продажам может урезать выплаты продавцу, если тот постоянно не выполняет план по продажам. Поставщик может наложить большой штраф на клиента, если он просрочил оплату чека. Как и силу вознаграждения и использование похвалы, силу принуждения или наказания можно не менее эффективно применять и в устной форме, чем отзывая материальные ресурсы или отказывая в них. Если менеджер по продажам ругает какого-то продавца за неуспех в реализации плановых квот (а не увольняет его), воздействие может быть не менее значительным. Дэвид Кипнис (David Kipnis) называет ряд причин, по которым обладатель силы может решить использовать давление [62]. Во-первых, давление можно использовать как способ выразить гнев, добиться возмещения или уравновесить что-то, сделанное контрагентом. Во-вторых, давление можно использовать для выражения ролевого поведения — поскольку этого требует данная ра- tvo i лава о отыскание и использование в переговорах системы рычагов бота (или роль). Например, какой-то банкир может отказаться выдать некоторую ссуду, «поскольку этого требуют банковские правила», или декан может отчислить неуспевающего студента, поскольку должен поддерживать политику университета. Переговорщики больше всего склонны использовать давление тогда, когда полагают, что противная сторона имеет мало желания или вовсе не имеет желания удовлетворить их ожидания, не принимает их крайний срок или не подчинится, если ей прямо не угрожать суровыми отрицательными последствиями. Тактика давления обеспечивает в лучшем случае краткосрочное подчинение каким-то требованиям, но обычно вызывает и сопротивление противной стороны. Частое использование тактики давления отчуждает противную сторону и приводит к очень сильному сопротивлению; в подобном случае данный агент должен постоянно угрожать все более серьезными последствиями неподчинения и усиливать собственное желание обеспечить такие последствия. Тактику давления следует применять выборочно и экономно, поскольку ее использование обычно подрывает отношения между сторонами, а частое использование может совершенно их разрушить. РОЛЬ ПОЛУЧАТЕЛЯ - ОБЪЕКТА ВЛИЯНИЯ Мы завершаем эту главу изучением факторов, связанных с тем лицом, которое является объектом влияния. На первый взгляд можно подумать, что получатель не может иметь большого значения для использования рычагов силы. Неверно! Точно так же как переговорщик в роли отправителя послания может работать над увеличением его достоверности и привлекательности, получатель может подавать отправителю сигналы об общей приемлемости передаваемого послания и благожелательном отношении к нему, а отправитель может наблюдать за реакцией получателя и соответственно адаптировать данное послание. Получатели должны сознавать, какие сигналы они посылают; отправителям нужно наблюдать за восприимчивостью контрагента, избегая занимать «оборонительно-воинственную» позицию, которая побуждает отвергать убеждающую коммуникацию; им следует помогать получателю лучше слышать и понимать. Рассмотрим несколько ключевых факторов. Внимание к контрагенту Многое из того, что мы сообщаем друг другу, передается не только словами и предложениями, но также с помощью языка тела: способом, которым мы располагаем тело, тоном голоса, движениями головы. Многие невербальные действия очень важны в сообщении с другим лицом: они позволяют ему знать, что вы его слушаете, и готовят противную сторону к приему вашего послания. Мы упомянем три важных поведенческих проявления: контакт глазами, положение тела и одобрение. Установить контакт глазами. Считают, что нечестный человек или трус не может смотреть другим в глаза. Поэты называют глаз тем объективом, через который мы можем заглянуть в душу человека. Эти и подобные им заключения житейской мудрости показывают, насколько важным мы считаем контакт гла- Роль получателя — объекта влияния 209 зами. Вообще говоря, установить контакт глазами — один из способов показать другому, что вы уделяете ему внимание и слушаете и считаете его важным собеседником. Устанавливая контакт глазами, однако, не следует постоянно фиксировать свой взгляд на собеседнике. В противном случае он может счесть ваш взгляд слишком пристальным, что вызывает подозрение, а не доверие. Убеждая кого-то, важно поддерживать контакт глазами, когда мы передаем наиболее важную часть послания [63]. Это равносильно тому, чтобы заглянуть внутрь другого лица, обращаться прямо к его сердцу и душе. Используя в данный момент параллельно вербальную и невербальную системы, мы подчеркиваем важность передаваемого послания. Равным образом следует поддерживать контакт глазами не только когда мы говорим, но и когда получаем сообщение [64]. Важно подчеркнуть тем не менее, что описанный стиль характерен для западного общества. В других частях мира преобладают другие схемы поведения. В некоторых районах на Дальнем Востоке, например, опустить глаза, когда говорит собеседник, означает проявить уважение [65]. Следить за положением тела. Родители часто говорят своим детям, как нужно стоять и сидеть, особенно в формальных случаях — например, в школе, в церкви или на обеде. Команда «Сиди прямо!» часто сопровождается указанием «И будь внимательным!» Здесь родитель внушает ребенку еще одно широко распространенное убеждение: положение тела у кого-то показывает, уделяет ли данное лицо внимание противной стороне. Чтобы убедить другого в том, что вы внимательны к нему, необходимо сидеть выпрямившись и слегка наклонившись вперед, непосредственно лицом к собеседнику [66]. Если вы воспринимаете и принимаете послание контрагента, требуется следить за тем, чтобы не проявить неуважение положением тела — горбясь, отворачиваясь или кладя ноги на стол [67]. Невербальное одобрение или неодобрение сказанного контрагентом. Внимание и интерес к тому, что говорит контрагент, мы можем выразить во множестве простых вариантов поведения. Кивок головой, простой жест рукой, бормотание вроде «У-гу», показывающее понимание, — все это говорит контрагенту, что он может продолжать, что вы его слушаете. На самом деле, можно поощрить кого-то продолжать говорить на многие темы просто кивая головой, когда он говорит. Краткий контакт глазами, улыбка или кивок становятся одобряющими сигналами. Сходным образом нахмуренные брови, злой взгляд, отрицательное движение головы или прикосновение к груди, имитирующее болевое ощущение, указывают на неодобрение послания противной стороны.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |