КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучать или игнорировать позицию контрагента
Переговорщики часто уделяют мало внимания мнениям и точке зрения противной стороны. Это совершенно неправильно, поскольку очень полезно понимать, чего действительно хочет противная сторона, как она видит происходящее и как меняет свою позицию. Позицию противной стороны можно изучать задавая вопросы, цель которых — выявить ее потребности и интересы (см. главу 5). Изучая взгляды контрагента мы не только получаем больше информации — что позволяет нам готовить решения, удовлетворяющие потреб- *■• 1 лава 6 Отыскание и использование в переговорах системы рычагов ностям обеих сторон, — но и усиливаем у противной стороны ощущение того, что мы ее слушаем, а это делает ее более восприимчивой к нашим потребностям. Вопросы, однако, часто используют и как оружие нападения. Вопросы типа «Боже мой, как вы можете говорить такое?» или «Как можно оправдать такую позицию?» скорее всего заставят противную сторону испытать напряжение и сделают воинствующей, а тон переговоров может превратиться в совершенно отрицательный. Избирательный пересказ. Пересказ подтверждает, что обе стороны точно понимают друг друга. Важно заново подтвердить свое понимание после того, как вас поправили, чтобы обеспечить уверенность в том, что вы все понимаете верно. Повторите своими словами то, что было сказано. Помимо прочего, произнося вслух мысли контрагента вы лучше запоминаете их, чем просто слушая. Не повторяйте сказанное контрагентом дословно — повторите его послание своими словами, начав со следующего: «Позвольте проверить, правильно ли я понял только что изложенную вами точку зрения». Если нам нужно передать важное послание, мы говорим энергично и долго, часто снова и снова повторяя одно и то же. Когда ваш пересказ показывает контрагенту, Что вы его понимаете, он обычно прекращает подобные повторения и двигается дальше; таким образом, пересказ может быть очень полезен для того, чтобы придать диалогу поступательное движение.
Можно также попросить противную сторону заново изложить или пересказать то, что сказано вами. Можно сказать: «Изложенное мной очень важно для меня, и я был бы признателен, если бы вы подтвердили, что верно поняли главное в моей позиции». Это означает просьбу к противной стороне слушать внимательно, дает вам возможность проверить точность ее понимания и подчеркивает наиболее важные пункты в вашем сообщении. Подчеркивать то, что вам нравится в предложении противной стороны. Переговорщики часто неэффективны, потому что они реагируют только на то, что им не нравится в заявлении или предложении противной стороны, и игнорируют то, что им нравится. Подобная реакция исключает использовать мощный инструмент для того, чтобы понять сказанное противной стороной и руководствоваться этим сказанным. Самый простой способ вознаградить человека за то, что он сказал в ходе переговоров, — удостоверить и поддержать высказанную им точку зрения: «Это интересно» или «Такого я еще не слышал». Просто промычите «М-мм» или кивните головой. Подобные заявления или действия отделяют некоторое ключевое заявление от других высказываний данного докладчика. Во-вторых, делайте лестные замечания контрагенту, когда он высказывает точку зрения, которую вы хотели бы подчеркнуть, и выражайте ему признательность за то, что он учитывает ваши интересы и потребности. Третий вариант состоит в том, чтобы выделять те части в каком-то заявлении, которые вам нравятся, и те, которые не нравятся, и поощрять противную сторону развивать благоприятные пункты. Четвертый подход — возвращать услуги. Если противная сторона сделала некоторую уступку и предложила вам что-то, чего вы желаете, вы можете вознаградить такое поведение сделав некоторую ответную уступку или предложив какую-то ответную услугу.
Роль получателя — объекта влияния 2J1 Сопротивляться влиянию контрагента Помимо множества действий, которые может предпринять какой-то переговорщик поощряя, поддерживая или направляя коммуникацию контрагента, существуют по крайней мере три важных вещи, которые может сделать слушатель, чтобы противостоять усилиям контрагента повлиять на него: иметь лучшую альтернативу соглашению, являющемуся предметом переговоров (BATNA), публично принять на себя некоторое обязательство (или принудить к этому противную сторону) и заранее приготовиться к убеждающему посланию контрагента. Располагать альтернативой BATNA и знать, как ее использовать. Ряд авторов определяет альтернативу BATNA как источник силы [68]. Вполне очевидно, что располагая альтернативой BATNA переговорщик получает возможность выйти из данных переговоров, поскольку он может удовлетворить свои потребности где-то еще или обратить свои интересы куда-то еще. Конечно, альтернатива BATNA представляет собой рычаг давления за столом переговоров только в том случае, если противная сторона осведомлена о ней. Чтобы эффективно использовать альтернативу BATNA, переговорщик должен убедиться в том, что о ней известно противной стороне, и, если необходимо, перепроверить свою уверенность в данном факте. Часто это следует делать очень осторожно: противная сторона может интерпретировать сообщение о наличии альтернативы BATNA как откровенную угрозу выйти из переговоров. Помните также, что альтернативу BATNA всегда можно улучшить. Хорошие переговорщики работают над развитием альтернативы BATNA заранее и даже в ходе текущих переговоров — в качестве способа усилить свои рычаги давления на контрагента. Публично принять на себя обязательство. Один из наиболее эффективных способов обеспечить твердую устойчивость человека на какой-то позиции — вынудить его публично принять обязательство придерживаться данной позиции. Профсоюзные лидеры произносят соответствующее их званию и должности: «Я подам в отставку, если соглашусь уступить здесь хоть один пенс.» Сделав такое заявление, этот профсоюзный лидер оказывается под определенным давлением. С одной стороны, ему потенциально угрожает потеря лица перед членами профсоюза, когда он отступит с заявленной позиции, — данного руководителя могут без всяких церемоний лишить его поста, если он действительно не подаст в отставку. С другой стороны, если он не выполнит взятого на себя обязательства, в будущем резко упадет доверие к нему со стороны администрации. Наконец, данного профсоюзного лидера могут просто перестать понимать по существу, поскольку отказ подать в отставку будет расходиться с ранее взятым на себя обязательством.
Переговорщики могут также вынудить противную сторону принять на себя некоторое публичное обязательство. Если вам удается побудить противную сторону сделать публичное заявление, которое поддерживает что-то желаемое для вас, контрагент будет вынужден не отступать от данного заявления, даже если поздней у него возникнет желание отозвать такое обязательство. Иногда переговорщики делают примерно такое заявление: «Я обязуюсь найти соглашение, которое будет выгодно нам обоим», — а затем приглашают противную сторону сделать аналогичное заявление. Даже лучше, чем вынудить противную рыскание и использование в переговорах системы рычагов сторону сделать обязывающее заявление, — спровоцировать ее на некоторое поведенческое обязательство. Например, розничные торговцы используют первоначальные платежи и схемы резервирования, чтобы добиться от покупателей поведенческого обязательства, если в данный момент невозможно полностью совершить данную продажу. Иногда, однако, переговорщики желают удержать контрагента от публичных обязательств удерживать позиции, противоречащие интересам данных переговорщиков. Они могут достичь этого преуменьшая значение обязывающих заявлений, не реагируя на них или указывая некоторые причины, объясняющие, почему подобное обязательство несвоевременно.
Ш Быть готовым к доводам противной стороны. Одним из возможных результатов того, что мы внимательно слушаем противную сторону, изучаем и понимаем ее точку зрения, может стать какое-то изменение нашей собственной переговорной позиции. Иногда мы можем не желать подобного изменения своей позиции и поэтому можем захотеть «вооружиться» против доводов противной стороны [69]. Например, управляющие, обязанные поддерживать политику своей организации, с которой они не согласны, могут пожелать вооружиться против доводов подчиненных подготовив и проверив встречные доводы, полезные для того, чтобы опровергнуть ключевые тезисы, которые, скорее всего, предъявят контрагенты. Существуют три подхода, чтобы вооружиться против доводов противной стороны: 1. Приготовить аргументы в поддержку только своей позиции. 2. Разработать аргументацию только против своей позиции, а затем приготовить встречные доводы, то есть найти способы опровергнуть доводы контрагента в нужных вам пунктах. 3. Разработать доводы как в поддержку своей исходной позиции, так и против нее, а затем сформулировать встречные доводы, опровергающие и ту и другую аргументацию (комбинированный подход). Исследования показывают, что лучший способ вооружиться против возможного влияния — использовать комбинированный подход (пункт 3 из перечисленных выше): разработать аргументацию и в пользу собственной позиции, и против нее, а также встречные доводы, опровергающие оба данных набора аргументов [70]. Подготовка аргументов только против своей позиции и встречных доводов (пункт 2 из перечисленных) также эффективна, но в меньшей степени. Наименее результативен — и с большим отрывом — третий подход: разработка доводов только в поддержку своей позиции.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |