КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полномочия прокурора по осуществлению надзора. Средства прокурорского реагирования
Сущность и задачи надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом, его предмет, пределы и значение.
В соответствии со ст. 43 Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» (с изм. и доп. от 28 ноября 2003 г.), надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в местах содержания под стражей осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры. Предмет прокурорского надзора по данной отрасли прокурорской деятельности включает в себя следующее: - законность нахождения граждан в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; - соблюдение установленных законодательством Республики Беларусь прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий содержания; - законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Исходя из содержания предмета надзора органы прокуратуры ставят перед собой следующие задачи по обеспечению законности при исполнении наказания и содержания лиц, находящuxся под стражей: - чтобы обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки; - чтобы задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования содержались в порядке, условиях и в сроки, соответствующих закону; - чтобы содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленных законом;
- чтобы соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных в местах лишения свободы; - чтобы своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, назначенное судом, не связанное с лишением свободы.
В соответствии с Законом о прокуратуре при осуществлении надзора за законностью в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции: 1) в любое время посещает места, органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей; 2) знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, а также отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания или подвергнуты мерам принудительного характера, производит опрос этих лиц; 3) немедленно своим постановлением освобождает незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер судебными органами; 4)проверяет соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, законодательству, регулирующему порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях и исполнения наказаний, приостанавливает исполнение таких актов, опротестовывает их в случае противоречия закону, требует объяснения от представителей администрации;
5)проверяет исполнение требований закона о праве лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, осужденных к лишению свободы, а также лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные объединения, к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявления по принадлежности в установленном порядке, принимает предусмотренные законодательством меры в случае нарушения администрацией этих требований закона (ст. 34 Закона о прокуратуре). В этой связи Закон о прокуратуре и Закон об ОРД дают право прокурору знакомиться также с оперативными материалами. Законом от 16 июня 2003 г. дается определение мест содержания под стражей. Места содержания под стражей - следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, следственные изоляторы органов государственной безопасности Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - следственные изоляторы), изоляторы временного содержания органов внутренних дел, изоляторы временного содержания пограничных войск Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - изоляторы временного содержания), гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь, гауптвахты пограничных войск Республики Беларусь (далее - гауптвахты). В случаях, предусмотренных указанным Законом, местами содержания под стражей могут являться исправительные учреждения, арестные дома. Лица, содержащиеся под стражей, в случае назначения им судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы по основаниям, предусмотренным УПК, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются в государственные медицинские учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников мест содержания под стражей, других лиц, а также выполнение задач, установленных УПК. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством обороны, Государственным комитетом пограничных войск по согласованию с Генеральным прокурором принимаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания лиц под стражей (далее - Правила внутреннего распорядка) (ст. 9 Закона от 16 июня 2003 г.). Правила внутреннего распорядка устанавливают порядок: - приема лиц, содержащихся под стражей, и размещения их по камерам; - проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей лиц, содержащихся под стражей; - изъятия у лиц, содержащихся под стражей, предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию; - материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся под стражей; - приобретения лицами, содержащимися под стражей, продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров; - приема и выдачи посылок, передач; - получения и отправления лицами, содержащимися под стражей, телеграмм, писем, денежных переводов; - направления лицами, содержащимися под стражей, ходатайств, предложений, заявлений и жалоб; - отправления лицами, содержащимися под стражей, религиозных культов, ритуалов и обрядов; - организации труда лиц, содержащихся под стражей; - осуществления прав, вытекающих из брачных и семейных отношений; - осуществления гражданско-правовых сделок; - проведения подписки на газеты и журналы; - оказания медицинской помощи и санитарно-эпидемиологического обеспечения; - про ведения ежедневных прогулок; - проведения свиданий, общения с защитником;
- обеспечения участия лиц, содержащихся под стражей, в следственных действиях и судебных заседаниях; - личного приема лиц, содержащихся под стражей, руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами; - выдачи тел лиц, умерших в местах содержания под стражей. В соответствии со ст. 10 Закона от 16 июня 2003 г. лица, содержащиеся под стражей, имеют право: - получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, порядке подачи ходатайств, предложений, заявлений и жалоб; - на личную безопасность в местах содержания под стражей; - на гуманное обращение и уважение их человеческого достоинства; - обращаться с ходатайствами, предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их прав и законных интересов; - обращаться с просьбой о личном приеме руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами, а также лицом, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории; - на условия содержания под стражей, определенные законом; - получать бесплатное питание, медицинскую помощь, санитарно-эпидемиологическое и материально-бытовое обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; - хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации их прав и законных интересов, за исключением документов и записей, содержащих государственные секреты. Документы и записи, содержащие государственные секреты, хранятся у администрации места содержания под стражей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Пользование ими осуществляется в специально оборудованных для этих целей помещениях; - получать посылки, передачи; - получать и отправлять денежные переводы; - на переписку; - на самообразование и пользование литературой, изданиями периодической печати и письменными принaдлежностями; - отправлять религиозные культы, ритуалы, обряды в помещениях места содержания под стражей, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав иных лиц, содержащихся под стражей; - на дополнительное материально-бытовое обеспечение; - заключать и расторгать брак, пользоваться иными правами, вытекающими из брачных и семейных отношений, участвовать в гражданско-правовых сделках в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, если иное не определено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Законом от 16 июня 2003 г.; - на освобождение из-под стражи в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Основаниями для освобождения лиц из-под стражи являются: - постановление (определение) суда, приговор суда; - постановление органа уголовного преследования; - постановление руководителя администрации места содержания под стражей или лица, исполняющего его обязанности, либо прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законодательства Республики Беларусь в местах содержания под стражей, об освобождении лица, содержащегося под стражей, в связи с истечением срока его содержания под стражей (ст. 21 Закона от 16 июня 2003 г.).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |