Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим известные правила обучения ИНС

ОБУЧЕНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ

Важнейшим свойством нейронных сетей является их способ­ность к обучению, что делает нейросетевые модели незаменимы­ми при решении задач, для которых алгоритмизация является не­возможной, проблематичной или слишком трудоемкой. Обучение нейронной сети заключается в изменении внутренних параметров модели таким образом, чтобы на выходе ИНС генерировался век­тор значений, совпадающий с результатами примеров обучающей выборки. Изменение параметров нейросетевой модели может вы­полняться разными способами в соответствии с различными алгоритмами обучения. Парадигма обучения определяется доступ­ностью необходимой информации. Выделяют три парадигмы:

• обучение с учителем (контролируемое);

• обучение без учителя (неконтролируемое);

• смешанное обучение.

При обучении с учителем все примеры обучающей выборки содержат правильные ответы (выходы), соответствующие исход­ным данным (входам). В процессе контролируемого обучения синаптические веса настраиваются так, чтобы сеть порождала отве­ты, наиболее близкие к правильным.

Обучение без учителя используется, когда не для всех приме­ров обучающей выборки известны правильные ответы. В этом случае предпринимаются попытки определения внутренней структуры поступающих в сеть данных с целью распределить об­разцы по категориям (модели Кохонена).

При смешанном обучении часть весов определяется посредст­вом обучения с учителем, а другая часть получается с помощью алгоритмов самообучения.

Обучение по примерам характеризуется тремя основными свойствами: емкостью, сложностью образцов и вычислительной сложностью. Емкость соответствует количеству образцов, кото­рые может запомнить сеть. Сложность образцов определяет спо­собности нейронной сети к обучению. В частности, при обуче­нии ИНС могут возникать состояния «перетренировки», в кото­рых сеть хорошо функционирует на примерах обучающей выбор­ки, но не справляется с новыми примерами, утрачивая способ­ность обучаться.

 

Правило коррекции по ошибке. Процесс обучения ИНС состо­ит в коррекции исходных значений весовых коэффициентов межнейронных связей, которые обычно задаются случайным об­разом. При вводе входных данных запоминаемого примера (сти­мула) появляется реакция, которая передается от одного слоя нейронов к другому, достигая последнего слоя, где вычисляется результат. Разность между известным значением результата и ре­акцией сети соответствует величине ошибки, которая может ис­пользоваться для корректировки весов межнейронных связей. Корректировка заключается в небольшом (обычно менее 1%) увеличении синаптического веса тех связей, которые усиливают правильные реакции, и уменьшении тех, которые способствуют ошибочным. Это простейшее правило контролируемого обуче­ния (дельта-правило) используется в однослойных сетях с одним уровнем настраиваемых связей между множеством входов и мно­жеством выходов.

Оптимальные значения весов межнейронных соединений можно определить путем минимизации среднеквадратичной ошибки с использованием детерминированных или псевдослу­чайных алгоритмов поиска экстремума в пространстве весовых коэффициентов. При этом возникает традиционная проблема оптимизации, связанная с попаданием в локальный минимум (будет рассмотрена ниже).

 

Правило Хебба. Оно базируется на следующем нейрофизи­ологическом наблюдении: если нейроны по обе стороны синапса активизируются одновременно и регулярно, то сила их синаптической связи возрастает. При этом изменение веса каждой меж­нейронной связи зависит только от активности нейронов, обра­зующих синапс. Это существенно упрощает реализацию алгорит­мов обучения.

 

Обучение методом соревнования. В отличие от правила Хебба, где множество выходных нейронов может возбуждаться одновре­менно, в данном случае выходные нейроны соревнуются (конкурируют) между собой за активизацию. В процессе сорев­новательного обучения осуществляется модификация весов свя­зей выигравшего нейрона и нейронов, расположенных в его окрестности («победитель забирает все»).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Построение нейронной сети | Рассмотрим один из наиболее распространенных алгоритмов обучения с учителем, относящийся к правилу коррекции по ошибке. Алгоритм обратного распространения ошибки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.