Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы государственного регулирования страховой деятельности рынка в России

Страховая деятельность практически во всех странах находится под надзором го­сударственных служб страхового надзора.

Необходимость введения государственного страхового надзора в России обу­словливалась нестабильностью финансового состояния отдельных страховщиков. Так, страховое общество «Россия» в начале XX века было убыточным, особенно по финан­совым отчетам 1906 г., вследствие принятия в перестрахование рисков из Сан-Франциско, где в то время произошло землетрясение. Убытки составили 7,5-8,0 млн. руб., что превышало основной и запасной капиталы общества. Во время падения кур­са ценных бумаг в период русско-японской войны и революционных беспорядков (1904-1906 гг.) многие страховщики временно не смогли выполнять требования к пла­тежеспособности, однако страховой надзор, принимая во внимание исключитель­ность ситуации, не стал настаивать на применении санкций. Отметим, что аналогич­но поступил и страховой надзор Минфина РФ после финансового кризиса 1998 г.

Обязательные отчисления в страховые резервы по действующим в начале века нормативам должны были составлять не менее 40% страховой премии, оставленной страховщиком на собственном удержании по огневому страхованию, и до 30% плюс 10% чистой прибыли по операциям с запасным капиталом. Фактически же у многих страховщиков обязательные отчисления оказались значительно ниже, в частности, страховое общество «Россия» в 1898 г. отчисляло в резервы 26% собранной премии, а в 1907 г. - 8,84%.

В результате уже в 1916 г. отдельные экономисты стали призывать к введению го­сударственной монополии на страхование как единственному способу защиты стра­хователей. Эта идея и была позже реализована ленинским декретом «О государствен­ном имущественном страховании» от 6 октября 1921 г., непосредственным поводом к подписанию которого послужило, по мнению историков, письмо крестьян Весьегон-ского уезда Тверской губернии с просьбой возобновить окладное страхование строе­ний от огня, проводимое со второй половины XIX века земскими страховыми компа­ниями и прекратившееся в период гражданской войны. Дальнейшее развитие собы­тий хорошо известно, отметим лишь, что государство, став собственником страхового фонда, использовало его для решения задач экономического и социального развития, в том числе и не имеющих отношения к страхованию. В результате изъятия страховых резервов в конце 80-х годов из системы Госстраха СССР государственные страховые компании не смогли провести индексацию взносов по смешанно-накопительному страхованию. Только в 2001 г. в федеральном бюджете впервые были предусмотрены средства на частичную индексацию этих взносов.

В социалистической экономике роль государственного регулирования в области страхования ограничивалась управлением и контролем за деятельностью двух стра­ховых организаций, являвшихся государственными учреждениями - Ингосстраха и Госстраха СССР.

При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов страхо­вателей, стала система лицензирования страховых организаций до начала их деятель­ности и последующий контроль за исполнением действующего законодательства в области страхования.

Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельно­сти в России Указом Президента Российской Федерации в феврале 1992 г. была образова­на Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью - Росстрахнадзор. На него были возложены функции контроля за соблюдением требований законодатель­ства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирова­ния, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрации страховых брокеров. В 1996 г. функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора Министерства Финансов РФ, далее по тексту - страховому надзору. В 2004 г. страховому надзору был возвращен статус Федеральной службы, однако нормо-творческие функции в сфере страхования остались у Минфина России.

Система государственного страхового надзора в современной России опирается на действующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специ­альное страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных нор­мативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами ис­полнительной власти. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законода­тельства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регули­руемых законом о страховании, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффек­тивного развития страхового дела.

Цитата из закона «Об организации страхового дела в РФ»

Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела

1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодатель­ства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регули­руемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эф­фективного развития страхового дела.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и ор­ганизационного единства.

3. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его террито­риальными органами.

Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе:

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, рее­стра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия ли­цензии на осуществление страховой деятельности;

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 12-ФЗ)

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой дея­тельности (страхового дела);

6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.

4. Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страхо­вых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового де­ла, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем про­ведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финан­совой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях раз­решений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокер­ских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

5. Субъекты страхового дела обязаны:

- представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

- представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходи­мую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, со­ставляющей банковскую тайну).

Более подробно функции страхового надзора определены Постановлением Пра­вительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» от 08.04.2004 г. № 203.

Для осуществления своих функций страховой надзор вправе запрашивать необходимую информацию у страховщиков и других субъектов страхового дела, производить проверки деятельности страховщиков, давать им предпи­сания по устранению недостатков, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий, обращаться в ар­битражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законов РФ, принимать участие в экспертизе учебных программ по страхованию. Для этого страховой надзор может создавать вре­менные советы, комиссии, привлекать экспертов, назначать уполномоченных для проведения проверок страховых организаций.

Согласно ст. 31 Закона о страховании предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимоно­польным законодательством РФ. В настоящее время эти функции обеспечиваются Феде­ральной антимонопольной службой в соответствии с антимонопольным законодательст­вом РФ, а также Федеральным Законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.99 № 117-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела, согласно ст. 32 Закона о страховании, осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с законом о страховании.

Наряду с правилами страховщики, для получения лицензии, представляют в стра­ховой надзор учредительные и регистрационные документы, сведения об акционерах (участниках), руководителях и актуарии страховщика, расчеты страховых тарифов, по­ложение о формировании страховых резервов, экономическое обоснование осуществле­ния видов страхования.

При лицензировании перестраховочной деятельности правила не представляются, но необходимо представить образцы документов, используемых при перестраховании. Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности представляются учредительные и регистрационные документы, образцы брокерских до­говоров и документы, подтверждающие квалификацию брокера.

Соискатели лицензий, имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, дополнительно представляют в порядке, предусмотренном законо­дательством страны пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью на свое участие в устав­ных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют страховой надзор об отсутствии таких требований.

Выдача лицензии является платной.

Должностные лица органа страхового надзора не вправе разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъ­екта страхового дела, за исключением случаев, предусмотренных российским законода­тельством (ст. 33 Закона о страховании).


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специальное страховое законодательство | Правовые аспекты договора страхования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.