Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория А.Маслоу К.Альдерфера Ф.Герцберга Клелланда




Морально-психологическое стимулирование.

Материально-социальное стимулирование.

¾ Создание необходимых условий высокопроизводительного труда;

¾ Возможность ухода от монотонного к творческому труду;

¾ Стимулирование свободным временем;

¾ Улучшение отношений в коллективе;

¾ Продвижение по службе.

Все эти стимулы позволяют работнику самоутвердиться, почувствовать себя нужным фирме и поэтому делают его заинтересованным в свое работе.

Они ориентированы на мотивацию человека как личности, а не только механизма, призванного выполнять определенные трудовые функции. В отличие от вышеописанных стимулов, эти стимулы – внутренние, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать на человека. Можно лишь создать условия для их возникновения. Например, можно воздействовать воспитанием, т.к. большое значение имеют ценностные установки работника. Хотя эти стимулы требуют больших усилий, но они гораздо эффективнее, чем внешние.

Денежное вознаграждение предпочитают те, у кого не удовлетворены их низшие потребности (пища, жилье и т.п.). Если же они удовлетворены, то на их смену приходят более мощные стимулы – внутренние.

Концептуальные основы мотивационного менеджмента составляют две группы теорий мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации учения, исследующие содержание факторов, лежащих в основе мотивации. Они основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемыми потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Наиболее известны следующие содержательные теории мотивации: теория потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда и теория двух факторов Герцберга. Перечень и взаимосвязь потребностей, выделяемых в соответствии с этими теориями представлены на рисунке.

Теория Теория Теория Д.Мак-

               
   
самовыражение
 
мотивирующие факторы: достижение, признание, процесс работы, ответственность, продвижение, возможность роста.
       
успех
 
 
 


потребность роста

                   
     
       
 
 
потребность в уважении
 
 

 


2

 
 

 


Физиологические потребности
1

 

1- первичные потребности, 2 – вторичные потребности.

Рисунок – Взаимосвязь потребностей содержательных теорий мотивации.

 

Хотя каждая из данных теорий анализирует потребности человека, они имеют принципиальные отличия. Теория потребностей Маслоу располагает их иерархически и устанавливает восхождение по ним снизу вверх. В теории ERG Альдерфера также имеется иерархия, но движение по удовлетворению потребностей может осуществляться в обе стороны: вверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Теория приобретенных потребностей ввела по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом принимается во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей, а не изолированное влияние отдельных групп потребностей на поведение человека. Теории двух факторов указывает на то, что не все факторы постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к росту удовлетворенности.

Содержательные концепции в очень наглядном виде, четко и ясно излагают свой взгляд на механизм мотивации исходя из классификации потребностей. Однако они, уделяя основное внимание анализу факторов, лежащих в основе мотивации, практически не анализируют процесс мотивации, что называется основным их недостатком.

Процессуальные теории мотивации учения, исследующие поведение людей с учетом их восприятия и познания действительности. Они концентрируют внимание на выборе поведения, способного привести к желаемым результатам и исходят при этом из того, что индивиды оценивают различные виды поведения через полученные трудовые результаты, которые можно измерить. К процессуальным теориям мотивации относятся: теория ожидания Врума; теория справедливости (равенства) С.Адамса; модель мотивации Портера-Лоулера; теория постановки целей Э.Локка; концепция партисипативного управления.

Теория ожидания базируется на том положении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда он будет уверен в достижении этой цели и удовлетворении своих потребностей.

Теория справедливости полагает, что люди субъективно определяют отношения полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу.

Модель Портера-Лоулера включает элементы и теории ожидания и теории справедливости. Согласно этой модели все достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затраченных усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Выполненная работа может повлечь как внутренние (чувство удовлетворения, самоуважения и т.п.), так и внешние (похвалы руководителя, премии и т.п.) вознаграждения, в результате наличия которых работник получает удовлетворение от работы. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

Теория постановки целей устанавливает зависимость поведение человека от целей, которые он ставит перед собой. Ради её достижения он осуществляет определенные действия и достигает определенного результата, получая от этого удовлетворение. Удовлетворенность результатом определяется внутренним по отношению к человеку процессом (соотнесение человеком результата с поставленной целью) и внешним процессом (реакция на результаты труда человека со стороны окружения).

Концепция партисипативного управления – это система взглядов и практического опыта на заинтересованность работника не только непосредственно в своей работе, но и в том, как его работа сказывается на деятельности всей организации. Согласно концепции работник относительно собственной работы должен наделяться более широкими правами, привлекаться к принятию решений и рационализации деятельности, осуществлять самоконтроль, формировать рабочие группы по собственному усмотрению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.