Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности спроса на общественные блага




Характер формирования спроса на общественные блага существенно отличается от характера формирования спроса на частные блага.

Дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага проявляется в приобретении разного количества блага по одной и той же рыночной цене. Это связано со свойствами исключаемости и делимости частных благ. Совокупный объем спроса формируется путем горизонтального агрегирования индивидуального спроса, т.к. суммируются объемы спроса для заданной цены вдоль горизонтальной оси.

Чистое общественное благо в силу его исключаемости и неделимости не может быть представлено одному потребителю в меньшем количестве, чем другому. Весь произведенный объем выпуска потребляется целиком. Таким образом, объем потребления блага каждым потребителем равняется объему его предложения:

(13.1)

Дифференциация запросов потребителя выражается в дифференциации их готовности платить. При формировании индивидуального спроса на чистое общественное благо потребители, следовательно, сами определяют величину платежа, а не являются «получателями» цены, как в случае с чистым частным благом. Смысл этого условия очевиден: индивидуальному потребителю нет необходимости целиком брать на себя «цену», по которой поставляется сообществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить (предельной выгоде). Предельная выгода – это прирост полезности от потребления общественного блага, выраженный в денежной форме. Фиксированным параметром при суммировании выступает уже не цена, а количество общественного блага, на которое предъявляется спрос, т.е. происходит вертикальное суммирование индивидуальных кривых спроса. Совокупный спрос равен сумме индивидуальных предельных выгод:


, где (13.2)

MB - предельная выгода, покупательская полезность, получаемая индивидом от потребления дополнительной единицы ЧОБ и выражающая готовность индивида платить за данную единицу.

Проведенный анализ особенностей спроса на общественные блага позволяет перейти к построению модели оптимального уровня производства общественного блага с учетом различных предпочтений потребителей.

 

Кривая совокупного спроса (Dt), полученная при помощи вертикального суммирования кривых индивидуального спроса первого индивида (D1) и второго индивида (D2), показывает, что с увеличением предоставляемого общественного блага потребности в данном товаре постепенно насыщаются, причем у второго потребителя быстрее (в точке Q2), чем у первого (в точке Q1). Это привело к тому,что кривая совокупного спроса принимает вид ломанной линии PtKQ1, т.к. при объемах, превышающих Q2, второй индивид не желает больше потреблять и оплачивать благо, а первый индивид еще сохраняет готовность платить. Поэтому после прохождения точки К кривая суммарного спроса совпадает с кривой первого индивида D1.

Линия предложения S представляет собой линию предельных общественных затрат, равные сумме предельных частных затрат производителя и положительных (отрицательных) внешних эффектов производства.

Оптимальному объему производства общественного блага соответствует точке Е, в которой пересекаются кривые совокупного спроса (Dt) и предложение S. В точке Е готовность субъектов платить за производство каждой дополнительной единицы общественного блага совпадает с дополнительными издержками на производство этой единицы: где МС – предельные общественные издержки производства чистого общественного блага, МВ – предельные общественные выгоды от его производства.

Таким образом, в случае с чистым общественным благом соответствие между суммой, которую пот. Заплатит каждый отдельный потребитель за дополнительную единицу этого блага и издержками его производства не существует: в этом и заключается отличия чистых общественных благ от чистых частных благ.

Каков эффективный объём ЧОБ?

Эффективный объём ЧОБ определяется правилом, где предельные общественные выгоды равны предельным издержкам приложения

(13.3)

Последние равенство является правилом определения эффективного объёма чистого общественного блага.

 

3. Производство общественных благ и проблема «безбилетников»

Так как чистые общественные блага предоставляются всем в полном объёме, то пользователи знают, что получение выгод от чистого общественного блага возможно без участия возмещения издержек по их производству. Поэтому потребители склонны уклоняться от участия в финансировании производства ЧОБ или минимизировать связанные с этим затраты в расчёте на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблема “безбилетников” (впервые термин «безбилетник» был предложен американским экономистом М. Олсоном в 1965 г.). Люди занижают объёмы общественных товаров, которые они хотели бы иметь, и свою готовность к уплате, надеясь «проехать» за счет других.

Проблема «зайцев» приводит к тому, что объем чистого общественного блага при добровольном финансировании оказывается ниже эффективного, т.е. имеет место недопроизводство общественных благ.

Стремясь получить выгоду, за счёт усилий других пользователей, безбилетники занижают полученные ими предельные общественные выгоды (МВ), что, в свою очередь, понижает и предельную общественную выгоду (МSB). В результате снижаются объёмы чистого общественного блага по сравнению с эффективным объёмом.

Решение проблем безбилетников возможно несколькими способами:

1. Исключение безбилетников путём ограничения доступа к потреблению ЧОБ, т.е. превращение ЧОБ в исключительное общественное благо. Например: введение абонентской платы за подключение к кабельному телевидению.

2. Взаимообусловленное финансирование: продажа единственного пакета благ. Например: продажа побочных продуктов, взимание платы за рекламу.

3. Субсидирование, т.е. финансирование ЧОБ на добровольных пожертвованиях.

 

4. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ

Современные экономические системы являются смешаными экономиками, сочетающими частный и общественный сектора. Общественный сектор представляет собой совопукность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Экономика общественного сектора решает проблемы, связанные с производством общественных и коллективных благ, определением механизмов достижения социальных целей и внерыночным взаимодействием интересов.

Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах благодаря их свойствам исключаемости и неконкурентности. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счет налогов, но и непосредственно организует их создание силами общественного сектора.

Предложение чистых общественных благ обеспечивается государством. Формы участия государства в обеспечении чистых общественных благ могут быть различными:

1. непосредственное производство благ

2. финансирование производство частным сектором общественных благ (уборка мусора, виды медицинской помощи)

В обоих этих случаях производство чистых общественных благ финансируется за счет госбюджета, т.е. налога граждан.

Государство выступает поставщиком общественных благ в 2 случаях:

1. когда возникает в процессе потребления общественных благ положительные внешние эффекты невозможно интернализировать

2. когда предложение общественных благ связано с большими издержками

Главная проблема, возникающая в процессе обеспечения предложения общественных благ – это проблема налогообложения, т.е. изъятие единого равного для всех налога или дифференциация по ставкам

Чаще всего данная проблема решается на принципах справедливости и эффективности.

Понимание природы общественных благ позволяет объяснить причины формирования стратегии развития общественного сектора на основе политических решений. Локация ресурсов общественного сектора происходит главным образом не на рынке, а в сфере государственной власти. Поэтому должны внимательно анализироваться сами возможности достижения правительством эффективного результата, пути принятия решения. На этой основе и возникла та часть экономической науки, которая получила название теории общественного выбора, основные положения которой будут изложены в следующей главе.

 

Ключевые понятия

Конкурентность (соперничество), исключаемость, чистое частное благо, чистое общественное благо, общее благо, исключаемое благо, кривая спроса на чистое общественное благо, проблема “безбилетника”, оптимальный объём общественного блага, перегружаемое общественное благо, величина перегрузки, клубные блага

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.