КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Градостроительство Харькова
Харьков — самый большой индустриальный центр нашего государства — расположен в северо-восточной части Украины. Харьковская агломерация является одной из крупных. Основные промышленные предприятия агломерации расположены в черте города, поэтому преобладающее большинство трудящихся сформировавшегося полукольца населенных мест (Мерефы, Люботйна, Змиева, Золочева, Дергачей, Чугуева и др.) тяготеет в трудовом отношении к Харькову. В дальнейшем на территории некоторых из этих населенных пунктов будут размещены промышленные предприятия и другие объекты, и они превратятся в города-спутники. Уже в конце XVIII и начале XIX в. Харьков развивался как промышленный центр (к 1837 г. в городе насчитывалось более 70 различных промышленных предприятий) и вместе с тем был одним из крупнейших культурных центров Украины того времени. В середине XIX в. в городе насчитывалось более 30 тыс. жителей, быстро застраивались окраины, было сооружено много капитальных зданий. Но в целом застройка оставалась хаотичной и отражала основные классовые противоречия: центр города благоустраивался в противоположность рабочим окраинам. 25 декабря 1917 г. в Харькове была провозглашена Украинская Советская Социалистическая Республика. До 1934 г. Харьков оставался столицей Украинской ССР, что сыграло огромную роль в его развитии. Территория его составляла уже около 30 тыс. га. Население увеличилось почти в 4 раза. Жилищное строительство достигло больших размеров. Застройка города осуществлялась по проекту планировки, выполненному в 1934 г. Гипроградом УССР (Проект разработан коллективом под руководством проф. А. Л. Эйнгорна и арх. А. М. Касьянова). В годы первых пятилеток формировались и преобразовывались главнейшие архитектурные ансамбли города: Привокзальная площадь, район старого центра и новый центр — площадь Дзержинского.
Огромные разрушения Харькову нанесли немецко-фашистские захватчики. После войны новое строительство и реконструкция велись в соответствии с проектом генерального плана 1946 г., который учитывал решения, заложенные еще в проекте генерального плана 1934 г. Жилищное строительство осуществлялось преимущественно на свободных территориях, вблизи промышленных предприятий, центральные районы застраивались многоэтажными зданиями. В проекте генерального плана города 1967 г. (Авторы проекта — архитекторы: Антонов В. Л., Клевицкий С. М, Авраменко и др.), разработанном Харьковским филиалом Гипрограда, поставлена задача ликвидировать разобщенность отдельных селитебных районов города путем организации связи их между собой и с центром города, с местами приложения труда и отдыха. Предусматривается четкое функциональное разделение территории на селитебные и промышленные зоны, зону общегородского центра, коммунально-складские, санитарные и зоны внешнего транспорта. Основная идея проекта — создание в городе промышленно-селитебных районов, организация сети общественных центров и системы городского транспорта, отвечающих современным и перспективным требованиям градостроительства. В результате принятых архитектурно-планировочных решении и задач сдерживания роста города проектная территория Харькова почти укладывается в существующие границы. Основные новые районы города —Селекционная станция (в южной части), Павлове Поле (в северной части); большой объем строительства намечен на Салтовском массиве и в районе Рогани; новые массивы возникнут в западном районе — Холодная гора; реконструируются районы Привокзальный и ст. Левада.
Предусматривается единая система культурно-бытового обслуживания населения, включая некоторые виды обслуживания населения всей Харьковской агломерации. Общегородской центр планировочно связан с центрами районов города, которые, в свою очередь, имеют между собой хорошее сообщение. Так, например, городской центр получает транспортную и композиционную связь с общественным центром Холодной горы, Салтовский массив будет связан зеленым бульваром с административной зоной общегородского центра. Большое значение в организации планировочной структуры имеет раскрытие поймы рек. В формировании планировочной структуры Харькова сложной задачей явилась организация правильной системы общегородских магистралей. При сложившейся радиальной улично-дорожной сети значительная часть транспортных потоков проходит через центр города, что резко снижает их скорость. Проектом предусмотрено коренное улучшение системы магистралей: намечена организация двух скоростных диаметров: север — юг (продолжений магистрали Москва — Симферополь) и восток — запад (продолжение магистрали Ростов — Киев), а также трех городских магистралей непрерывного движения, связывающих новые места расселения, приложения труда и отдыха. Транзитное движение предусмотрено направить по обходному внешнему кольцу; намечена также внутренняя распределительная система магистралей, в основном с грузовым движением. Для решения транспортной проблемы в Харькове осуществлено строительство метрополитена: первая очередь — диаметр Холодная гора— Южный вокзал — Центр — ХТЗ — завод Электротяжмаш. В целом по городу создается единая система улиц и дорог, дифференцированных по значению, режиму движения, видам перевозок (пассажирских и грузовых). В общей структуре города предусматривается организация системы зеленых насаждений в виде входящих в центр города клиньев. Формируется зеленый диаметр Северо-запад — Центр — Восток, в состав которого включены парки, бульвары и набережные. В общую систему зеленых насаждений входит лесопарк, парк Горького, стадион Юных пионеров, городской парк у Даниловского водохранилища, общегородской стадион у Журавлевской акватории. Закончено строительство большого Печенежского водохранилища в зеленой зоне.
Архитектурно-пространственное решение застройки предусматривает взаимосвязь основных композиционных узлов и ансамблей общественных центров городских планировочных районов с застройкой общегородского центра. Повышенный рельеф территории города используется для постановки доминирующих в общем силуэте города зданий, остальная застройка будет носить соподчиненный характер. Намечается также благоустроить прибрежные территории и придать их застройке большую выразительность. Все это коренным образом изменит архитектурный облик Харькова.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |