Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармонизация подходов к управлению качеством в 80-90 г.г. 20 века на основе международных стандартов

В 1967 г. была начата разработка стандартов, регулирующих управление качеством, в том числе национальных стандартов по терминологии, выборочному контролю, контрольным картам и т.д.

ЕОС проводил также работу по совершенствованию деятельности отделов управления качеством на предприятиях. Было, в частности, принято решение сконцентрировать усилия на нескольких ведущих предприятиях различных отраслей, чтобы путем постановки образцовой работы на них создать модели организации управления качеством, которые должны были послужить примером для других предприятий отрасли.

С помощью экспертов ООН была разработана методика проведения такой работы, которая предусматривала следующий порядок: в каждой отрасли промышленности выделялось предприятие, где имелись элементы управления качеством. После проведения тщательного анализа производства руководству предлагался проект структуры отдела управления качеством, перечень необходимого оборудования для проведения контроля, численность и степень квалификации сотрудников.

Отдел управления качеством предприятия должен был поддерживать тесный контакт с ЕОС, которая давала консультации по различным организационным вопросам, осуществляла проверку работы предприятия, оказывала ему техническую помощь и осуществляла подготовку специалистов по управлению качеством, организуя на предприятии курсы.

Серьезное значение внедрению систем управления качеством в 1950-70-е годы придавалось в Индии. Необходимость создания собственного производства многих товаров, сокращения импорта и расширения экспорта конкурентоспособной продукции высокого качества с низкой себестоимостью рассматривалось руководством страны в качестве единственного пути обеспечения устойчивого прогресса.

Индийские специалисты особую роль отводили применению статистических методов управления качеством, создающих условия для наиболее эффективного использования всех систем производства. Широкое развитие статистические методы управления качеством получили после проведения в 1948 г. первой всеиндийской конференции по проблемам применения статистических методов в промышленности, организованной известным американским ученым У. А. Шухартом.

В Индии были созданы Комитет по статистике, стандартам и управлению качеством, а также проведены первые специальные курсы по обучению статистическим методам управления качеством при Индийском статистическом институте. Другой известный американский специалист по управлению качеством, посетивший Индию, У.Э. Деминг также способствовал развертыванию кампании в пользу применения статистических методов управления качеством. В 1947 г. было создано Индийское общество по контролю качества, однако внедрение методов управления качеством в промышленности шло медленно. В 1954 г. был учрежден Консультативный комитет по статистическим методам управления качеством, председателем которого был назначен министр финансов.

По рекомендации Консультативного комитета и под руководством Индийского статистического института в крупнейших городах страны были созданы девять рабочих групп, которые проводили обучение и консультирование в области статистических методов управления качеством. При этом в Индии ставилась цель догнать Японию и США по масштабам обучения специалистов и осуществления мероприятий по пропаганде.

Управление качеством в Мексике в 1950-70-е гг. осуществлялось отделом промышленности и торговли, который действовал в рамках правительственной Организации по стандартизации. Он оказывал помощь промышленности путем: организации лекций, курсов и других видов обучения; проведения конференций по обмену опытом в области усовершенствования технологических процессов; организации взаимных посещений фирм специалистами; технического сотрудничества фирм-поставщиков и фирм-потребителей для проведения совместных мероприятий в области повышения качества. В высших учебных заведениях и средних технических школах Мексики был введен курс основ статистики и ее применения в управлении качеством

В Аргентине был создан в 1959 г. Аргентинский институт по контролю качества. В его состав вошли представители частных фирм и высших учебных заведений, непосредственно занимающихся проблемами контроля качества. На первое место была поставлена задача подготовки квалифицированных специалистов с тем, чтобы национальная промышленность получила необходимые ей кадры и могла развиваться на современной технической основе.

Кроме чтения лекций в Аргентинском институте по контролю качества применялась и такая форма обучения, как практические занятия на производственных предприятиях. С 1966 г. был введен курс по контролю качества для рабочих, мастеров и контролеров, в основу которого положен аналогичный курс обучения рабочих, разработанный университетом штата Айова (США).

Контроль качества экспортных товаров в Таиланде осуществлялся Министерством экономики. В 1960 г. в этой стране был принят Закон о стандартах на экспортную продукцию, в соответствии с которым Министерство экономики утвердило большое количество стандартов, установивших государственные требования к качеству сельскохозяйственной продукции и про­мышленных товаров. Качество предназначенных на экспорт товаров проверяли специальные правительственные инспекторы.

Росту экспорта была призвана также содействовать государственная аттестация качества продукции. Решение о присвоении продукции знака качества каждые два года пересматривалось. Лицензия на экспорт выделялась таиландским фирмам лишь в том случае, если их продукция была аттестована и отвечала требованиям стандартов.

Контроль качества национальной продукции и закупаемых за границей материалов осуществляло Управление науки, которое обслуживало государственные и частные предприятия как центральная лаборатория испытаний и проведения выборочного контроля.

В рассматриваемый период большинство крупных предприятий в Таиланде были связаны с иностранным капиталом. Действовавшие на них системы управления качеством заимствовались, как правило, из страны, инвестировавшей капитал, и контроль качества осуществляли иностранные инженеры и эксперты.

Что же касается мелких и средних предприятий, то методы управления качеством применялись на них крайне редко. Исключая предприятия пищевой промышленности, где были установлены жесткие требования к качеству, на предприятиях среднего масштаба контролю качества придавалось второстепенное значение.

Некоторые методы контроля и управления качеством изучались в высших и средних специальных учебных заведениях страны. Частные и государственные организации Таиланда направляли своих служащих за рубеж для изучения вопросов управления качеством и стандартизации; по возвращении эти специалисты организовывали подготовку кадров путем проведения различных курсов и семинаров. Управление науки проводило научные исследования в области управления качеством и по улучшению работы промышленности.

Контроль качества в Иране распространялся в основном на экспортные товары и осуществлялся путем принятия соответствующих стандартов и надзора за их соблюдением. Это право было предоставлено Иранскому институту стандартов и промышленных исследований (ИСИРИ). Для всех экспортных изделий были установлены правила контроля, соблюдение которых проверялось ИСИРИ. Инспектор этой организации пломбировал упаковку экспортируемых товаров и ставил на ней свою печать. Для определения уровня качества осуществлялся выборочный контроль и проводились испытания определенного числа изделий из каждой партии. Испытания проводились в лабораториях ИСИРИ, расположенных в различных городах Ирана. Только в том случае, если изделие отвечало требованиям стандартов, выдавалось разрешение на его экспорт

Обобщая опыт управления качеством в развивающихся странах в 1950-70-е годы необходимо выделить следующие положения:

· развитие системы обучения и подготовки кадров в этой области;

· формирование национальных систем стандартизации;

· внедрение статистических методов контроля качества;

· акцент на обеспечение качества экспортной продукции;

· ориентация на опыт промышленно развитых стран – США и Японии.

 

В 1978 году президент Европейской организации по качеству, которым в это время был А.В. Гличев, обратился к президенту ИСО, а им был также представитель СССР – В.В. Бойцов, с предложением подготовить стандарты ИСО по управлению качеством. В СССР, а также в ряде других стран к тому времени был накоплен значительный опыт в области разработки и внедрения систем управления качеством на различных уровнях управления экономикой, а также в области нормативного и методического обеспечения подобных систем.

Предложение было принято и в рамках ИСО началась работа над первыми международными стандартами по управлению качеством продукции. Активное участие в создании стандартов ИСО серии 9000 приняли представители многих стран. Большой творческий вклад внесли ученые и специалисты Великобритании, Германии, Швейцарии, Чехословакии, США. В основу были положены стандарты BS 5750, разработанные Британским институтом стандартов в 1979 году.

В 1987 году усилиями специально созданного ИСО Технического комитета (ТК) 176 «Управление качеством и обеспечение качества» были подготовлены и приняты первые пять международных стандартов в этой области (ИСО 9 000, ИСО 9 001, ИСО 9 002, ИСО 9 003, ИСО 9 004), а также словарь терминов и их определений (ИСО 8 402). Все эти документы получили название стандартов ИСО серии 9000. Это послужило началом нового этапа в организации работ по управлению качеством в международном масштабе. Системность, комплексность, стандартизация стали прочной основой управления качеством на предприятиях разных стран.

Необходимо отметить, что многие положения МС ИСО серии 9000 перекликались с подходами, на которых базировались отечественные комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП). Основными из этих подходов являются следующие: качество продукции выступает в роли объекта управления в системе; система качества представляет собой органичную составляющую общей системы управления предприятием, базируется на тех же принципах и подходах, что и любая система управления; управление качеством осуществляется с целью удовлетворения запросов потребителей; управление качеством должно осуществляться на всех стадиях жизненного цикла продукции, на всех уровнях управления в организации, с привлечением всего персонала; система качества создается на основе заранее разработанной модели; действия персонала в системе, его обязанности, ответственность и права строго документируются.

Стандарты ИСО серии 9000 содержали минимальные требования, которым должна соответствовать система управления качеством в организации независимо от вида ее деятельности. Подобная система может быть сертифицирована. Сертификацию проводят специализированные организации. Они, как правило, аккредитованы при соответствующих государственных и международных органах стандартизации, что позволяет обеспечить доверие к выдаваемым им сертификатам. Сертификация системы качества сама по себе не может обеспечить повышения качества. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции и услуг предприятия. Наличие сертификата на соответствие МС ИСО серии 9000 является в настоящее время не только важным фактором успеха на международном рынке, но также и выхода на него. Если система управления качеством организации соответствует требованиям указанных стандартов, то потребителями это воспринимается как убедительное доказательство способности фирмы обеспечить выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг требуемого уровня качества.

Универсальность семейства стандартов ИСО 9000 заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев качества для каждого отдельного вида продукции и услуг. Стандарты ИСО 9000 задают лишь методологию функционирования системы качества, которая в свою очередь должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятием, иными словами – обеспечить высокую степень удовлетворенности потребителей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика управления качеством в развивающихся странах в 50-70 г.г. 20 века | Базовые принципы управления качеством
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.