Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые принципы управления качеством




В дальнейшем семейство стандартов расширялось, претерпевало внутренние изменения. В 1994 году вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включала в себя (вместе с проектами) почти 25 стандартов, имеющих номера, начинающиеся не только с 9000, но и с 10 000, а также стандарт ИСО 8402.

Стандарт ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества» содержал определение ключевых терминов, взаимосвязь между различными понятиями в области качества, основные принципы реализации политики в обеспечении качества; задачи в области качества, стоящие перед организацией; характеристику ситуаций, в которых применяются системы качества, а также правила использования трех моделей, приведенных в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

При этом все многообразие внешних обстоятельств удалось вложить всего в три модели, предусматривающие различную глубину охвата системы качества изготовителя при ее оценке:

· МС ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании», то есть система качества полного производственного цикла;

· МС ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

· МС ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

В МС ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» рассматривались принципы и элементы системы качества. В стандарте, в частности, было отмечено, что система качества функционирует во взаимосвязи со всеми остальными направлениями деятельности организации, влияющими на качество продукции или услуги. Воздействие данной системы распространяется на все этапы от первоначального определения до конечного удовлетворения требований и потребностей потребителя Данные этапы и виды деятельности схематически были представлены в виде петли качества.

 

 

 


Отраженные в приведенной модели этапы во многом соответствуют этапам спирали Дж. Джурана. Положительное восприятие петли качества связано с попыткой сосредоточить в ней все стадии жизненного цикла продукции.

С принятием стандартов ИСО серии 9000 сертификация систем качества перешла на единую нормативную базу. Стремительное распространение МС ИСО 9 000 и сертификация систем качества на соответствие им – наиболее характерная тенденция в области управления качеством в последние 10 лет.

В целом, стандарты этой серии сыграли значительную роль в гармонизации многочисленных требований к системам качества. Они способствовали упорядочению терминологии в области управления качеством, ввели единое толкование понятий в области качества (ИСО 8 402), выделили основные направления деятельности предприятия по достижению необходимого качества (ИСО 9004).

Однако время не стоит на месте. Развиваются зародившиеся еще несколько десятилетий назад подходы, получают признание новые тенденции. К ним могут быть отнесены следующие явления:

· развитие системного подхода к управлению качеством на базе международных стандартов и принципов;

· распространение принципов и методов управления качеством в практике деятельности предприятий и организаций различных сфер деятельности;

· внедрение системного подхода к управлению во всех сферах деятельности предприятия и его интеграция с системами управления качеством;

· участие в национальных и региональных конкурсах и выставках в области качества продукции и услуг;

· применение самооценки деятельности как инструмента управления качеством.

Необходимо отметить, что после длительного периода спада с середины 1990-х годов в России вновь наблюдается оживление интереса к проблемам управления качеством. И это неслучайно. В условиях формирующихся в стране рыночных отношений и стремления к интеграции в мировую экономику игнорирование этих проблем явилось бы непростительной ошибкой.

Дальнейшее развитие системный подход к управлению качеством получил с введением в 2000 году новой версии международных стандартов ИСО серии 9000. Новая версия стандартов представляет собой наиболее полную их переработку с момента первого издания в 1987 году. По заявлению ИСО новая версия стандартов вступила в силу с 15 декабря 2000 года, однако было указано, что сертификаты на системы качества, соответствующие требованиям МС ИСО серии 9000 версии 1994 года действительны еще в течение трех лет. Разработчики новой версии стандартов сделали попытку вложить в них современную философию и понимание системы качества, отвечающей требованиям глобального рынка.

Система качества по новой версии стандартов ИСО серии 9000 – это система, целевой установкой которой является обеспечение необходимого потребителю качества, но с минимальными затратами. В этом, в частности, заключается философия концепции TQM – Всеобщего управления качеством. При разработке стандартов ИСО серии 9000:2000 ведущие эксперты в области менеджмента качества более чем из 60 стран мира сформулировали принципы, которые были положены в основу системы качества. Эти принципы совпадают с принципами TQM

 

Принцип Краткая характеристика
   
1) Ориентация на потребителя Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания
2) Лидерство руководителя Руководители обеспечивают единство целей и направления деятельности организации. Они должны создавать и поддерживать среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации
3) Вовлечение работников Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности
4) Процессный подход Желаемый результат достигается эф-фективнее, когда деятельностью и соот-ветствующими ресурсами управляют как процессом
5) Системный подход Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, повышает результативность и эффективность организации
6) Постоянное улучшение Неизменной целью организации является постоянное улучшение
7) Принятие решений, основанное на фактах Эффективные решения основываются на анализе данных и информации
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками Организация и поставщики вза-имозависимы. Взаимовыгодные отношения между ними способствуют расширению возможностей каждого из них создавать ценности

 

Таким образом, принципы управления качеством, положенные в основу новой версии стандартов, нацеливают организации независимо от вида их деятельности на переход к более высокой ступени своего развития, основанной на философии TQM.

В соответствии с данной концепцией:

· первоосновой качества является человек. При этом человек рассматривается не как необходимый ресурс, а как личность, от гармоничного развития которой, от заинтересованности ее в своей деятельности и деятельности организации зависит благосостояние предприятия;

· управление качеством – это не ограниченная предметными рамками узкая специфическая деятельность, а управление всем предприятием, всеми аспектами его жизнедеятельности в самом глобальном, существенном для его жизнеспособности смысле;

· успеха добивается та организация, которая основывается на командном подходе к координации совместной деятельности сотрудников;

· в основе управления качеством находится устранение не самих дефектов, а их глубинных причин.

Внедрение всех этих положений в практическую деятельность, безусловно, требует создания в организации особой среды и активное участие высшего руководства.

Семейство стандартов ИСО серии 9000 новой версии включает следующие стандарты:

· ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», описывающий основные положения систем качества и устанавливающий терминологию для этих систем;

· ИСО 9001-2000 «Системы менеджмента качества. Требования», определяющий требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, которая отвечает требованиям потребителей, а также применимым обязательным требованиям;

· ИСО 9004-2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», содержащий рекомендации, которые рассматривают эффективность системы качества. Данный стандарт нацелен на улучшение деятельности организации, повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

· ИСО 19011 «руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды», включающий методические указания по аудиту (проверке) систем качества и охраны окружающей среды.

Для описания и построения системы качества за основу принят процессный подход. Система качества представлена четырьмя взаимосвязанными блоками процессов (вместо 20 элементов системы качества, предусмотренных предыдущей версией стандартов).

Что касается содержания, то по экспертной оценке специалистов ВНИИС различия между предыдущей версией и версией стандартов 2000 года составляют около 40 %. При этом новая версия стандартов адаптирована к применению организациями различных сфер деятельности, так как одной из целей их разработки явилась необходимость оказания помощи организациям всех видов деятельности по внедрению и обеспечению функционирования эффективных систем качества.

Обобщая вышеизложенные положения, необходимо отметить позитивные моменты, которые несут стандарты ИСО серии 9000 как в версии 1994 года, так и 2000 года. Данные стандарты способствуют:

· приведению систем управления качеством к виду, удобному для международной торговли, с тем, чтобы потребители могли легко и понятным для них образом оценить уровень качества независимо от того, какую страну или регион представляет организация;

· упрощению и повышению эффективности методов демонстрации возможностей компании выпускать качественную продукции;

· созданию механизма, заставляющего организацию совершенствовать свою деятельность, двигаться вперед;

· улучшению процедурных вопросов управления качеством.

В настоящее время стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях более чем в 100 странах мира. Например, в США они используются под обозначением ANTS/ASQC Q90, в Великобритании – BS 5750, в Дании – DS/EN 29000, в Германии – DIN/ISO 9000, в России – ГОСТ Р ИСО 9000. Во всех случаях содержание стандартов почти аналогично и все они включают требования к системе качества организации как основное условие для достижения стабильного качества выпускаемой продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.