Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и структура рынков

 

Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему рынков и инфраструктуру.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка,их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:

- тесная связь междуее элементами;

- определенная устойчивость этих связей;

- целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить критерии для характеристики структуры и си­стемы рынка:

По объектам:

- рынок товаров и услуг;

- рынок рабочей силы;

- рынок средств производства (капитала);

- рынок ценных бумаг, валюты;

- рынок научно-технических разработок, патентов;

- рынок информации;

- рынок средств обращения;

- рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

- рынок лицензий и др.

Потребительский рынок включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных транспортных услуг, рынок услуг культу­ры, образования, здравоохранения.

Рынок рабочей силы в принципе всегда существовал, однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свобод­ной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался то­варный характер рабочей силы. Развитие рынка труда предполагает при­знание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работодателем и наемным работником.

Рынок жилья в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которыми владелец распоряжался. В связи с приватиза­цией государственного жилого сектора происходит формирование полно­ценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади.

Рынок средств производства включает рынки орудий труда, машин, оборудования, приборов.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Рынок ценных бумаг до недавнеговремени был представлен только ограниченной куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В условиях рыночной модели хозяйствования рынок ценных бумаг видоизменяется: осуществляется купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

Рынок денег и валюты практически официально в нашей стране отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное же функционирование этого рынка требует создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному свободному и аукционному курсам.

Рынок инноваций, то есть нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике даст основание рассматривать инновации с точки зрения товара, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационного продукта — это особый рынок. Предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле сло­ва, включая в него и интеллектуальный, то есть научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции нам предстоит создать.

Рынок лицензий это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний на использование товарных знаков и т. д. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау и инжениринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

По субъектам:

- рынок покупателей;

- рынок продавцов.

Нарынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что харак­терно для современных развитых национальных и международных рын­ков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.

В пространственном разрезе выделяют:

- местный (локальный) рынок;

- региональный рынок;

- внутренний рынок;

- внешний рынок;

- национальный рынок;

- мировой рынок.

По формам контакта различают:

- рынки на личном контакте;

- рынки на безличном контакте.

По уровню насыщения:

- равновесный рынок;

- дефицитный рынок;

- избыточный рынок.

По степени зрелости:

- неразвитый рынок;

- развитый рынок;

- формирующийся рынок.

По степени ограниченности конкуренции:

- свободный рынок;

- монополистический рынок;

- олигополистический рынок.

С позиции соответствия действующему законодательству:

- легальный рынок;

- нелегальный рынок.

С учетом ассортимента товаров:

- замкнутый рынок (товары только одного производителя);

- насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей);

- рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, свя­занных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей);

- смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы рынка и его функции | Субъектная структура рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.