Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование референдума в РБ

Конституционно-правовое регулирование в РБ

1) Понятие и виды референдума в РБ

2) Правовое регулирование референдума в РБ

3) Практика проведения референдума в РБ

a. Референдум 1991г.

 

1. Референдумы в РБ стали активно проводится после выхода БССР из состава СССР. До этого, несмотря на регулирование института референдума в советском законодательстве практика их проведения фактически отсутствовала. Первой попыткой урегулировать института референдума стал закон о народном голосовании принятый в РБ после выхода из состава СССР. Институт референдума также был предусмотрен и действовавшей на тот момент конституцией БССР 1978 года в части признанной легитимной. Следует разграничивать понятия референдум, народное голосование, плебисцит. Эти понятия широко анализировались в советской юридической науке. Плебисцит часто в науке рассматривается как опрос общественного мнения не имеющий по своей юридической силе обязательного характера. Плебисцит проводится по всем наиболее важным вопросам общественной жизни. В национальном законодательстве РБ плебисцит как юридический термин не закреплен. В науке она анализировалась с целью усовершенствовать правовое регулирование и практику проведения референдума в РБ. Опрос общественного мнения, народное голосование и референдум отличаются не по процессуальным вопросом, а по правовым последствиям в меньшей степени по вопросам выносимым на обсуждение. Народное обсуждение и референдум для отечественной правовой науке на этапе становления законодательства отождествлялись вместе с тем в научной дискуссии высказывалось мнение о некоторой из специфичности. В настоящее время в отечественной практике все чаще используется термин референдум. Ученые выделяют: по территории охватывающей проводимым референдумом – местные и общегосударственные (республиканские), по юридической силе принимаемых решений – обязательные и консультативные, по вносимым изменениям и принимаемым изменениям: конституционные, законодательные, 3-й вид связан с принятием решений общественной и государственной жизни. Белорусский законодатель закрепляет официально две возможные классификации из всего многообразия. Согласно ст.11 ч.2 он закрепляет республиканский и местные референдумы, и из текста 7 также вытекает, что референдумы могут носит обязательный и консультативный характер.

 

В настоящее время в РБ институт референдума закрепляется ст.73 конституции и др. ст., а также избирательным кодексом РБ 2000г. р.7. институт референдума был включен в кодекс и утратил самостоятельное правовое регулирование в виде закона в связи с тем что принципы организации и проведения референдумов, система комиссий избирательных, порядок из организации деятельности и принятия решения, порядок участия граждан в голосовании по выборам и по обсуждению референдарных вопросов другие организационно-правовые вопросы идентичны. Организация проведения выборов и референдумов отличаются между собой лишь предметом обсуждения или голосования. Результаты референдумов после подсчета голосов публикуются и являются основанием для принятия решения ст.111 ИК закрепляет основание и принципы проведения референдумом. Согласно ИК референдум – способ решения гражданами вопросов государства. И общественной жизни. Ст.112 четко регулирует вопросы, выносимые на референдумах, положения данной статьи во многом основаны и сформулированы законом на народном голосовании. Ч.1 весьма широко закрепляет круг вопросов выносимых на референдумах. На местный референдум могут выносится вопросы соответствующих АТЕ и отнесенные к компетенции соответствующих местных советов депутатов исполнительных и распорядительных органов. Вопросы не выносящиеся на референдум: 1) вопросы которые могут нарушить территориальную целостность РБ, 2) республиканский референдум связанный с избранием и освобождение президента РБ, назначением, избранием, освобождение должностных лиц, связанных с компетенцией президента или Палаты представителей. 3) о принятии и изменении бюджета, 4) об установлении и изменении налогов, 5) об амнистии и о помиловании.

На местный референдум не выносятся вопросы перечисленные в ч.3 настоящей статьи. Вопросы имеющие значение для РБ в целом. Вопросы урегулированные законодательными актами РБ, а так же вопросы связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Раздел 7 ИК включает несколько глав. Гл.23 направлена на урегулирование порядка инициирования и назначения республиканского референдума. Ст.113 ограничивает круг субъектов имеющих право инициировать проведение республиканского референдума. Право инициирования принадлежит президенту, палатам парламента и гражданам. Президент обращается к парламенту и к народу. Обе палаты парламента выражая свою инициативу принимают решение на раздельном заседании палат. Для принятия положительного решения необходимо простое большинство голосов от полного состава палаты. Предложения вносятся президенту. Особый порядок предусмотрен для инициирования референдума гражданами. Предложения вносятся не менее 450 тыс. гражданами, обладающими избирательным правом при этом не менее 30 тыс. должно быть от каждой области и города Минска. Порядок инициирования референдума гражданами урегулирован ст.14 ИК: порядок образования инициативной группы, перечень и характер документов подаваемых инициативной группой. В ЦИК, списки инициативных групп, требования к вопросам выносимых на референдум. Так в частности, по этим вопросам должно быть представлено заключение Министерства юстиций и прокуратуры РБ о соответствии выносимого на референдум вопроса требованиям законодательства. Инициативная группа должна быть зарегистрирована центральной комиссией. В регистрации может быть отказано на основании заключения Министерства юстиций и прокуратуры. Отказ может быть обжалован в месячный срок в Верховном суде РБ. После регистрации в ЦИКе инициативной группе выдается свидетельство и образец подписного листа, каждый член группы имеет удостоверение. Финансирование осуществляется за счет средств инициативной группы. Наряду с этими средствами на счет могут поступать средства заинтересованных политических партий, граждан, трудовых коллективов, не допускаются пожертвования государственных организаций. Контроль за этими средствами осуществляет центральная комиссия. Ст.115 направленна на урегулирование сроков сбора подписей, формулировку вопроса, предъявляется требование к членам инициативной группы предоставлять полный текс документа.

Статья также закрепляет исчерпывающий перечень требований. Принуждение с целью получения подписи в подписном листе, а также противоправных форм сборов подписей запрещается. На каждом листе фиксируется общее число, дата эта подпись заверяется подписью самого члена группы в присутствии руководителя или заместителя местного исполнительно-распорядительного органа и заверяется печатью этого органа. Важной является статья 116 в соответствии с которой решается вопрос о проведении референдума. В данной статье регламентируется порядок сбора подписей и др. в случае если 15% от общего числа проверенных подписей признано недостоверных подписей, то назначается проверка еще 15% от общего числа. Если 15 от общего числа недостоверно подписи данного подписного листа признаются ничтожными. Все численные данные по результатам проверки сообщаются. Все подписные листы должны храниться в тех органах власти, куда они направлены. Облисполком Минска в пятидневный срок могут проверить подписи в подписных листах.

Заключительный акт инициативной группы вместе с заключением и протоколом, если предложение не было отклонено ЦК передает президенту. ЦК может отклонить предложение о проведении референдума: если нарушены сроки сбора подписей, если отсутствует требуемое количество подписей, если имеют место нарушения добровольности, если было более 15% недостоверных подписей от количества проверенных. Повторное инициирование по тому же вопросу не ранее чем через год после отклонения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Избирательный процесс | Практика проведения референдума
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.