Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные стандарты учета и финансовой отчетности




Другие величины, рассматриваемые в начальном курсе математики. Объем тела и его измерение. Пропорциональная зависимость между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).

Масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах;

2) масса складывается, когда тела соединяются вместе: масса нескольких тел, взятых вместе, равна сумме их масс.

Если сравнить данное определение с определениями длины и площади, то увидим, что масса характеризуется теми же свойствами, что и длина и площадь, но задана она на множестве физических тел.

Чтобы помочь детям выделить массу среди других свойств, следует предлагать им для сравнения предметы, имеющие одинаковую форму, но разные массы, одинаковую форму и размеры, но равные массы и т.д. Сюда следует включать и цвет, и материал, из которых сделаны предме­ты, и добиваться, чтобы дети различали размеры, форму, массу.

Измерение массы производится с помощью весов. Выбираем тело е, масса которого принимается за единицу. Предполагается, что можно взять и доли этой массы. Например, если за единицу массы взят килограмм, то в процессе измерения можно использовать и такую его долю, как грамм: 1 г = 1/1000 кг.

На одну чашку весов кладут тело, массу которого измеряют, а на другую – тела, выбранные в качестве единицы массы, т.е. гири. Этих гирь должно быть столько, чтобы они уравновесили первую чашку весов. В результате взвешивания получается численное значение массы данного тела при выбранной единице массы. Это значение приближенное. Например, если масса тела равна 5 кг 350 г, то число 5350 следует рассматривать как приближенное значение массы данного тела (при единице массы – грамм).

Для численных значение массы справедливы все утверждения, сформулированные для длины, т.е. сравнение масс, действия над ними сводятся к сравнению и действиям над числовыми значениями масс (при одной и той же единице массы).

Основная единица массы – килограмм. Из этой основной единицы образуются другие единицы массы: грамм, тонна и др.

Первая единица массы, с которой знакомятся учащиеся, - килограмм. Это одна из основных единиц в Международной системе единиц, которая кратко обозначается "СИ" (с 1 января 1980 г. действует только эта сис­тема). С этой единицей массы учащиеся знакомятся в ходе упражнений по определению массы. Но прежде чем ввести первую единицу измере­ния массы, следует с детьми организовать работу по уточнению их пред­ставлений об этой величине. С этой целью целесообразно предложить им задания для сравнения предметов по массе.

Например. Предложить учащимся: взять в одну руку книгу (учебник математики), а в другую - тетрадь и показать руками, что легче (тет­радь); высказать мнение о книге (тяжелее, чем тетрадь). Затем предло­жить им взять в одну руку учебник математики, а в другую - учебник русского языка и рассказать о них (одинаковые; могут быть и другие мнения). Теперь предложить подумать, как можно проверить, кто прав? (На весах). Выяснить у детей, какие они видели весы и где? (С чашками, со стрелкой, электронные в магазине). Предложить высказать свои пред­положения о том, как нам проверить то, что мы утверждали.

В результате разговора учитель подводит детей к пониманию того, что надо положить на обе чашки весов по книге. Если книги одинаковые по массе, то весы будут в равновесии, если нет, то чашка с более тяжелой книгой опустится вниз.

Здесь же учитель должен ввести термин "масса", так как дети в жиз­ни с ним практически не встречаются.

Затем целесообразно приготовить и показать два предмета абсолютно одинаковые внешне. Например, два кубика, один из которых склеен из бумаги, а другой деревянный и оклеен бумагой. Предложить детям выска­зать свое мнение об их массе. Оно вероятнее всего будет неверным. Уточ­нить его надо опять с помощью весов. В результате такой работы учитель подводит детей к пониманию того, что предметы по массе можно иногда сравнивать на глаз, через ощущения, но точнее с помощью весов.

В ходе дальнейшей беседы учитель выясняет с детьми, что масса предметов измеряется также с помощью весов. И проводится работа по знакомству с первой единицей массы - килограммом.

На урок, где происходит знакомство с килограммом, целесообразно принести чашечные весы и несколько предметов, масса каждого из кото­рых равна килограмму (пачка сахара, соли) и другие предметы, масса которых либо меньше, либо больше килограмма.

Предметы взвешиваются, выясняется, что масса некоторых из них равна 1 кг. Учитель говорит о том, что это единица измерения массы, показывает образец записи.

Эту работу следует организовать так, чтобы в ней принимали учас­тие как можно больше детей (один кладет предмет, другой ставит гири, третий следит за равновесием и т.д.). Остальные дети привлекаются к пояснению, почему весы вышли из равновесия, что надо сделать, чтобы привести их в равновесие.

Здесь же необходимо познакомить детей, как правильно пользовать­ся весами. Вначале устанавливается предмет (груз), а затем подбирают­ся гири. Затем выполняются упражнения в измерении массы предметов в 2 кг, 3 кг. При этом используются гири массой в 1 кг и массой в 2 кг. Попутно дети упражняются в записи полученных именованных чисел.

Детям целесообразно сообщить массу часто встречающихся в быту предметов: буханка хлеба, литр молока, воды, ведро картофеля и др.

Для закрепления и расширения знаний об основной единице измере­ния массы - килограмме работа по определению массы предметов с по­мощью весов продолжается на уроках в дальнейшем. Однако следует отметить, что в этой работе необходимо использовать различное дидак­тическое оснащение (рисунки, модели весов и гирь).

В дальнейшем учащиеся знакомятся с новой единицей массы - грам­мом. Этот термин учащимся известен.

Задача учителя - сформировать конкретное представление о массе в 1 грамм. С этой целью детям дают подержать гирьку в один грамм или предметы такой массы. Затем выполняются упражнения в определении массы предметов с точностью до грамма.

После ознакомления с граммом возможности проведения различных упражнений в определении массы значительно расширяются. Здесь ис­пользуются знакомые детям чашечные весы, происходит более деталь­ное знакомство с циферблатными и пружинными весами. При работе с весами учащимся следует показать, как правильно должны быть установлены циферблатные весы (стрелка на нуле), как смотреть на шкалу, < научить определять цену делений, читать показания шкалы.

С этой целью следует изготовить демонстрационную модель шкалы на 500 г с делениями. К шкале прикрепить подвижную стрелку. На этой модели учащиеся смогут упражняться в чтении чисел по шкале и установке стрелок в различных положениях.

Наряду с работой, проводимой в классе целесообразно организовать экскурсию в школьный буфет, либо в ближайший к школе магазин. Учащихся нужно познакомить и с различными правилами определения массы товара в таре (сюда относятся жидкие и сыпучие вещества и др.). Правила такие:

1) определяется масса тары, с помощью которой будет определять масса товара, а затем она вычитается из общей массы;

2) на другую чашку весов ставится точно такая же порожняя тара;

3) порожняя тара уравновешивается любым грузом, положенным на другую чашку весов; На последнем году обучения в начальных классах учащиеся знакомятся с новыми единицами измерения массы - тонной и центнером. Здесь же обобщаются знания учащихся о мерах массы, устанавливаются соотношения между всеми еди­ницами измерения массы, известными ученикам, составляется таб­лица мер массы.

1 т = 1000 кг 1 ц = 100 кг
1 кг = 1000 г 1 т = 10 ц

Таблица мер массы должна быть заучена учениками, причем усвое­ние ее строится не на простом заучивании мер, а в процессе решения разнообразных задач и упражнений и выполнении практических работ.

Создать конкретные представления о новых единицах массы значи­тельно труднее, ввиду их различности.

Поэтому здесь нужно использовать рисунки, таблицы, иллюстрации.

Целесообразно привести такие примеры:

масса двух мешков карто­феля примерно равна 1 ц, масса одного мешка сахара примерно равна 1 ц, масса всех учеников одного класса, в котором 30-35 человек примерно составляет 1 т. Если есть возможность, надо ознакомить детей с весами, на которых определяется масса предметов в несколько центнеров или тонн. Это можно сделать только на экскурсии.

Здесь же изучается преобразование именованных чисел, выражен­ных в мерах массы, сравниваются полученные числа, над ними выпол­няются арифметические действия.

В начальных классах учащимся дается первоначальное представле­ние о литре - единице измерения объема (емкости).

Так как в начальных классах не вводится понятие объема и не изуча­ются единицы измерения объема, то следует ограничиться ознакомле­нием учащихся с процессом измерения вместимости некоторых предме­тов (банка, кастрюля, металлическая кружка, стакан). Целесообразно показать сравнение емкостей, выявить, какая из них больше и показать необходимость использования единой меры - литра.

3. Время и его измерение

Время - одна из основных величин, изучаемых в начальных классах. Следует отметить, что изучение мер времени, и ориентировка во времени представляют для детей значительные трудности. Это связано, прежде всего, с особенностями этой величины. Время течет непрерывно, его нельзя ни остановить, ни возвратить, поэтому восприятие промежутков времени, сравнение событий по продолжительности вызывает определенные трудности. Восприятие времени зависит от того, чем и как оно заполнено. И не удивительно, что временные представления у детей развиваются медленно.

В обыденной жизни время – это то, что отделяет одно событие от другого

В математике и физике время рассматривают как скалярную величину, потому что промежутки времени обладают свойствами, похожими на свойства длины, площади, массы.

Промежутки времени можно сравнивать.

Промежутки времени можно складывать, вычитать, умножать на положительное действительное число.

Промежутки времени измеряют. Но процесс измерения времени отличается от измерения длины. Промежуток времени, принятый за единицу, может быть использован лишь один раз. Единицей времени должен быть регулярно повторяющийся процесс. Такой единицей в Международной системе единиц названа секунда. Наряду с секундой используются и другие единицы времени: минута, час, сутки, год, неделя, месяц, век. Такие единицы, как год и сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком.

Год — это время обращения Земли вокруг Солнца. Сутки — время обращения Земли вокруг своей оси. Год состоит приблизи­тельно из 365 — сут. Но год жизни людей складывается из целого числа суток. Поэтому вместо того, чтобы к каждому году прибав­лять 6 ч, прибавляют целые сутки к каждому четвертому году. Этот год состоит из 366 дней и называется високосным.

Нужно показать, когда и какими приборами мы измеряем время в секундах. Очень хорошо использовать метроном.

Век - это такая единица измерения времени, длительность которой ощутить практически невозможно, поэтому приводить детям примеры, связанные с длительностью века не стоит. Надо учить детей определять, сколько целых столетий прошло за определенный промежуток.

Календарь с таким чередованием лет ввел в 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь в целях упорядочивания сущест­вующего в то время очень запутанного календаря. Поэтому новый календарь называется юлианским. Согласно ему новый год начинает­ся с 1 января и состоит из 12 месяцев. Сохранилась в нем и такая мера времени, как неделя, придуманная еще вавилонскими астрономами.

В Древней Руси неделя называлась седмицей, а воскресенье — днем недельным (когда нет дел) или просто неделей, т. е. днем отдыха. Теперь в русском языке день отдыха называется воскре­сенье — от слова «воскрешать», т. е. придавать силы, оживить. Наз­вания следующих пяти дней недели указывают, сколько дней прошло после воскресенья. Понедельник — сразу после недели, вторник — второй день, среда — середина, четверг и пятница — четвертые и пятые сутки, суббота — конец дел.

Месяц не очень определенная единица времени, он может со­стоять из тридцати одного, тридцати и двадцати восьми (двад­цати девяти в високосные годы) дней. Но существует эта единица времени с древних времен и связана с движением Луны вокруг Земли. Один оборот вокруг Земли Луна делает примерно за 29,5 сут., и за год она совершает примерно 12 оборотов. Эти данные и послу­жили основой для создания древних календарей, а результатом их многовекового усовершенствования является тот календарь, который используется в настоящее время.

Вернемся к юлианскому календарю. Этот календарь, принятый христианской церковью, распространился среди всех европейских народов и просуществовал более 16 столетий.

Но постепенно люди стали замечать, что результаты измерения времени по календарю не сходятся с результатами измерений по Солнцу. Например, 21 марта—день весеннего равноденствия в XVI веке пришелся на 11 марта по календарю. Откуда взялась эта разница в 10 дней? Они накапливались постепенно, из года в год, поскольку год по юлианскому календарю на 11 мин 14 с больше солнечного и за 400 лет набегало примерно трое с лишним суток. Чтобы в дальнейшем расхождения не возникало, в новом григорианском календаре, названном в честь тогдашней главы ка­толической церкви папы Григория XIII и принятом в 1582 году, было уменьшено число високосных лет. По юлианскому календарю ви­сокосными были все годы, число которых делилось на 4. По григо­рианскому из их числа исключались те, которые были «ве­ковыми» и не делились на 400: например, 1600 год—високосный, а 1700, 1800 и 1900 из числа високосных исключались, они со­держали по 365 суток. Заглядывая вперед, скажем, что 2000 год. будет високосным, а 2100, 2200, 2300 нет.

Этот календарь был принят в европейских странах. В России до Великой Октябрьской социалистической революции православная церковь отклоняла эту реформу. Здесь жили по юлианскому кален­дарю, что причиняло многие неудобства. Например, телеграмма из-за границы приходила в Россию на 13 дней раньше, чем была отправлена. Много раз русские ученые пытались заставить царское правительство изменить старый календарь, но только декретом Совет­ского правительства 14 февраля 1918 года у нас был введен новый стиль. В соответствии с этим декретом февраль 1918 был укорочен на 13 дней. После 31 января наступило сразу 14 февра­ля. С тех пор мы и живем по новому стилю.

Заметим, что если юлианский календарный год длиннее солнеч­ного на 11— мин, то григорианский всего на 26 с. Лишние сутки накопятся только в 50-м веке н. э.

Григорианский календарь принят не всеми государствами мира. Например, Египет и другие страны Востока пользуются другим календарем — лунным. Год по этому календарю равен 12 лунным ме­сяцам и короче солнечного на 11 дней. Кроме того, если по гри­горианскому календарю 1986 год, то, например, в Иране это 1406 год. Чем это вызвано?

Чтобы вести счет, надо иметь начало отсчета. У времени нет начала и нет конца. Оно течет и течет. Поэтому, чтобы считать, нужно самим установить начало счета. Установить начало суток, года можно разными способами. Так, древние египтяне вели ле­тоисчисление по годам правления фараонов, китайцы — по годам царствования и династиям императоров, римляне — от основания го­рода Рима и от первого года царствования того или иного импе­ратора, другие народы — от мифического «сотворения мира» или от «рождения Христа».

В Древней Руси год начинался весной, в марте, когда приступали к полевым работам. С введением христианства на Руси был принят юлианский календарь и начало летоисчисления от «сот­ворения мира», причем это «сотворение мира» христианская цер­ковь приурочила к 5508 году до «рождества Христова», а началом года считала 1 сентября. Такой отсчет лет велся на Руси до начала XVIII столетия. Указом Петра I Русское государство пе­решло на другое летоисчисление: началом года стало 1 января, а года стали считать не от «сотворения мира», а от «рождества Христова». В соответствии с ним год принятия указа 7208 стал 1700 годом. Счет лет от рождения мифического Христа в настоящее время принят большинством государств и называется нашей эрой (н. э.).

Современное деление суток на 24 ч также восходит к глубо­кой древности, оно было введено в Древнем Египте. Минута и се­кунда появились в Древнем Вавилоне, а в том, что в часе 60 мин, а в минуте 60 с, сказывается влияние шестидесятеричной системы счисления, изобретенной вавилонскими учеными.

Упражнения

1. Луна совершает полный оборот вокруг Земли за 29 сут. 12 ч 44 мин 3 с. Выразите этот промежуток времени в секундах.

2. Постройка дома была начата 12 марта и закончена 7 декабря того же года. Сколько дней строился дом?

3. Знаменитый греческий математик Архимед умер в 212 г. до н. э. Сколько веков и сколько лет прошло со дня смерти Архимеда?

4. В 1956 г. исполнилось 2000 лет со времени введения юлиан­ского календаря (старый стиль) и 374 года со времени введе­ния григорианского календаря (новый стиль). В каком году был введен старый стиль и в каком году новый стиль?

5. Выполните действия:

1) сложите 5 лет 7 мес 8 дней и 3 года 2 мес 4 дня;

2) из 5 ч 36 с вычтите 45 мин 40 с;

3) 7 ч 48 мин 56 с умножьте на 18;

4) 9 нед 21 ч 52 мин разделите на 1 нед 23 ч 44 мин.

6. Решите арифметическим и алгебраическим способами:

1) Машинистка должна была перепечатать рукопись за 8 дней. Однако она выполнила работу за 6 дней, так как печатала ежедневно на 6 страниц больше, чем планировала ранее. Сколько страниц в рукописи?

2) Из совхоза до ремонтной мастерской велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч, а возвращался со скоростью 15 км/ч, поэ­тому затратил на обратный путь на 18 мин меньше. Сколько кило­метров от совхоза до ремонтной мастерской?

 

Лекция 60. Геометрические величины: связь величин

Понятие величины, принимающей различные численные значения, является отражением изменяемости окружающей нас действитель­ности. Но всевозможные изменения в реальном мире не происходят не зависимо друг от друга. Изучение этих связей посредством изу­чения зависимостей между величинами является способом приме­нения математики для решения практических задач, способом математизации знаний.

Зависимости между величинами многообразны. Их изучают различные науки. Мы будем говорить в основном о тех, с которыми встречаются учащиеся в начальном курсе математики. Рассмотрим величины, связанные с равномерным прямолинейным движением - время, скорость и расстояние. Зависимость между временем (t), скоростью (v) и расстоянием (S), пройденным телом при прямолинейном равномерном движении, может быть выражена формулой S = v · t.

Если движение таково, что скорость принимает одно и то же значение, то зависимость пройденного расстояния от времени прямо пропорциональная, так как выражается формулой вида.у = kх (S = v · t)/ Пере­менная х есть время движения, а переменная у — пройденное раcстояние/ Коэффициент k обозначает скорость движения.

Прямо пропорциональная зависимость между временем и пройденным рассто­янием обладает свойством: во сколько раз увеличивается (уменьша­ется) время движения, во столько же раз увеличивается (умень­шается) пройденное расстояние.

Зависимость расстояния прямолинейного равномерного движения от времени (при постоянной скорости) может быть и линейной, т. е. она может выражаться формулой вида у = kх + b, где k и b — некоторые данные числа.

Рассмотрим в качестве примера такую задачу: «Туристы за день прошли пешком 18 км, а остальной путь проехали на автобу­се со скоростью 45 км/ч. Какой путь проделали туристы за день, если на автобусе они ехали 2 ч? 3 ч? 4ч?»

Если туристы на автобусе ехали 2 ч, то всего за день они проделали путь

5 = 18 км + 45 км/ч · 2 ч =18 км + 90 км = 108 км.

Если они ехали на автобусе 3 ч, то всего за день они про­делали путь

S =18 км + 45 км/ч · 3 ч = 153 км.

За 4 ч они про­делали путь 5 = 18 км + 45 км/ч · 4 = 208 км.

Видим, что зависимость между временем и пройденным расстоя­нием линейная, так как она может быть представлена формулой вида S = v · t. + Sо, где Sо = 18 км, а v == 45 км/ч.

Если среди величин S, v, t две величины — скорость и время — принимают различные значения, а расстояние постоянно, то зависимость между скоростью и временем движения обратно пропорциональная, так как может быть выражена формулой у = k: х, где переменная х есть скорость движения, переменная у — время движения (или наоборот), достоянная k есть расстояние, которое на­до пройти телу.

Обратно пропорциональная зависимость между скоростью и временем движения обладает свойством: во сколько раз увеличивает­ся (уменьшается) скорость движения, во столько же раз уменьшается (увеличивается) время, затраченное на движение.

Знание зависимости между величинами, данными в текстовой задаче, позволяет находить различные способы ее решения. Рас­смотрим, например, задачу: «Из двух городов выехали навстречу друг другу два мотоциклиста. Один мотоциклист двигался со скоростью 90 км/ч и проехал до встречи 180 км. Какое расстояние проехал до встречи другой мотоциклист, если он двигался со скоростью 45 км/ч?»

В задаче речь идет о движении мотоциклистов. Оно харак­теризуется тремя величинами: скоростью, временем и расстояни­ем. Согласно условию задачи значения времени движения одинако­вы, а скорость и расстояние принимают различные значения. За­висимость между этими последними величинами может быть выра­жена формулой

у = k · х (S = v · t) и, значит, S и v — величины прямо пропор­циональные.

Задача может быть решена двумя арифметическими способами.

1 способ сводится к отысканию коэффициента (t — времени движе­ния мотоциклистов). Зная его и скорость движения второго мото­циклиста, нетрудно найти и расстояние, пройденное им. Чтобы найти время движения мотоциклистов, разделим расстояние, пройденное первым мотоциклистом, на скорость движения: 180 км: 90 км/ч==2 ч. Умножив скорость второго мотоциклиста на время его движения, по­лучим путь, пройденный им: 45 км/ч-2 ч = 90 км.

2 способ решения этой же

. Значит, и путь, пройденный вторым мотоциклистом, в 2 раза меньше пути, пройденного первым:

180 км: 2 = 90 км.

Рассмотрим еще такую задачу: «Скорость машины 60 км/ч, скорость велосипедиста в 5 раз меньше. Велосипедист про­ехал расстояние от своего села до железнодорожной станции за 2 ч. За сколько минут можно проехать это расстояние на машине?»

В задаче речь идет о трех величинах: скорости, времени и расстоянии. Две из них — скорость и время — принимают различ­ные значения, а третья величина — расстояние — постоянна. Зави­симость между скоростью и временем обратно задачи основан на свойстве прямой пропорциональности: найдем: во сколько раз скорость дви­жения второго мотоциклиста меньше скорости движения первого.

90 км/ч: 45 км/ч = 2 раза пропорциональна, так как может быть выражена формулой t = S: v.

I способ решения этой задачи сводится к отысканию коэф­фициента S, т. е. расстояния от села до железнодорожной стан­ции. Зная его и скорость движения машины, можно будет най­ти и время ее движения.

Найдем сначала скорость велосипедиста: 60 км/ч: 5 = 12 км/ч, а затем расстояние от села до станции: 12 км/ч · 2 ч =24 км, и, на­конец, время, за которое машина пройдет 24 км: 24 км: 60 км/ч = 24 мин.

Можно было поступить иначе, выразив скорость движения ма­шины в другой единице — км/мин. Так как 1 км/ч = 1\60 км/мин, то 60 км/ч = 60 · 1/60 км/мин =1 км/мин. Значит, 24 км:1 км/мин = 24 мин. '

2 способ решения этой задачи основан на свойстве обратной пропорциональности: поскольку скорость машины в 5 раз больше ско­рости велосипедиста, то времени для машины надо в 5 раз мень­ше, т. е. 2 ч =2 · 60 мин = 120 мин и 120 мин: 5 =24 мин.

Аналогичные зависимости существуют и между другими вели­чинами, рассматриваемыми в начальных классах. Например, такими, как:

а) стоимость товара, его количество и цена;

б) объем работы, время работы и производительность труда;

в) количество ткани, количество изделий и расход на одно изделие.

Упражнения

1. Установите, какие величины рассматриваются в задаче, какая между ними существует зависимость, и решите ее различными арифметическими способами:

1) За одно и то же время теплоход «Метеор» прошел 216 км, а пароход 72 км. Чему равна скорость «Метеора», если скорость парохода 24 км/ч?

2) На 10 к. купили 2 одинаковых конверта. Сколько стоят 6 та­ких конвертов?

3) Из 20 м ткани сшили 5 платьев. Сколько можно сшить из этой ткани кофт, если расходовать на каждую из них в 2 раза меньше ткани, чем на платье?

4) 12 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько на­до таких банок, чтобы разложить 24 кг варенья?

5) Рабочему поручено изготовить за 10 ч 30 деталей. Но ра­бочий, экономя время, успевал делать одну деталь за 15 мин. Сколь­ко деталей сверх задания сделал рабочий за счет сэкономленного времени? - '.

2. Решите арифметическим и алгебраическим способами:

1) Из города А в город В вышла грузовая машина, а спус­тя 2 ч из города В в город А вышла легковая машина. Грузо­вая машина проходит в среднем по 42 км/ч, а легковая — по 65 км/ч. На каком расстоянии от города В встретятся машины, если между городами А и В 619 км?

2) Для детского сада на 16 р. 56 к. куплены яблоки по 72 к. и груши по 80 к. за килограмм. За яблоки заплачено на 2 р. 16 к. больше, чем за груши. Сколько было куплено яблок и сколько груш?

3) За книгу, ручку и линейку уплатили 1 р. 55 к. Сколько стоит каждая вещь, если известно, что ручка на 30 к. дороже линейки, а книга на 65 к. дороже ручки.


За­ключение

Математика родилась в связи с практической необходимостью систематизировать знания, которые накопились с развитием человеческого общества, о числах, формах и размерах разных предметов. Именно из непосредственных запросов практики возникли начала арифметики и элементарной геометрии.

Дальнейшее формирование новых математических понятий, теорий, методов и идей связано с прогрессом естествознания, техники, с появлением новых общественных потребностей. Современная математика насчитывает несколько десятков разных областей математического знаний, что частично отражено в данном курсе. С помощью математики можно изучать все виды движения материи. Без современной математики с ее развитым логическим и вычислительным аппаратом был бы не возможен прогресс других наук, техники и социальной сферы.

В основе построения математических теорий лежит аксиоматический метод, при котором в фундамент теории кладутся некоторые исходные положения, называемыми аксиомами теории, а все остальные предложения теории получаются как логические следствия аксиом.

В математике изучаются математические модели. Одна и та же модель может описывать свойства далеких друг от друга по своему конкретному содержанию реальных явлений или объектов. Так, прямая пропорциональная зависимость описывает не только равномерное движение, но и объем выполненной работы, площадь прямоугольника, стоимость товара и др. Для математики важна не природа рассматриваемых объектов, а существующие между ними отношения.

 

  • анализ значимости рассмотренных вопросов для научной теории, прак­тики;
  • рассмотрение области применения полученных при изучении данной учебной дисциплины знаний;
  • информация о нерешенных вопросах изучаемой отрасли знаний, суще­ствующих научных школах, гипотезах;
  • характеристика перспектив развития данной науки или научного на­правления.

Список литературы

 

  1. Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М.: Издат-школа, ААЙЛ, 1997. – 87 с.
  2. Большой энциклопедический словарь. – М.: «Большая российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 200. – 1456 с.
  3. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 2188 с.
  4. Депман И.Я. История математики. – М.: Учпедгиз, 1959. – 423 с.
  5. Лаврова Н.Н., Стойлова Л.П. Задачник-практикум по математике. Учеб.пособие длдя студентов-заочников I-III курсов фак.педагогики и методики нач.обучения пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1985. – 183 с.
  6. Математический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 847 с.
  7. Меерзон А.Е., Добротворский А.С., Чекин А.Л. Пособие по математике для студентов факультетов начальных классов. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1988. – 448 с.
  8. Пышкалов А.М., Стойлова Л.П., Ирошников Н.П., Зельцер Д.Н. Теоретические основы начального курса математики: Учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед.училищ (специальность № 2001). – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
  9. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специи. № 2001 «Преподавание в нач.классах общеобразоват.шк.». - М.: Просвещение, 1988. – 320 с.
  10. Стойлова Л.П.Математика: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 424 с.
  11. Тонких А.П. Математика: Учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов: В 2-х книгах. Кн. 1. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 530 с.
  12. Тонких А.П. Математика: Учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов: В 2-х книгах. Кн. 2. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 372 с.

 

Краткий конспект лекций

Тема 1 «Основы представления финансовой отчетности (МСФО1)»

 

  1. Общие принципы составления и представления отчетности.
  2. Элементы отчетности.
  3. Требования к составлению баланса.
  4. Методы раскрытия информации в отчете о прибылях и убытках.
  5. Пояснения к бухгалтерской отчетности.

 

Представление финансовой отчетности[*]

 

  Финансовая отчетность общего назначения - это отчетность, которая предназначена для удовлетворения нужд тех пользователей, которые не имеют возможности истребовать предоставление отчетов, отвечающих их конкретным информационным потребностям. Финансовая отчетность общего назначения включает документы, которые представляются отдельно или в составе иного официально публикуемого документа, такого как годовой отчет или проспект ценных бумаг. Настоящий Стандарт не применяется к cтруктуре и содержанию сокращенной промежуточной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Международным стандартом IAS 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Тем не менее, к такой финансовой отчетности применяются параграфы 13-41. Применение настоящего Стандарта в равной степени распространяется на все организации и не зависит от необходимости готовить консолидированную финансовую отчетность или отдельную финансовую отчетность, как это определяется в Международном стандарте IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность».

 

 

[*6]

НАЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

  Финансовая отчетность является структурированным представлением финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Целью финансовой отчетности общего назначения является представление такой информации о финансовом положении организации, ее финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, которая полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству организации. Для достижения этой цели финансовая отчетность обеспечивает информацию о следующих показателях организации:

 

  (a) активах;

 

  (b) обязательствах;

 

  (c) собственном капитале;

 

  (d) доходах и расходах, включая прибыли и убытки;

 

  (e) прочих изменениях в собственном капитале;

и

  (f) движении денежных средств.

Эта информация, наряду с остальной информацией в примечаниях к финансовой отчетности, помогает пользователям прогнозировать движение денежных средств организации в будущем и, в частности, их распределение их во времени и определенность.

КОМПОНЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

  Полный комплект финансовой отчетности включает:

 

  (a) баланс;

 

  (b) отчет о прибылях и убытках;

 

  (c) отчет об изменениях в собственном капитале, отражающий либо:

 

  (i) все изменения в собственном капитале,

либо

  (ii) изменения в собственном капитале, отличающиеся от тех, которые возникают в результате операций с владельцами собственного капитала, действующими в качестве владельцев собственного капитала;

 

  (d) отчет о движении денежных средств;

и

  (e) примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснительные примечания.

 

   

 

Непрерывность деятельности

  При составлении финансовой отчетности руководство организации обязано оценить способность организации продолжать свою деятельность. Финансовая отчетность в обязательном порядке должна составляться на основе допущения о непрерывности деятельности, за исключением случаев, когда руководство организации либо само намеревается ликвидировать организацию или прекратить ее деятельность, либо вынуждено избрать такой способ действий в силу отсутствия иных реальных альтернатив. Если руководство организации в ходе проведения оценки осведомлено о существенных неопределенностях, связанных с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации непрерывно осуществлять свою деятельность в дальнейшем, эти неопределенности должны быть в обязательном порядке раскрыты в финансовой отчетности. Когда финансовая отчетность составляется не на основе допущения о непрерывности деятельности, этот факт должен раскрываться в обязательном порядке, наряду с той основой, на которой составлена отчетность, и причиной, по которой организация не считается непрерывно действующей.

 

  При оценке того, выполняется ли допущение о непрерывности деятельности, руководство учитывает всю имеющуюся информацию о будущем, которая охватывает, по крайней мере, двенадцать месяцев с даты баланса, но не ограничивается этим сроком. Та степень, до которой эта информация принимается во внимание, зависит от конкретных фактов в каждом отдельном случае. Когда организация обладает послужным списком прибыльных операций и свободным доступом к финансовым ресурсам, заключение о приемлемости допущения о непрерывности деятельности можно сделать без проведения подробного анализа. В иных случаях руководству, возможно, потребуется рассмотреть широкий круг факторов, сопряженных с текущей и предполагаемой рентабельностью, графиками погашения долговых обязательств и потенциальными источниками альтернативного финансирования, прежде чем оно утвердится во мнении относительно приемлемости допущения о непрерывности деятельности.

Учет по методу начисления

  Организация обязана составлять финансовую отчетность, за исключением информации о движении денежных средств, применяя правила учета по методу начисления.

 

  При применении правил учета по методу начисления статьи признаются как активы, обязательства, капитал, прибыль и расходы (элементы финансовой отчетности), когда они удовлетворяют определениям и критериям признания для этих элементов, изложенным в Принципах.

[*10]

Последовательность представления

  Представление и классификация статей в финансовой отчетности должны в обязательном порядке сохраняться от одного периода к следующему, за исключением следующих случаев:

 

  (a) ясно, что, вследствие значительного изменения характера деятельности организации или пересмотра ее финансовой отчетности, более приемлемым оказывается другое представление информации или другая классификация - с учетом критериев подбора и применения учетной политики Международного стандарта IAS 8;

или

  (b) какой-либо Стандарт или Толкование требуют изменения в представлении.

 

  Значительное приобретение или выбытие или анализ финансовой отчетности могут предполагать необходимость внесения изменений в представление финансовой отчетности. Организация вносит изменения в представляемую финансовую отчетность только в том случае, если изменная форма представления дает такую информацию, которая надежна и имеет большее отношение к пользователям финансовой отчетности, и пресмотренная структура, скорее всего, будет сохраняться и в будущем, и сравнимость информации, таким образом, не пострадает. При внесении таких изменений в представлениие организация переклассифицирует свою сравнительную информацию в соответствии с параграфами 38 и 39.

Существенность и агрегирование

  Каждый существенный класс сходных статей в обязательном порядке должен представляться в финансовой отчетности отдельно. Стаьи неаналогичного характера или назначения в обязательном порядке должны представляться отдельно, если только они не являются несущественными.

 

  Финансовая отчетность является следствием обработки большого количества операций или иных событий, которые структурно объединяются в классы в соответствии с их характером и назначением. Завершающий этап процесса объединения и классификации состоит в представлении сжатых и классифицированных данных, которые формируют линейные статьи либо непосредственно в балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях в собственном капитале и отчете о движении денежных средств, либо в примечаниях. Если какая-либо линейная статья сама по себе не является существенной, она объединяется с другими статьями либо непосредственно в финансовой отчетности, либо в примечаниях. Статья, которая недостаточно существенна для того, чтобы требовалось ее отдельное представление непосредственно в финансовой отчетности, может, тем не менее, быть достаточно существенной, чтобы представляться обособленно в примечаниях.

 

  Применение принципа существенности означает, что нет необходимости выполнять конкретные требования к раскрытию информации какого-либо Стандарта или Толкования, если полученная в результате информация не является существенной.

Взаимозачет

  Не подлежат взаимозачету активы и обязательства и доходы и расходы, за исключением случаев, когда это разрешено или требуется каким-либо Стандартом или Толкованием.

 

 

  При применении параграфа 51 организации разрешается представлять одни активы и обязательства с разбивкой на краткосрочные/долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это приводит к предоставлению такой информации, которая надежна и более относима. Такая необходимость в комбинированной основе представления может возникнуть когда организация занимается широким кругом видов деятельности.

 

  Информация об ожидаемых сроках реализации активов и обязательств полезна для оценки ликвидности и платежеспособности организации. Международный стандарт IAS 32 требует раскрытия информации о датах погашения финансовых активов и финансовых обязательств. Финансовые активы включают торговую и прочую дебиторскую задолженность, а финансовые обязательства включают торговую и прочую кредиторскую задолженность. Информация о расчетных датах возмещения и погашения неденежных активов и обязательств, таких как запасы и оценочные обязательства, также полезна независимо от того, разделяются ли активы и обязательства на краткосрочные и долгосрочные. Например, организация раскрывает ту сумму запасов, которую она ожидает возместить после более чем двенадцати месяцев с даты баланса.

Краткосрочные активы

  Актив в обязательном порядке должен классифицироваться как оборотный когда он удовлетворяет любому из следующих критериев:

 

  (a) его предполагается реализовать или он предназначен для целей продажи или потребления при обычных условиях операционного цикла организации;

 

  (b) он предназначен главным образом для целей продажи;

 

  (c) [*14] его предполагается реализовать в течение двенадцати месяцев после отчетной даты; либо

 

  (d) он представляет собой денежные средства или эквивалент денежных средств (как то определено в Международном стандарте IAS 7 «Отчеты о движении денежных средств»), кроме случаев, когда его запрещено обменивать или использовать для погашения какого-либо обязательства в течение, по меньшей мере, двенадцати месяцев после отчетной даты.

Все прочие активы в обязательном порядке должны классифицироваться как долгосрочные.

  В настоящем Стандарте термин „долгосрочные" используется для описания материальных, нематериальных, и финансовых активов долгосрочного характера. Стандартом не запрещается использовать другие наименования при условии, что их смысл ясен.

 

  Операционный цикл организации представляет собой период времени между приобретением активов для переработки и их превращением в денежные средства или эквиваленты денежных средств. Когда обычный операционный цикл организации не поддается четкому определению, предполагается, что его продолжительность составляет двенадцать месяцев. Краткосрочные активы включают те активы (такие как запасы и дебиторская задолженность покупателей и заказчиков), которые продаются, потребляются и реализуются как часть обычного операционного цикла, даже когда их не ожидается реализовать в течение двенадцати месяцев после отчетной даты. Краткосрочные активы также включают в себя активы, которые предназначены главным образом для целей продажи (финансовые активы в рамках этой категории классифицируются как предназначенные для торговли в соответствии с Международным стандартом IAS 39 «Финансовые инструменты - признание и оценка»), а также оборотную часть долгосрочных финансовых активов.

Краткосрочные обязательства

  Обязательство в обязательном порядке должно классифицироваться как краткосрочное, когда оно удовлетворяет любому из следующих критериев:

 

  (a) его предполагается погасить в рамках обычного операционного цикла организации;

 

  (b) оно предназначено главным образом для целей продажи;

 

  (c) оно подлежит погашению в течение двенадцати месяцев после отчетной даты;

либо

  (d) у организации нет безусловного права откладывать погашение соответствующего обязательства в течение как минимум двенадцати месяцев после отчетной даты.

Все прочие обязательства в обязательном порядке должны классифицироваться как долгосрочные.

  Некоторые краткосрочные обязательства, такие как кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками и некоторые начисления работнику и другие операционные затраты, составляют часть оборотного капитала, используемого в обычном операционном цикле организации. Такие операционные статьи классифицируются как краткосрочные обязательства, даже если они подлежат погашению более чем через двенадцать месяцев с даты баланса. При классификации активов и обязательств организации применяется один и тот же обычный операционный цикл. Когда обычный операционный цикл организации не поддается четкому определению, предполагается, что его продолжительность составляет двенадцать месяцев.

 

  Другие краткосрочные обязательства не погашаются как часть обычного операционного цикла, однако требуют погашения в течение двенадцати месяцев с даты баланса или предназначаются главным образом для целей продажи. Например, финансовые обязательства, классифицированные как как предназначенные для торговли в соответствии с Международным стандартом IAS 39, банковские овердрафты, а также текущая часть долгосрочных финансовых обязательств, дивиденды к выплате, налоги на прибыль и прочие неторговые кредиторские задолженности. Те финансовые обязательства, которые обеспечивают финансирование на долгосрочной основе (т.е. не являются частью оборотного капитала, используемого в обычном операционном цикле организации) и не подлежат погашению в течение двенадцати месяцев после даты баланса, являются долгосрочными обязательствами, и к ним применяются параграфы 65 и 66.

 

  [*15] Организация классифицирует свои финансовые обязательства как краткосрочные, когда они подлежат погашению в течение двенадцати месяцев после даты баланса, даже если:

 

  (a) их изначальный срок составлял период, превышающий двенадцать месяцев;

и

  (b) после даты баланса и до утверждения финансовой отчетности совершен договор на рефинансирование, или на изменение графика платежей на долгосрочной основе.

 

  Баланс в обязательном порядке должен включать как минимум линейные статьи, которые представляют следующие суммы:

 

  (a) основные средства;

 

  (b) инвестиционное имущество;

 

  (c) нематериальные активы;

 

  (d) финансовые активы (за исключением сумм, указанных в пунктах (e), (h) и (i));

 

  (e) инвестиции, учтенные по методу участия;

 

  (f) биологические активы;

 

  (g) запасы;

 

  (h) торговая и прочая дебиторская задолженность;

 

  (i) денежные средства и эквиваленты денежных средств;

 

  (j) [*16] торговая и прочая кредиторская задолженность;

 

  (k) оценочные обязательства;

 

  (l) финансовые обязательства (за исключением сумм, указанных в пунктах (j) и (k));

 

  (m) обязательства и активы по текущим налоговым платежам, как то определено в Международном стандарте IAS 12 «Налоги на прибыль»;

 

  (n) отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы, как то определено в Международном стандарте IAS 12;

 

  (o) доля меньшинства, представленная в составе собственного капитала;

и

  (p) выпущенный капитал и резервы, относящиеся к владельцам собственного капитала материнской компании.

[*Параграф 68A был включен Международным стандартом IFRS 5. Текст изменений]

  Когда такое представление имеет отношение к пониманию финансового положения организации, непосредственно в балансе в обязательном порядке должны представляться дополнительные линейные статьи, заголовки и промежуточные суммы.

 

  Когда организация представляет оборотные и долгосрочные активы и краткосрочные и долгосрочные обязательства как отдельные разделы непосредственно в балансе, она обязана исключить классификацию отложенных налоговых активов (обязательств) в качестве оборотных активов (обязательств).

 

  Настоящий Стандарт не предписывает порядок или формат, в котором должны представляться статьи. Параграф 68 приводит лишь перечень статей, которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость раздельного представления непосредственно в балансе. Кроме того:

 

  (a) линейные статьи включаются в отчетность, когда сам размер, характер или назначение соответствующей статьи или совокупности сходных статей таковы, что отдельное представление имеет отношение к пониманию финансового положения организации; и

 

  (b) используемые описания и порядок расположения статей или совокупности сходных статей можно менять в соответствии с характером организации и ее операций, чтобы обеспечить предоставление такой информации, которая имеет отношение к пониманию финансового положения организации. Например, банк вносит изменения в указанные выше описания, чтобы применить более конкретные требования Международного стандарта IAS 30.

 

Отчет о прибылях и убытках

Прибыль или убыток за период

  Все статьи доходов и расходов, признанные в периоде, в обязательном порядке должны включаться в прибыль или убыток, если иное не требуется каким-либо Стандартом или Толкованием.

 

  Обычно все статьи доходов и расходов, признанные в периоде, включаются в прибыль или убыток. Сюда входят соответствующие результаты изменений в бухгалтерских оценках. Однако при определенных обстоятельствах конкретные статьи могут исключаться из чистой прибыли или убытка за текущий период. В Международном стандарте IAS 8 рассматривается два вида таких обстоятельств: исправление ошибок и последствия изменений в учетной политике.

 

Информация, подлежащая представлению непосредственно
в отчете о прибылях и убытках

[*Данный параграф был изменен Международным стандартом IFRS 5. Это изменение применяется в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2005 г. или после этой даты. Текст изменений.]

  Непосредственно в отчете о прибылях и убытках в обязательном порядке должны содержаться как минимум такие линейные статьи, которые представляют следующие суммы за период:

 

  (a) выручка;

 

  (b) затраты по финансированию;

 

  (c) доля организации в прибыли или убытках ассоциированных компаний и совместных предприятий, учтенная согласно методу учета по долевому участию;

 

  (d) прибыль или убыток до налогообложения, признанные в связи с выбытием активов или погашением обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;

 

  (e) расходы по уплате налога;

и

  (f) прибыль или убыток.

 

  Непосредственно в отчете о прибылях и убытках в обязательном порядке должны раскрываться как распределения прибыли или убытка за период следующие статьи:

 

  (a) прибыль или убыток, относящиеся к доле меньшинства;

и

  (b) прибыль или убыток, относящиеся к владельцам собственного капитала материнской компании.

 

  Когда такое представление имеет отношение к пониманию финансовых результатов деятельности организации, непосредственно в отчете о прибылях и убытках в обязательном порядке должны представляться дополнительные линейные статьи, заголовки разделов и промежуточные суммы.

 

. Поскольку воздействия различных видов деятельности организации, операций и прочих событий отличаются по частоте, потенциалу получения прибыли или убытка и предсказуемости, раскрытие компонентов финансовых результатов деятельности помогает пониманию уже достигнутых финансовых результатов и прогнозированию будущих результатов. Непосредственно в отчет о прибылях и убытках включаются дополнительные линейные статьи, а в наименования и в порядок расположения статей при необходимости вносятся изменения для пояснения финансовых результатов деятельности. Факторы, которые следует принять в расчет, включают существенность и характер и назначение соответствующих компонентов доходов и расходов. Например, банк вносит изменения в соответствующие описания, чтобы применить более конкретные требования Международного стандарта IAS 30. Статьи доходов и расходов взаимозачитываются только при соблюдении критериев параграфа 32.

 

  Организация обязана исключить представление каких-либо статей доходов и расходов в качестве чрезвычайных статей как непосредственно в отчете о прибылях и убытках, так и в примечаниях к финансовой отчетности.

 

  Первая форма анализа называется методом „по характеру затрат". Расходы объединяются в отчете о прибылях и убытках в соответствии с их характером (например, амортизация, закупки материалов, транспортные расходы, вознаграждения работникам и затраты на рекламу), и не перераспределяются в соответствии с их различным назначением внутри организации. Этот метод может быть легко применим, потому что не требуется распределения расходов в соответствии с функциональной классификацией. Пример классификации с помощью метода по характеру затрат выглядит следующим образом:

 

Выручка   X
Прочий доход   X
Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства X  
Использованное сырье и расходные материалы X  
Расходы на вознаграждения работникам X  
Амортизационные расходы X  
Прочие расходы X  
Итого расходы   (X)
Прибыль   X

 

  Вторая форма анализа называется методом „по назначению затрат" или „по себестоимости продаж" и дает разбивку расходов в соответствии с их назначением как часть себестоимости продаж или, например, затрат на сбыт или на ведение административной деятельности. Как минимум, организация раскрывает по этому методу отдельно от других расходов свою себестоимость продаж. Этот метод может дать пользователям более относимую информацию, чем классификация расходов по характеру, но проведение распределения затрат по их назначению может необходимо повлечь за собой субъективность распределения и значительные усилия по выработке соответствующего суждения. Пример классификации с помощью метода по назначению затрат выглядит следующим образом:

 

Выручка X
Себестоимость продаж (X)
Валовая прибыль X
Прочий доход X
Затраты на сбыт (X)
Административные расходы (X)
Прочие расходы (X)
Прибыль X

 

  [*20] Организации, классифицирующие расходы по назначению, обязаны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, включая расходы на амортизацию и расходы на вознаграждения работникам.

 

  Выбор между методом по назначению затрат и методом по характеру затрат зависит от исторических и от отраслевых факторов, а также от характера организации. Оба метода указывают на те затраты, которые могут прямо или косвенно изменяться с изменением объема продаж или производства организации. Поскольку каждый метод представления имеет свои преимущества для различных организаций, настоящий Стандарт требует от руководства организации выбирать наиболее относимое и надежное представление. Однако в силу того, что информация о конкретном характере затрат полезна для прогнозирования будущих потоков денежных средств, при использовании классификации, основанной на назначении затрат, требуется дополнительное раскрытие. В параграфе 93 термин „вознаграждения работникам" означает то же самое, что и в Международном стандарте IAS 19 «Вознаграждения работникам».

 

  Организация обязана раскрывать либо непосредственно в отчете о прибылях и убытках, либо в отчете об изменениях в собственном капитале, либо в примечаниях к финансовой отчетности сумму дивидендов, признанных в качестве выплат собственникам за отчетный период, а также соответствующую сумму в расчете на акцию.

Отчет об изменениях в собственном капитале

  Организация обязана представлять отчет об изменениях в собственном капитале и раскрывать непосредственно в этом отчете следующую информацию:

 

  (a) прибыль или убыток за период;

 

  (b) все те статьи доходов и расходов за период, которые в соответствии с требованиями остальных Стандартов и Толкований признаются непосредственно в собственном капитале, а также итоговую сумму этих статей;

 

  (c) сумму доходов и расходов за период (рассчитанную как сумму (a) и (b)), показывая раздельно итоговые суммы, относящиеся к владельцам собственного капитала материнской компании и к доле меньшинства;

и

  (d) по каждому компоненту собственного капитала - воздействие изменений в учетной политике и исправлений ошибок, которые признаны в соответствии с Международным стандартом IAS 8.

 

  Организация также обязана представлять либо в отчете об изменениях в собственном капитале, либо в примечаниях к финансовой отчетности:

 

  (a) суммы операций с владельцами собственного капитала, действующими в качестве владельцев собственного капитала, выделяя отдельно выплаты владельцам собственного капитала;

 

  (b) сальдо нераспределенной прибыли (т.е. накопленной прибыли или убытка) на начало периода и на отчетную дату, а также соответствующие изменения за период;

и

  (c) выверку между балансовой стоимостью каждого класса оплаченного собственного капитала и каждого резерва на начало и конец периода, с отдельным раскрытием каждого изменения.

 

  Изменения в собственном капитале организации между двумя отчетными датами отражают увеличение или уменьшение ее чистых активов за отчетный период. За исключением тех изменений, которые произошли вследствие операций с владельцами собственного капитала, действующими в качестве владельцев собственного капитала (таких как взносы в капитал, выкуп собственных долевых инструментов и дивидендов организации), и непосредственно связанных с такими операциями затрат по сделкам, суммарное изменение в собственном капитале за период представляет общую сумму доходов и расходов, включая прочие прибыли и убытки, возникшие в результате деятельности организации в течение этого периода (независимо от того, признаются ли эти статьи доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках или напрямую - как изменения в собственном капитале).

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Какие основные принципы составления бухгалтерской отчетности предусматривает стандарт?

2. Какие основные элементы финансовой отчетности выделяются?

3. Какие требования построения статей баланса в соответствии с МСФО?

4. Какие выделяются два метода построения отчета о прибылях и убытках?

5. Какие требования к составлению отчета об изменениях капитала?

6. Какие требования к раскрытию информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности?

 

Тема 2 «Отчет о движении денежных средств (МСФО 7)» (2ч)

Денежные средства включают деньги в кассе и на текущем счете компании.

Эквивалент денежных средств - краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств, и подвергающиеся незначительному риску изменения их стоимости.

Движение денежных средств - поступления и платежи денежных средств и их эквивалентов.

Операционная деятельность - основная приносящая выручку деятельность компании и прочая деятельность, отличная от инвестиционной и финансовой деятельности.

Инвестиционная деятельность - приобретение и продажа внеоборотных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.

Финансовая деятельность - деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе собственного капитала и заемных средств компании.

  Отчет о движении денежных средств должен представлять данные о движении денежных средств за период, классифицируя их по операционной, инвестиционной или финансовой деятельности.

 

  Компания представляет данные о движении денежных средств от операционной, инвестиционной или финансовой деятельности так, как это больше соответствует характеру ее деятельности. Классификация по видам деятельности обеспечивает информацию, которая позволяет пользователям оценить воздействие этой деятельности на финансовое положение компании, сумму ее денежных средств и эквивалентов денежных средств. Эта информация также может использоваться для оценки взаимосвязи между видами деятельности.

 

  Одна и та же операция может включать поступления и платежи денежных средств, классифицируемые по-разному. Например, когда денежное погашение кредита включает в себя как проценты, так и основную сумму долга, то часть, составляющая проценты, может классифицироваться как операционная деятельность, а часть, составляющая основную сумму, классифицируется как финансовая деятельность.

[*35]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.306 сек.