Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации процесса социального воспитания




1. Ценностной ориентации

2. Природосообразности

3. Культурообразности

4. Центрации социального воспитания на развитие человека (личности)

5. Дополнительности (комплементарности)

6. Социальной ответственности

7. Вариативности социального воспитания

8. Диалогичности социального воспитания

9. Коллективности социального воспитания

10. Незавершимости воспитания

11. Гуманистических ценностей

12. Социально-исторической обусловленности

13. Социальной наследственности

14. Педагогической целостности

15. Приоретета семьи

16. Открытости

17. Социальной активности личности.

Принципы воспитания: гуманизма, индивидуального и дифференцированного подходов, систематичности, деятельностного подхода, комплексного подхода, опоры на положительное, оптимизма и др.

Основные принципы деятельности социального педагога: 1) взаимодействия с другими специалистами и социальными институтами; 2) личностно-ориентированного подхода; 3) позитивного восприятия и принятия личности; 4) конфиденциальности.

Основные принципы организации процесса социального воспитания:

– индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении её жизненных отношений;

– групповая поддержка самого человека и его ближайшей микросреды в физическом, психическом, социальном становлении индивидуально-творческих начал личности;

– общественная защита прав каждого ребенка и взрослого на достойную жизнь в обществе, независимо от его физического, умственного развития, социального статуса;

– практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде;

– последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентностей юного человека;

– организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (познавательной, коммуникативной, творческой, оздоровительной и др.);

– обеспечение и поддержка успешного субъект-субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве;

– обеспечение готовности юного человека к ответственной самоорганизации, нравственному самостроительству собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной деятельности и самодеятельного общения в контактной группе;

– помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на физическое увечье, душевный срыв, личностный кризис человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей;

– реадаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля.

 

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Методы социального воспитания – это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие её самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации. В социальном воспитании пока не выработано собственных специфических методов, в основном это методы применяемые в педагогике, психологии и социальной работе. Они оказывают целенаправленное влияние на сознание, поведение, чувства развивающейся личности, воздействуя на окружающую её социальную среду.

Методы воспитания проявляются:

– через непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (авторитет, просьба, совет, поощрение, доверие, укрепление веры в собственные силы, убеждение, осуждение, требование, приказ, наказание, взрыв и др.);

– создание специальных условий, ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

– общественное мнение значимой для воспитанника референтной группы (коллектива), авторитетного для него человека, средства массовой информации;

– совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

– процессы обучения, самообразования, передачи информации, социального опыта в кругу семьи;

– погружение в мир народных традиций, чтение художественной литературы.

Средства социального воспитания – это совокупность самых различных материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других средств: знаковые символы, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, организующие условия воспитания (коллектив, социальная группа), технические средства, культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Форма воспитания как способ организации и осуществления предмета, процесса или явления представляет внешние варианты организации конкретного воспитательного дела.

Технологию социального воспитания составляет система принципов и методов, организационных форм, средств и приемов действия воспитателя и воспитанника, ориентированных на достижение поставленных целей.

Современная система социального воспитания достаточно разнообразна. Она включает приемы и методы, направленные на социализацию личности; пути и способы, помогающие личности нормализовать отношения с окружающими людьми.

При организации и выборе методов воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на ребенка влияют:

· природа;

· семья, школа, среда;

· собственная деятельность;

· средства массовой информации;

· литература, искусство;

· образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе.

Методы работы социального педагога могут быть групповые и индивидуальные, но и работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребенка. Ученые классифицировали методы социального воспитания, определив их как "способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности"

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены: формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений); формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов,

· чувств, стремлений, идеалов);

· самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);

· формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

· организация деятельности;

· метод общения;

· опека;

· самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание;

· создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.

Из этого обилия методов социального воспитания рассмотрим только сгруппированные учеными по содержанию проводимой работы:

· социально-экономические;

· организационные;

· психолого-педагогические.

Социально-экономические методы работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям; создание секций, клубов, объединений и т.п.

Создание коллектива начинается с организации малого, первичного коллектива, на который опирается воспитатель в организационной работе.

Решению воспитательных проблем способствует организация детского самоуправления. Детское самоуправление, советы, комитеты, общее собрание - это формирование детского мнения, убеждений, воспитание чувства ответственности, навыков самостоятельно принимать решения.

Организационные методы направлены на нормализацию отношений личности и общества. Чаще всего социальный педагог сталкивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его задача - организовать новые отношения.

К методам организации коллектива следует отнести дисциплину и режим.

Социальный педагог достигает цели в воспитательной работе, когда дисциплина становится организующим методом отношений личности и коллектива. Режим достигает цели, когда его "точность, общность, определенность" (А.С. Макаренко) не подменяются муштрой, а преследуют разумные цели.

Организационным методом является и наказание, которое применяется, когда личность противопоставляет себя обществу, коллективу.

К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью. Самым распространенным методом в работе социального педагога является метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы.

Остановимся подробнее на отдельных методах социальной работы.

Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, со сверстниками, за его трудом. Начинающий социальный педагог ведет дневник, что помогает лучше изучить подопечного. К ведению дневника педагог должен готовиться, предварительно составив план наблюдения за ребенком в разнообразных ситуациях. Он анализирует школьные документы, характеристики, медицинские выписки.

Существует несколько видов наблюдения:

· включенное наблюдение, когда воспитанник и педагог в контакте;

· систематическое наблюдение - проводится длительно, непрерывно или по циклам (день в неделю, неделю в году);

· несистематическое наблюдение - проводится в экстремальных ситуациях;

· ситуативное наблюдение - проводится в зависимости от ситуации: в привычной обстановке (в семье, со сверстниками) и в экстремальной (при отмене уроков, болезни учителя). Педагог наблюдает за эмоциональной и нравственной реакцией воспитанника, за его привычками общения, отношением к людям, которых он не принимает.

Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника.

Педагог должен быть подготовлен к беседе. Важно не только сформулировать вопросы, но и выстроить их в определенной последовательности, логике, расположить их так, чтобы ключевые вопросы были в середине беседы. Ведение беседы требует от педагога серьезного анализа ее содержания и напряжения памяти.

Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий воспитанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности. Важно, чтобы воспитанник отвечал на вопросы в естественных условиях.

Анкетирование может быть закрытым, при котором предполагается несколько ответов. Один из ответов является ожидаемым для педагога. При открытом анкетировании богатая информация собирается за счет обилия вопросов.

Метод интервью дает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме.

Метод тестирования. В практике работы социального педагога используются различные виды тестирования: рисуночные тесты; цветовые тесты (Люшера), личностные опросники и др.

Методы поддержки личности применяются, когда ребенок (подросток) находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, в том числе цель жизни.

Методы преодоления конфликта. Социальному педагогу приходится разбираться в различных конфликтах: в школе, в семье, между сверстниками: учитель - ученик, родители - ребенок, родители - учитель, ученик - ученик. Прежде всего педагог выясняет, что привело к конфликту. Педагог спокойно анализирует мнения конфликтующих сторон. Продумывает этапы разрешения противоречий между ними. Находит положительные точки соприкосновения конфликтующих.

Методы лечебной педагогики. К этим методам в своей практике обращались известные отечественные педагоги, психологи, врачи (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, А.Г. Кочан, А.А. Дубровский и др.).

Приведем ряд методов, которые применяются в лечебной педагогике, исключая собственно лечебные методы:

· метод убеждения - основательное разъяснение ребенку необходимости и важности лечения;

· помощь в формировании навыков саморегуляции, самодисциплины, самоанализа;

· укрепление здоровья средствами искусства: театра, кино, музыкотерапии, пения, хореографии, библиотерапии, изобразительного творчества;

· организация подвижных и интеллектуальных игр (имаготерапия);

· воспитание на положительных примерах, поступках, идеалах (аретотерапия);

· использование природы в лечебно-воспитательных целях.

Воспитание природой.

Методы:

· создание мастерских по изготовлению поделок;

· организацию дальних походов с детьми и их родителями;

· выпуск экономической газеты;

· открытие консультативных пунктов по выращиванию экологически чистых продуктов;

· работу в лесничестве в летний период и т.п.

Использование народной педагогики. В последнее время в социальном воспитании используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков. Среди этих методов можно назвать следующие:

· воспитание словом;

· воспитание делом;

· воспитание религией;

· воспитание природой и искусством;

· воспитание традициями;

· воспитание игрой;

· воспитание общественным мнением.

Методы коррекции развития. Так сегодня принято называть педагогическое воздействие на физически здорового ребенка (подростка) с отклонениями в поведении. Эти методы направлены на то, чтобы исправить недостатки ребенка, научить его понимать окружающих, видеть в окружающей среде положительное и опираться на него. Педагог помогает ребенку научиться руководить своим состоянием, общаться с людьми, раскрепоститься, выработать приемлемые в обществе нормы поведения, включиться в общественную жизнь.

Социальному педагогу важно знать причины отклонений в поведении ребенка и постараться нивелировать их. Одна из причин нарушения поведения подростка-школьника - это отставание в учебе.

В перевоспитании используются следующие методы:

· метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, чтобы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;

· метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;

· метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;

· метод "взрыва" по А.С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.

Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И.Г. Песталоцци: "Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним".

Метод самовоспитания. Поэтапно процесс самовоспитания можно представить следующим образом:

· выяснение проблем, которые мешают человеку в жизни, выбор пути преодоления;

· желание выбрать самому эту цель, т.е. освободиться от страха, что не достигнет ее;

· убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы;

· сосредоточить все свои силы для достижения этой цели;

· периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи;

· четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими1.

Методы самоорганизации. Чаще всего социальному педагогу приходится сталкиваться с трудными, неорганизованными подростками, которые не могут руководить собственными поступками.

Широко применяемый в воспитании самоорганизации - метод воспитания культуры времени, который предполагает умение планировать свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения. Метод "перспективных линий" А.С. Макаренко (ближняя, средняя и дальняя перспективы) был основан именно на воспитании культуры времени.

Методы делового общения. Культура делового общения предполагает в первую очередь необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать, что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера по общению и многое другое. Воспитанники педагога, придерживающегося этих правил, обычно без труда овладевают культурой делового общения, которая является весьма ценным качеством в их дальнейшей социальной адаптации.

Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира человека. Самым распространенным является психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания человека. Подросток анализирует и представляет самого себя в определенной деятельности ("какой я?"). Он узнает мнение окружающих ("какой ты?"). В результате он изменяет свое поведение и отношения с окружающими, принимает и закрепляет новое поведение.

В ходе тренинга проводится упражнение-игра на развитие таких качеств, как самоанализ.

Существуют и другие методы тренинга. Так проводится проигрывание с детьми экстремальных ситуаций и поведения в них ребенка; тренинг сложных социальных ситуаций, рефлексивный тренинг - снятие стереотипа в формах поведения, в отношениях с окружающими; организационный тренинг, направленный на развитие навыков подчинения и руководства другими.

Кроме методов, которые мы разобрали относительно подробно, перечислим еще ряд методов, которые также могут быть востребованы социальным педагогом в его работе. Некоторые из них являются частью охарактеризованных выше.

Метод социометрии - применяется для специальной математической обработки данных по конкретному вопросу. Этот метод предполагает предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.1.

Метод мониторинга - отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений - метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.

Биографический метод - исследование жизненного пути воспитанника для прогнозирования его дальнейшего развития.

Метод убеждения - эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, в том числе пение, проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии, широко применяется в работе социальных педагогов с детьми в интернатных учреждениях, летних лагерях отдыха. Пение и игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости. Они способствуют самоутверждению ребенка, преодолению неуверенности в себе. Этот метод относится к методам лечебной педагогики, но его возможно использовать в обучении и воспитании здоровых детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.