Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комбинаторика

Тема 2.5 Комбинаторика. Модуль

Практическая работа 10

Тема 2.4 Контраст. Нюанс. Тождество

Основные понятия: Контраст и его виды: по тону, цвету, насыщенности, фактуре, ассоциациям, форме, конфигурации, массе, направленности движения. Нюанс и тождество, их роль в изобразительном искусстве.

Цель: Находить сходное и различное в сравнительных объектах;

Применять контраст как средство выразительность художественного образа в практических работах.

Нюанс, контраст. Выполнить 2 композиции на сочетании рельефа и графики, используя цвет и фактуру. Формат А5.

Порядок работы над заданием.

  1. Анализ аналогичных графических композиций и приемов их построения.
  2. Вынашивание идеи.
  3. Поиск вариантов композиции в эскизах.
  4. Выбор одного из вариантов и его графическая проработка.
  5. Масштабирование элемента (увеличение) и включение цветовой и фактурной проработки.
  6. Выполнение работы на формате А-4.
  7. Детализация элементов.
  8. Обобщение деталей и подчинение их композиционному центру.

Методические указания:

Основные понятия: Комбинаторика. Модуль. Стандарт. Унификация. Биодизайн. Стилизация и трансформация формы. Знак и символ. Приемы стилизации формы. Единая модульная система.

.Комбинации из разных элементов решают люди разных профессий: составление расписания уроков, архитектурная планировка, при решении транспортных задач, составлении шрифтов.

.Комбинаторика- это приемы нахождения различных соединений(комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке.

Методы комбинаторики применяются в строительстве, архитектуре, художественном конструировании, судостроении.

Ранее других комбинаторный подход проявлялся в строительном деле,и, пройдя через века, сформировался в метод модульного проектирования.

Модуль- это единица меры.

Архитектурный модуль- часть постройки, служащая единицей и используемая для достижения соразмерности здания в целом и его частей.

В классической греческой архитектуре модуль обычно равен радиусу или диаметру колонны у его основания.

Чтобы создать, например, знаменитый кромлех Стоунхендж на территории современной Англии около трёх с половиной тысяч лет тому назад, пришлось изготовить целый набор «типовых» крупноэлементных деталей.

Только для внешнего кольца этого гигантского сооружения понадобилось 30 каменных блоков и 30 каменных плит длиной около трёх с половиной метров.

Сотни тысяч рабов высекали одинаковые каменные блоки в каменоломнях древнего Египта.

На базе модуля строились знаменитые римские водопроводы- акведуки.

Прославленные греческие архитекторы обходились всего тремя типами ордеров и на их основе застраивали целые города.

Характерно, что модулем для жилья в античном мире служил рост человека, те. архитектура древних народов в определенной мере была связана с антропометричностью мер(пядь, фут, локоть, сажень и т. д.

Сейчас наиболее удобным модулем в строительстве признан 0,3 м.=3дм. Это древний фут-длина ступни человека, размер которой одинаково удобен для горизонтальных и вертикальных членений жилого дома.

Теоретические принципы античной модульной системы изложены Витрувием, который считал, что больше всего нужно обращать внимание на пропорциональность здания, соразмерность его с определенной частью, принятой за основную. Основной частью для установления соразмерности ордера служила толщина колонны – её диаметр или радиус. Для стоечно-балочной конструкции отношение диаметра стойки к её высоте играло решающую роль, т. к. определяло устойчивость всей системы.

Греческие архитекторы и свободные ремесленники пользовались модульными пропорциями более творчески, чем римляне, корректируя их соотношения в зависимости от конкретных художественных задач, расположения на местности, абсолютного размера сооружения и т. п.

В 1791 году метр был признан унифицированной единицей длины. В основу единицы длины была положена практически неизменная величина – десятиллиллионная часть четверти парижского меридиана.

Вопрос о переходе на модульную систему в проектировании и промышленности был серьезно поставлен в 20-е годы прошлого столетия. В 1923 году на основе трех госучреждений лесной промышленности организуется акционерное общество «Стандартстрой», которое поставило задачей разработку и постройку типовых жилых и общественных зданий из стандартных конструкционных элементов.

Официально модуль М= 100мм был принят в СССР на том основании, что эта система проста в исчислении и органически связана с метрической системой измерений, в 1954 году в результате в различных видах строительства были установлены разные варианты модульной системы со своими укрупненными модулями, кратными М.

Сама идея стандарта прогрессивна.

В дизайне модуль- это величина, принимаемая за основу расчетов размеров какого-либо предмета, машины или сооружения,а так же их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю (мебель).

Массовое строительство и динамично развивающаяся техника нашего времени столь быстрым темпом изменяют предметную среду, что человеку необходимо осознать, понять и изучить свойства комбинаторных приёмов и широко применять их для её формирования.

Изучение основ комбинаторики стало одной из актуальных задач научно-технического прогресса.

Некоторые композиционные приемы можно продемонстрировать на основе точки, линии и волнистых объемных типоэлементов. На эмоциональное восприятие при этом влияют размеры элементов и их композиционная сочетаемость.

Практическая работа 11 Комбинаторные приемы.

Задание: Выполнение раппортных композиций на модульной основе из геометрических фигур (6 эскизов 8×8 см).

Цель: Научиться выполнять работы на модульной основе;Находить комбинаторные элементы на основе геометрических фигур и природных аналогов;

Порядок работы над заданием.

  1. Анализ аналогичных графических композиций и приемов их построения.
  2. Поиск вариантов композиции в эскизах.
  3. Выбор одного из вариантов и его графическая проработка.
  4. Масштабирование элемента (увеличение) и включение цветовой и фактурной проработки.
  5. Выполнение работы на формате А-4.

Методические указания:

Использовать треугольники или квадраты в качестве модулей для создания постоянно повторяющегося орнаментального мотива на основе клетчатого раппорта. Для обогащения выразительных средств композиции можно вводить 1-2 цвета, графические фактуры линейного характера, использовать уменьшение и укрупнение модуля.

Стилизация - один из образных приемов, при помощи которого выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали. Стилизация бывает по собственным признакам предмета (колючий ежик) и по привнесенным (мудрая сова).

Трансформация-это изменение формы предмета в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатостей и т.д.

Выразительность формы - это тот фундамент, на котором держится всё здание художественного образа. Обычно в работе над формой, стилизацию и трансформацию применяют одновременно.

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ.

Примерами стилизации в графическом дизайне являются знаки и символы. Знак обобщает значительные внешние признаки предмета или только указывает на них.

Знак- это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие), выступающий в качестве представителя других предметов (явлений, событий, действий) и используемый для приобретения, хранения и передачи информации. Первоначально знаки имели материальную природу, но по мере развития общества появились абстрактные знаки, непосредственно связанные с материальной основой(в первую очередь-речь). Все знаки делятся на знаки копии и знаки символы.

Знаки – копии - это знаки, имеющие большее или меньшее сходство с обозначаемым предметом (пиктограмма). Пиктограмма-это способ обозначения явления, понятия, события, возникшей на ранней стадии развития человечества. Во второй половине двадцатого века пикограмма приобрела широкое распространение, благодаря увеличению международных контактов, развитию средств сообщения (в аэропортах, гостиницах, на вокзалах, съездах, конгрессах, праздниках и олимпиадах).

СИМВОЛЫ - это знаки, которые указывают на предмет, отличающийся от этого знака и который является обобщением содержания, заключенного в этом предмете (звезда- эмблема армии - знак- символ).

ЭМБЛЕМА- это знак, употребление которого является результатом определенного соглашения, договоренности, заключенной в связи с каким-либо общественным историческим обстоятельством (гербы). Как правило, эмблема является сложной комбинацией символов или отдельных их частей.

Практическая работа 12 Стилизация природных форм.

Задание: Выполнить стилизацию и трансформацию природной формы. 6-8 эскизов 6×4 см.

Цель: Использовать приемы стилизации в работе.

Порядок работы над заданием.

  1. Анализ аналогичных графических композиций и приемов их построения.
  2. Вынашивание идеи.
  3. Поиск вариантов композиции в эскизах.
  4. Выполнение работы на формате А-4.

Методические указания:

Стилизуют обычно с помощью силуэта выраженного пятном, линией или контуром. Силуэт может быть решен, как темным пятном на светлом фоне, так и светлым на темном.. Светлый силуэт на темном фоне должен быть более обобщенным, с меньшим количеством деталей, т.к. он активнее действует на зрителя.

В стилизации отход от натуры(реальной формы объекта) в некоторых случаях бывают очень значительным, например(цветок, облако или насекомое можно трактовать почти как геометрическую форму или преувеличить плавность очертаний их силуэтов. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки цвета, при стилизации, как правило сводятся к минимуму цветов, возможен полный отказ от реального цвета. Примером стилизации в декоративно-прикладном искусстве является орнамент.

Для создания оригинального образа можно применить прием стилизации по привнесенным признакам. Для этого следует охарактеризовать предмет по несвойственным ему признакам. Например:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2.3 Цвет как средство выражения художественного образа | Тема 2.6 Статика, динамика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.