КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. Введение местного самоуправления в Российской Федерации
Введение местного самоуправления в Российской Федерации
ВРоссийской Федерации более уверенно пробивала себе дорогу идея существования местного самоуправления, отделенного от государственной власти. Она прошла несколько этапов конституционного закрепления. При реформе Конституции РСФСР 24 мая 1991 г. название ее раздела VII «Местные органы государственной власти и управления в РСФСР» было дополнено словами «Местное самоуправление». А в наименовании первой главы раздела гл. 17 «Местные Советы народных депутатов» были добавлены слова «и органы территориального общественного самоуправления». В концептуальных решениях уже начинали просматриваться подходы принципиально иного рода, чем на союзном уровне. В статье 137 Конституции РСФСР, с которой начинается гл. 17, при перечислении местных органов государственной власти уже не назывались районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы. Хотя по общей статье Конституции РСФСР (ст. 85) все Советы являются единой системой представительных органов государственной власти, в ч. 1 ст. 138 уже четко говорится о местном самоуправлении: «Местное самоуправление в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах осуществляется населением через соответствующие местные Советы народных депутатов как главное звено системы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии». Характерно, что в принятом 6 июля 1991 г. Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» местные Советы назывались представительными органами власти - без слова «государственной». При конституционной реформе 24 мая 1991 г. В РСФСР на смену понятию «исполком местного Совета» пришло понятие «местная администрация». Она была подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Но принципиальное новшество состояло в том, что местная администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета. Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» стал важным этапом в развитии местного самоуправления. По Закону местное самоуправление рассматривалось как система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР. Согласно Закону местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления населения. В системе органов местного самоуправления появился новый элемент - местная администрация. Именно эта новелла прекращает монополию местного Совета как основного органа местного самоуправления. Совет как коллегиальный орган, внешне сохраняя ведущее положение, в это же время теряет в пользу администрации многие свои полномочия. Администрация, чья деятельность организуется на принципе единоначалия, получала существенные исполнительно-распорядительные полномочия. Закон ввел институт главы местной администрации, который, получая мандат от населения непосредственно, фактически приобретал статус первого должностного лица местного самоуправления. Таким образом, была заложена новая основа конфликтного развития в системе отношений: Совет - местная администрация, председатель Совета - глава администрации. Система взаимных сдержек и противовесов в отношениях между Советами и администрацией, установленная Законом, не создавала возможностей для обеспечения постоянного контроля за деятельностью администрации. Происходит усиление административного потенциала местного самоуправления, прежде всего как элемента государства. К тому же в дальнейшем на основании решений Съезда народных депутатов РСФСР (ноябрь 1991 г.) сроки проведения выборов глав местных администраций были отложены до 1 декабря 1992 г., а указом Президента РСФСР введен «назначенческий порядок»: сам Президент назначал и смещал глав областных и краевых администраций, назначение и смещение глав местных администраций осуществлялось главой вышестоящей администрации с согласия местного Совета. Аналитики отмечали: «Таким образом, стала создаваться жесткая вертикаль исполнительной власти, звенья которой - главы администраций - практически полностью зависят от того, кто их назначает и смещает, т. е. от вышестоящего руководства. Фактически статус местных администраций и их глав был выведен за рамки целого ряда норм Закона РСФСР 1991 г., прежде всего в части подотчетности и ответственности местной администрации и ее главы перед Советом и населением». /41/ По своему правовому и фактическому статусу глава местной администрации стал прежде всего представителем государства на территории соответствующего Совета, нежели субъектом местного самоуправления. «Прописанный законом правовой механизм сдержек и противовесов внутри системы местной власти был существенно нарушен». /41/ Анализируя значение первого российского Закона о местном самоуправлении, обычно его в целом позитивную роль в становлении местного самоуправления связывают с тем, что «Закон четко, исчерпывающим перечнем установил территории осуществления местного самоуправления, закрепив поселенческо-территориальный, в том числе двухуровневый, принцип организации местного самоуправления. Закон установил единую для всей России модель системы органов местного самоуправления, выборность как местных Советов, так и глав местных администраций, установил внутренние системы взаимоответственности и контроля за деятельностью органов местного самоуправления, в том числе и со стороны населения, освободил местные Советы от исполнения несвойственных им распорядительных функций. Закон стимулировал развитие институтов местного самоуправления, в том числе и общественного самоуправления в городах и поселках». /41/ Для наиболее полной оценки значимости Закона РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» /4/ следует отметить, что в нем получили развитие прогрессивные идеи, связанные в первую очередь с демократическими чертами местного самоуправления, общемировыми стандартами, закрепленными в Европейской хартии местного самоуправления. Немаловажной проблемой было то, что местное самоуправление не получало должной материально-финансовой базы. Децентрализация собственности, осуществляемая на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» /8/ не предусматривала и фактически лишала возможности передачи объектов в собственность муниципальных образований на уровне городов районного подчинения (т. е. городов, входивших в состав сельских районов), районов в городах, сельсоветов и поселков. При конституционной реформе 21 апреля 1992 г. состоялось уже официальное исключение органов местного самоуправления из числа органов государственной власти. При этой реформе была отражена федеративная природа Российской Федерации, субъектами РФ были названы республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Соответственно органы власти субъектов, которые для всех уровней, кроме республик, ранее считались местными органами государственной власти, теперь стали просто органами государственной власти субъектов РФ. В свою очередь, в Конституции РФ нашло отражение, что местными Советами являются районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы, они входят в систему местного самоуправления. Таким образом, на конституционном уровне было оформлено полное разделение государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Внутри системы местного самоуправления развитие шло не очень гладко. Особого участия населения в осуществлении местного самоуправления не чувствовалось, но это не было главной проблемой. Более существенно то, что не находили взаимопонимания представительные органы местного самоуправления и главы администраций. К тому же борьба на верхних этажах власти - между Съездом народных депутатов, Верховным Советом РФ и Президентом РФ - сказывалась и на органах местного самоуправления. Видя, не без оснований, свою опору в органах исполнительной власти, в местных администрациях, Президент РФ укреплял исполнительную вертикаль, частью которой были и местные администрации. В напряженных событиях осени 1993 г. Президент РФ своими указами прекратил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, а затем и многих представительных органов власти субъектов РФ (остальные самораспустились или были распущены главами администраций субъектов). Указами Президента РФ от 9 октября и 26 октября 1993 г. /6, 7/ была прекращена также деятельность районных, городских, поселковых и сельских Советов, их функции стали выполнять соответствующие местные администрации. Президентские указы нанесли довольно ощутимый удар по ранее демократически избранным представительным органам местного самоуправления. Новые представительные органы следовало избрать в последующие полтора-два года, фактически это растянулось на более длинные сроки. Указом Президента от 26 октября 1993 г. утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. В нем были обозначены следующие контуры системы местного самоуправления: в городских и сельских поселениях с населением до 5000 человек - собрания, сходы граждан и выборный глава местного самоуправления; с населением до 50 000 - выборное собрание представителей и выборный глава местного самоуправления (глава администрации); свыше 50 000 - выборное собрание представителей и назначаемый сверху либо избираемый населением глава местного самоуправления; в сельских районах - глава местного самоуправления (глава администрации), без указания на то, избирается он или назначается, может быть образован орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления входящих в район поселений; на территориях сельсоветов - глава местного самоуправления (глава администрации), тоже без указания на то, избирается он или назначается, может быть образован орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления сельских поселений. В Конституцию РФ 1993 г. /1/ включены ст. 12 и гл. 8 «Местное самоуправление». Статья 12 находится в гл. 1 об основах конституционного строя, следовательно, наличие местного самоуправления является теперь одной из черт системы Российской Федерации. Кроме того, в ст. 12 четко закреплено, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, значит, организационно отделены от них. Конституционные положения нашли отражение в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». /3/ При подготовке этого акта появилось несколько проектов, ведущими стали парламентский и президентский. По ряду позиций развернулась ожесточенная дискуссия. В частности, президентский законопроект строился на концепции «местного (территориального) сообщества». Внешне эта идея привлекательна: если мы живем на определенной территории, мы есть сообщество, которое характеризуют территориальное единство и коллективное управление общими делами. Однако есть и опасность, о которой частично говорилось ранее: превращение сообщества в обособленную единицу, своего рода корпоративную, замкнутую систему и тогда не каждый станет членом сообщества, может появиться такая процедура, как прием в сообщество. Не исключено и непринятие в сообщество (общину), отторжение «чужака» по признаку «инородства», непринадлежности к данному слою и др. Федеральный закон 1995 г. «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отказался от концепции «местного (территориального) сообщества». В развитие Конституции РФ он дает право участия в местном самоуправлении населению, т. е. всем лицам, проживающим на соответствующей территории. В соответствии с Конституцией РФ Закон закрепил территориальные основы местного самоуправления, предусмотрев его существование в городских и сельских поселениях - муниципальных образованиях. Вопрос о том, сколько будет уровней местного самоуправления и муниципальных образований, был оставлен на усмотрение субъектов, в практических решениях получился большой разнобой, когда были и один, и два уровня муниципальных единиц. В систему органов местного самоуправления Закон включил представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований, которые могли избираться либо населением, либо представительным органом муниципального образования. Закон закрепил экономические и финансовые основы местного самоуправления. Рассмотрение соответствующих вопросов поможет лучше понять истоки местного самоуправления в Российской Федерации и его современное состояние. 1. Что понимается под децентрализацией местного самоуправления? 2. Каковы характерные черты англосаксонской модели местного самоуправления? 3. Каковы особенности континентальной (французской) модели местного самоуправления? 4. Каково содержание смешанной (германской) модели местного самоуправления? 5. Как формируются органы местного самоуправления в Германии? 6. Как формируются органы местного самоуправления во Франции? 7. Как формируются органы местного самоуправления в США? 8. Каково соотношение и объем полномочий у органов местного самоуправления континентальной (французской), смешанной (германской) и англосаксонской моделей? 9. Что представляет собой финансовая база в различных моделях местного самоуправления? 10. Каковы задачи местного самоуправления с учетом действующего законодательства в различных моделях местного самоуправления? 11. Каково содержание принципа «негативного регулирование» и чем он отличается от принципа «позитивного регулирования»? 12. Какие реформы городского самоуправления проводились в городах Российской империи? 13. Какие этапы земского периода местного самоуправления Вы знаете? 14. Какова концепция власти на местах с 1905 по 1917 гг.? 15. Каковы причины перехода местных советов к новой концепции с 1917 г.? 16. Каковы основные формы деятельности Советов после 1930 гг.? 17. Как стали именоваться органы власти на местах с принятием Конституции СССР 1977 г. и каковы юридические последствия такого принципиального новшества? 18. Каковы этапы конституционного закрепления местного самоуправления в Российской Федерации в начале 1990 гг.? 19. Какой нормативно-правовой акт в Российской Федерации впервые закрепил понятие «местное самоуправление»?
Литература 1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. - М., 2010. - 48 с. 2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 06.11.2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822. 3. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506. 4. О местном самоуправлении в РСФСР: закон РСФСР от 06.07.1991 г. № 1550-1 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1010. 5. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: закон СССР от 9.04.1990 г. - М., 1990. - 114 с. 6. О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления: указ Президента РФ от 09.10.1993 г. № 1752 // САПП РФ. - 1993. - № 41. - Ст. 3944. 7. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации. Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы: указ Президента РФ от 26.10.1993 г. № 1760 // САПП РФ. - 1993. - № 44. - Ст. 4188. 8. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность: постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 г. № 3020-1 // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 3. - Ст. 89. 9. Авакьян С.А. Муниципальное право Росси: учебник / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин, В.А. Савицкий, Н.С. Тимофеев. - М., 2011. 10. Барабашев Г.В. Местное самоуправление / Г.В. Барабашев. - М., 1996. 11. Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. США, Великобритания / Г.В. Барабашев. - М., 1971. 12. Барабашев Г.В. Идеалы самоуправления и российская действительность / Г.В. Барабашев // Государство и право. - 1966. - № 11. 13. Барабашев Г.В. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма / Г.В. Барабашев, Н.Г. Старовойтов, К.Ф. Шеремет. - М., 1987. 14. Баранчиков В.А. Муниципальные органы Великобритании / В.А. Баранчиков. - М., 1990. 15. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства / И.Д. Беляев. - М., 1888. 16. Васильев. И. Местное самоуправление / И.Васильев. - М., 1999. 17. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Часть вторая / Л.А. Велихов. - СПб., 1928. 18. Витте С.Ю. Самодержавие и земство / С.Ю. Витте. - СПб., 1908. 19. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление / Д. Гарнер. - М., 1984. 20. Говоренкова Т.М. Читаем Велихова вместе / Т.М. Говоренкова. - М., 1999. 21. Городское дело. - 1913. - № 1. 22. Григорян Л.А. Советы - органы власти и народного самоуправления / Л.А. Григорян. - М., 1965. 23. Deutsches Verwaltungsblatt. - Miinchen, 1974. 24. Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России / Н.А. Емельянов. - Тула, 1997. 25. Ильинский И.П. Система органов власти и управления ФРГ / И.П. Ильинский. - М., 1977. 26. Ильин В.В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы / В.В. Ильин, А.С. Ахиезер. - М., 1997. 27. История России / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М., 2003. 28. Исаев И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - М., 1994. 29. Известия Всероссийского съезда крестьянских депутатов. - 1917. - 20 мая. 30. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия / Е.М. Ковешников. - М., 2002. 31. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 2 / Н.М. Коркунов. - СПб., 1909. 32. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М., 2006. 33. Кукушкин Ю.С. Русская государственность: от общины к Советам / Ю.С. Кукушкин // Диалог. - 1999. - № 11. 34. КПСС в резолюциях и решениях съездов. Т. 2. - М., 1970. 35. Крылов Б.С. США: федерализм, штаты и местное самоуправление / Б.С. Крылов. - М., 1968. 36. Леонтович В.В. История либерализма в России / В.В. Леонтович. - М., 1995. 37. Лукьянов А.И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти / А.И. Лукьянов. - М., 1978. 38. Львов В.Н. Советская власть в борьбе за русскую государственность / В.Н. Львов. - М., 1922. 39. Маркс К. Сочинения: 2-е издание Т. 19 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., - 1963. 40. Местное самоуправление в зарубежных странах (Информационный обзор). - М., 1994. 41. Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы. Аналитический обзор департамента законодательной и правовой работы Центра аналитических исследований Конгресса муниципальных образований Российской Федерации. Муниципалитет. (Спецвыпуск). - М., 2003. 42. Милюков П.Н. Очерки истории исторической науки / П.Н. Милюков. - М., 2002. 43. Муниципальное право / под ред. А.М. Никитина. - М., 2000. 44. Остром В. Смысл американского федерализма / В. Остром. - М., 1993. 45. Пертцик В.А. Проблемы местного самоуправления в СССР / В.А. Пертцик. - Иркутск, 1963. 46. Платонов С.Р. Лекции по русской истории / С.Р. Платонов. - М., 1993. 47. Постовой Н.В. Местное самоуправление / Н.В. Постовой. - М., 1995. 48. ПСЗ-1. Т. XXII. № 16188. 49. Politics in State and Communities Cliffs: Prentice-Hall. - Inc., 1973. 50. РГА. Ф. 1291. Оп. 124. Д. 68. Л. 3-5. 51. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семеникова. - Брянск, 1996. 52. Сравнительное конституционное право. - М., 1996. 53. Таболин В.В. Муниципальное городское право / В.В. Таболин, А.В. Корнев. - М., 2000. 54. Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ / Н.С. Тимофеев. - М., 1982. 55. Forsthoff E. Lehrbuch des Verwaltungsrechts / E. Forsthoff. - Miinchen, 1973. 56. Хэрлоф Э. Местные органы власти в Европе / Э. Хэрлоф. - М., 1992. 57. Jackson R. The Machinery of Local Government / R. Jackson. - London, 1958.
Тема № 5: Местное самоуправление – форма публичной власти народа в Российской Федерации
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |