КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика организационных форм осуществления местного самоуправления
Понятие современной системы местного самоуправления в России Система местного самоуправления в России: ее подсистемы и элементы Система местного самоуправления в России: ее подсистемы и элементы. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении
Система местного самоуправления в России - это совокупность организационных форм и способов решения населением самостоятельно и непосредственно, а также через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Система включает в себя упорядоченные элементы, и применительно к определенному виду и уровню муниципального образования число этих элементов может отличаться. Учитывая особенности, связанные с многообразием муниципальных образований, в системе местного самоуправления РФ можно выделить несколько подсистем и элементов. В эту систему включаются: 1) формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления; 2) представительный орган муниципального образования; 3) глава муниципального образования; 4) глава местной администрации; 5) местная администрация; 6) территориальное общественное самоуправление; 7) межмуниципальное сотрудничество. Естественно, все элементы данной системы нельзя найти на некоторых уровнях местного самоуправления. Так, применительно к муниципальному образованию-поселению с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек следует отметить отсутствие представительного органа. Но зато в таких муниципальных образованиях серьезные права приобретает сход жителей, поскольку через эту форму непосредственной демократии реализуются полномочия представительного органа муниципального образования.
В зависимости от численности населения, территории, масштабов хозяйственной деятельности кардинально может отличаться и структура исполнительных и распорядительных органов муниципального образования. В поселении с несколькими сотнями жителей вся администрация может состоять из старосты, его помощника и счетовода. В большом муниципальном районе и тем более в мегаполисе - городском округе, имеющем несколько сотен тысяч или миллионов жителей, местная администрация состоит из десятков подразделений, которые включают большой штат муниципальных служащих.
В общем виде характеристика названных элементов системы местного самоуправления в России может быть представлена следующим образом. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении - они иначе еще называются формами непосредственной демократии и позволяют жителям реализовывать свое право на местное самоуправление, решать вопросы местного значения напрямую, без посредничества органов и должностных лиц местного самоуправления (конечно, многие организационные вопросы, связанные с проведением референдумов, решаются с их участием). Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разделяет формы непосредственной демократии на две категории: а) те, посредством которых население принимает окончательное решение (референдум, выборы, голосование по отзыву, сход жителей) или предопределяет его принятие (в определенных случаях голосование по вопросу об изменении границ муниципального образования). В науке конституционного и муниципального права зачастую все подобные возможности иногда называют императивными формами непосредственной демократии;
б) которые позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить мнение населения по тому или иному вопросу муниципальной жизни, чтобы учесть такое мнение при выработке (доработке) своих решений - эти возможности называют консультативными формами непосредственной демократии (к их числу относятся публичные слушания, собрания и конференции, опросы граждан). Федеральный закон 2003 г. /2/ значительно увеличил перечень форм непосредственной демократии и конкретизировал положения норм существовавших в Законе 1995 г. /3/ Формы непосредственной демократии: 1) Референдум как форма осуществления местного самоуправления представляет собой голосование населения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности муниципального образования. Референдум проводится с целью принятия решения по конкретному вопросу в пределах полномочий муниципального образования или принятия муниципального правового акта. Решение, принятое на референдуме, обязательно для исполнения всеми участниками правовых отношений на территории муниципального образования. 2) Муниципальные выборы - форма непосредственной демократии, которая через голосование жителей позволяет сформировать представительный орган муниципального образования, иные выборные органы, избрать кого-то на должности выборных лиц местного самоуправления. На муниципальном уровне выборы могут проводиться по одномандатным, многомандатным округам и по спискам. Федеральный закон 2003 г. допускает формирование представительного органа муниципального района посредством двухстепенных выборов. В этом случае главы городских и сельских поселений, а также отдельные депутаты представительных органов этих поселений делегируются в состав представительного органа района. 3) Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как элемент императивного мандата позволяет поставить выборных лиц через контроль избирателей. Отозванным выборное лицо считается в том случае, если за отзыв проголосовало не менее 50% избирателей, внесенных в списки для голосования в соответствующем избирательном округе или в муниципальном образовании.
4) Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится с целью выявления мнения населения в связи с предстоящими реформами. Голосование по указанным вопросам похоже на референдум, да и проводится по соответствующим правилам. Но в отличие от собственно референдума голосование в данном случае не всегда влечет принятие императивного решения. 5) Сход граждан проводится в муниципальном образовании, где не формируется представительный орган. Это сельские поселения с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. Следовательно, сход в таких муниципальных образованиях наделяется полномочиями представительного органа. 6) Правотворческая инициатива граждан в рамках муниципального образования может иметь место в случае, если, по мнению организаторов этого мероприятия, в системе муниципальных правовых актов существует пробел или есть необходимость изменить действующие нормы. В отличие от референдума, где правовой акт может быть принят жителями непосредственно и окончательно, суть правотворческой инициативы состоит в том, что орган или должностное лицо, в чьем ведении находится принятие инициированного населением правового акта, обязано рассмотреть его проект и решить его судьбу по своему усмотрению. 7) Публичные слушания - это обсуждение проектов муниципальных актов по самым важным вопросам муниципального образования. 8) Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц и осуществления территориального общественного самоуправления. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию). 9) Конференция граждан (собрание делегатов) проводятся в тех случаях, когда в силу многочисленности жителей на территории, которой касается обсуждаемый вопрос, нет организационных возможностей для проведения собрания. По сути, конференция представляет собой вторую степень опосредования в непосредственной демократии, поскольку делегаты конференции избираются на собраниях из числа их участников.
10) Опрос граждан есть инструмент выявления мнения населения с последующим его учетом при вынесении решений органами и должностным лицами местного самоуправления и государственной власти. 11) Обращения граждан предполагают их право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления индивидуально и коллегиально по любым вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, лиц и затрагивающим права и законные интересы населения в рамках муниципального образования. Этому праву жителей корреспондирует обязанность должностных лиц в течение месяца ответить заявителю в письменном виде по существу обращения. Таковы самые общие сведения о системе институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении, отраженных в Федеральном законе 2003 г., который допускает и другие формы непосредственной демократии. В законодательстве субъектов РФ и в муниципальных правовых актах чаще всего закрепляются такие формы, как наказы, выражение недоверия. 12) Наказы избирателей выборным лицам местного самоуправления представляют собой поручения избирателей по общественно значимым вопросам. Они даются депутатам, главе муниципального образования, членам других выборных органов местного самоуправления при встречах с избирателями на предвыборных мероприятиях и затем в ходе информирования о своей работе, о состоянии местных дел. 13) Выражение недоверия выборным и иным должностным лицам местного самоуправления может иметь место на собраниях (путем голосования) или в порядке опроса жителей с целью выявления их мнения по поводу качества работы руководителей муниципального образования или конкретных органов местного самоуправления. 14) На муниципальном уровне для воздействия на поведение властей, а также для информирования их о состоянии жизни населения широко используются мирные массовые акции. На демонстрациях, митингах и шествиях жители высказывают свое отношение к руководителям муниципального образования в связи с работой жилищно-коммунального хозяйства, уровнем заработной работников муниципальных школ и больниц и т. п. Формой проявления недовольства по аналогичным поводам стали пикеты жителей перед зданиями местных администраций, органов государственной власти субъектов РФ, в других публичных местах. Органы и должностные лица местного самоуправления: 1) Представительный орган муниципального образования создается во всех муниципальных образованиях, за исключением тех поселений, где число жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. Он состоит из депутатов, избираемых в соответствии с принципами избирательного права. Исключение из принципов равного и прямого избирательного права допускается при формировании представительного органа муниципального района, где представительный орган может включать глав поселений и депутатов представительного органа поселений, входящих в состав района. Срок полномочий представительного органа муниципального образования составляет от двух до пяти лет и определяется уставом муниципального образования. 2) Глава муниципального образования - это высшее должностное лицо муниципального образования. Избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из числа депутатов. В последнем случае является председателем представительного органа и не может быть одновременно главой администрации. При избрании населением глава муниципального образования либо возглавляет местную администрацию, либо руководит представительным органом, но не может одновременно занимать эти две должности. Исключение сделано для муниципального образования с численностью населения менее 1000 человек. В муниципальных районах, где представительный орган формируется в порядке делегирования, глава муниципального образования является его председателем. 3) Главой местной администрации может быть избираемый населением глава муниципального образования либо лицо, назначаемое по контракту по итогам прохождения конкурса, который проводится конкурсной комиссией в соответствии в порядком, устанавливаемым представительным органом муниципального образования. После прохождения конкурса претендент назначается на должность представительным органом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования. Условия контракта с главой местной администрации поселения утверждаются представительным органом муниципального образования, а в городских округах и муниципальных районах в части, касающейся исполнения отдельных государственных полномочий, - законом субъекта РФ. Срок действия контракта определяется в уставе муниципального образования. 4) Местная администрация в соответствии с Федеральным законом 2003 г. (ст. 37) - это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (является юридическим лицом), которым руководит глава на принципах единоначалия. В состав органа входят отраслевые, функциональные и территориальные органы - структуру утверждает представительный орган муниципального образования по представлению ее главы. Территориальное общественное самоуправление. В гл. 5 Федерального закона 2003 г., закрепляющую формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, включена ст. 27 «Территориальное общественное самоуправление» (ТОС). Формально ТОС можно отнести к институтам непосредственной демократии в местном самоуправлении. По сути, ТОС есть часть территориальной организации местного самоуправления, оно определяется в ч. 1 ст. 27 как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения. Осуществляется ТОС согласно ч. 2 ст. 27 проведением собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Таким образом, в организации ТОС используются институты непосредственной демократии в местном самоуправлении, равно как и органы, специально избираемые населением на собраниях, конференциях.Это означает что,ТОС - самостоятельный элемент системы (территориальной организации) местного самоуправления. ТОС осуществляется на части муниципального образования - подъезд жилого дома, дом, группа домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан. ТОС имеет свой устав, может являться юридическим лицом. В рамках ТОС населением или органами ТОС может решать часть вопросов муниципального образования в соответствующем масштабе. Элементом публичной власти считается местное самоуправление в целом, т. е. его структуры на уровне непосредственно муниципальных образований. ТОС не составляет отдельного уровня публичной власти. Но решая по поручению муниципального образования, отраженному в его уставе, отдельные вопросы жизни соответствующего микрорайона в городе, сельского населенного пункта, ТОС действует в пределах возложенных на него полномочий, т.е. обязательность решений и действий ТОС обусловлена предоставлением ему права участвовать в реализации части задач соответствующего муниципального образования. Понимая под ТОС самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения сближает в целом ТОС с местным самоуправлением, подчеркивает творческое начала как условие создания и деятельности ТОС. Однако помимо инициативы населения для создания ТОС требуется решение представительного органа муниципального образования. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Более того, ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ст. 27). ТОС создается не только по инициативе граждан, но и по инициативе представительного органа, а также главы муниципального образования. ТОС может иметь свою смету доходов и расходов, получать часть средств из бюджета муниципального образования. В ведение органов ТОС могут передаваться материальные объекты, относящиеся к муниципальной собственности, средства и муниципального бюджета; ТОС вправе привлекать инвестиции, заключать гражданско-правовые договора на выполнение услуг и работ для нужд ТОС, заключать трудовые договора-контракты и др. Таким образом, ТОС следует считать подвидом власти местного самоуправления. В уставе ТОС устанавливаются: территория, на которой оно осуществляется; цели, задачи, формы и основные направления деятельности; порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС; порядок принятия решений; порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; порядок прекращения деятельности. Дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могут. ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением через проведение собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся: установление структуры этих органов; принятие устава и внесение в него изменений и дополнений; избрание самоуправления; определение основных направлений деятельности; утверждение сметы доходов и расходов и отчета о ее исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности этих органов. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Органы ТОС: - представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; - обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; - могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; - вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Межмуниципальное сотрудничество своей основной целью имеет взаимодействие и сотрудничество муниципальных образований с тем, чтобы повысить эффективность осуществления местного самоуправления. Кроме того, межмуниципальное сотрудничество укрепляет связи между муниципальными образованиями различных уровней и регионов страны. Тем самым не только по Конституции РФ /1/ и законодательству, но и посредством межмуниципального сотрудничества местное самоуправление из локальных параметров перерастает в общегосударственную систему организации публичной власти на местном уровне, реализации интересов населения, осуществления и содействия осуществлению политических, народнохозяйственных и социально-культурных задач. В Федеральный закон 2003 г. включена специальная гл. 9 о межмуниципальном сотрудничестве. Закон предписывает обязательное создание совета муниципальных образований в каждом субъекте РФ. Надо полагать, такой совет призван обобщать и распространять передовой опыт муниципальной деятельности, а также содействовать отдельным муниципальным образованиям в лучшем достижении их задач в решении вопросов местного значения. Однако совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.Советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований (ст. 67 Закона). Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Указанные органы могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Таким образом, Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел широкую палитру возможностей для объединения усилий муниципальных образований, их населения, органов местного самоуправления в масштабах субъекта РФ, всей Российской Федерации. Нормы Закона должны содействовать рождению общегосударственной системы местного самоуправления, построенной на единстве конституционных и законодательных основ местного самоуправления и богатстве региональных инициатив в его осуществлении. /12/
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |