Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные формы и способы межмуниципального сотрудничества

Понятие и содержание межмуниципального сотрудничества

Межмуниципальное сотрудничество

 

Межмуниципальное сотрудничество подразумевает способы взаимодействия муниципальных образований в целях повышения эффективности решения вопросов местного значения. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» посвятил межмуниципальному сотрудниче­ству не только отдельную статью в «Общих положениях», но и специ­альную гл. 9, в которой достаточно четко обозначил формы, способы и направления межмуниципального сотрудничества.

По смыслу Закона межмуниципальное сотрудничество охватывает общественные отношения, связанные с категорией «местное самоуправление» и возникающие между различными муниципальными образованиями и органами местного самоуправления. Однако, в прин­ципе, нельзя исключать возможности объединений муниципальных образований - в рамках их сотрудничества - направлять свои пред­ставления, рекомендации и предложения в органы государственной власти по соответствующим вопросам в целях повышения эффектив­ности совместной деятельности в сфере местного самоуправления.

В целом межмуниципальное сотрудничество направлено на то, что­бы муниципальные образования на базе своей самостоятельности на межмуниципальном уровне решали собственные и общие для них проблемы, используя различные организационные формы межмуниципальных объединений, предусмотрен­ные законодательством и муниципальными правовыми актами.

При этом Федеральный закон 2003 г. содержит запрет для всех ви­дов межмуниципальных объединений вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их самостоятельность.

Что касается содержания работы союзов, ассоциаций и других объединений муниципальных образований, их органов и должностных лиц, то ее можно классифицировать как по территориальному уровню созда­ния, так и по основным направлениям реализации местного самоуправле­ния, по группам проблем, присущих всем муниципальным образовани­ям, или, наоборот, по вопросам, которые в большей мере выражены для того или иного региона.

В принципе, хотя практика межмуниципального сотрудничества еще складывается, уже просматривается ряд направлений, которым межмуниципальные объединения уделяют повышенное внимание. Прежде всего, это насущные межтерриториальные хозяйственно-экономические проекты, которые сложно, а то и невозможно решить отдельному муниципальному образованию. Это могут быть строительство общих транспортных путей, газификация и электрификация населенных пунктов, охрана окружающей среды и т. д.

В нынешних условиях актуальна проблема подготовки квалифицированных кадров для органов местного самоуправления. Для ее решения на союзы муниципальных образований могут быть возложены задачи подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправ­ления посредством организации методических семинаров, краткосрочных и долгосрочных курсов в специализированных центрах. С этой же целью возможно заключение договоров с учебными заведениями о целевой подготовке специалистов для органов местного самоуправ­ления.

На современном этапе развития местного самоуправления для всех без исключения муниципальных образований очевидна проблема их юридического обеспечения. Законодатель предполагает существование муниципального уровня правотворчества. Однако создать юридиче­скую службу, а порой даже иметь одного юриста в аппарате муници­пальных органов - проблема. Поэтому возможно создание на разных уровнях межмуниципального сотрудничества специальных подразде­лений, наподобие юридических консалтинговых фирм, назначение ко­торых оказание правовой помощи органам местного самоуправления, подготовка информации о состоянии законодательства, содействие в пополнении компьютерных справочных правовых систем, обобще­ние правоприменительной, в том числе судебной, практики по различ­ным направлениям деятельности органов местного самоуправления, проведение консультаций для руководителей и юристов муниципаль­ных образований.

В целях представления и защиты интересов местного самоуправле­ния ассоциации и союзы муниципальных образований могут вступать в отношения с органами государственной власти с тем, чтобы совершенствовать законодательство, консолидировать усилия представительных органов местного самоуправления при реализации права законодатель­ной инициативы в органах власти субъектов РФ, а также реализовывать интересы местного самоуправления на федеральном уровне.

Объединения муниципальных образований помимо универсальных задач могут решать и специфические для определенных видов муниципальных образований или регионов задачи. Так, союзы муниципальных районов в рамках межмуниципальной кооперации вправе сосредо­точить усилия на решении вопросов транспортного обслуживания населения, строительства дорог, предоставления услуг связи и пр. В рай­онах с крайне неблагополучной экологической ситуацией решение проблем охраны может быть в центре внимания межмуниципального сотрудничества природной окружающей среды. Предметом повышен­ного внимания союзов и ассоциаций местного самоуправления в ряде районов страны являются интересы коренных малочисленных народов на территориях их компактного проживания.

 

 

В Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены различные организационные формы и способы межмуниципального сотрудничества. Это советы муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации, общероссийское объединение муни­ципальных образований, межмуниципальные хозяйственные общества и некоммерческие объединения муниципальных образований. Кроме того, Закон допускает возможность с учетом особенностей территори­альной и организационной основы муниципальных образований иных объединений в рамках межмуниципального сотрудничества.

Согласно ст. 9 и 66 Закона в каждом субъекте РФ в обязательном порядке создается совет муниципальных образований. Организация и деятельность совета осуществляется в форме ассоциаций в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». /46/

Закон не определяет, в каком порядке создаются подобные сове­ты, кто является их членом. А это важный момент в связи, во-первых, с наличием разных по уровню муниципальных образований, во-вторых, с определением того, кто будет представлять муниципальное образова­ние в совете.

При решении первого вопроса нет четкости, должен ли совет субъ­екта РФ состоять из делегатов от всех муниципальных образований, созданных в субъекте, или же из представителей от групп субъектов, например, от муниципального района один представитель от районно­го звена, другой - от поселений, входящих в район. Думается, логика здесь должна быть простой: если это совет муниципальных образова­ний данного субъекта РФ, в совет должны войти представители всех муниципальных единиц. Этот вывод подтверждается и тем фактором, что Закон 2003 г. называет органом объединения съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта РФ. Естественно, это будет большой по численности орган. Однако в полном составе он может собираться не часто, а для текущих дел изберет из своей среды бюро совета или иной аналогичный орган.

Не совсем простым является и второй вопрос. Казалось бы, в ка­честве представителя муниципального образования в совете субъекта РФ лучше видеть главу муниципального образования. Однако, глава муниципального образования может быть одно­временно главой местной администрации, и в этом случае есть еще отдельный глава представительного органа муниципального образова­ния, который вправе представлять свою единицу в совете муници­пальных образований субъекта. Скорее всего, определение такого представителя надо отнести к компетенции представительного органа муниципального образования. Тем более, что согласно ч. 10 ст. 35 Федерального закона 2003 г. именно в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится «определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества».

В Законе 2003 г. закреплены наиболее важные полномочия съезда (собрания членов) совета муниципальных образований, в том числе утверждение устава совета, размеры и порядок уплаты членских взно­сов, избрание органов управления.

Второй (по вертикали вверх) уровень межмуниципального объеди­нения - федеральный. Часть 2 ст. 8 Федерального закона 2003 г. гла­сит: «В целях организации взаимодействия муниципальных образова­ний, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации со­трудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов РФ могут об­разовывать единое общероссийское объединение муниципальных об­разований».

До принятия Закона 2003 г. на общероссийском уровне существо­вало несколько видов объединений муниципальных образований (Конгресс муниципальных образований, Союз городов, Союз малых городов и др.). Все они были добровольными: в их состав входили кон­кретные муниципальные образования. Названный Конгресс пытался выступать общим центром объединения, что не всегда ему удавалось и не препятствовало деятельности других союзов. /47, 48/

Федеральный закон 2003 г. отражает идею одного, «глобального» объединения муниципальных образований для всей страны. Правда, если советы муниципальных образований субъектов РФ создаются в обязательном порядке, то общероссийское объединение муници­пальных образований создается по воле большинства субъектов РФ. Согласно ст. 67 Закона советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муници­пальных образований при условии, если в его состав входят советы му­ниципальных образований не менее двух третей субъектов РФ.

Закон не исключает существование других объединений муниципальных образований. И все-таки он нацеливает, хотя и в мягкой форме, на их вхождение в единую структуру. «В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований» (ст. 67).

Роль единого федерального объединения не ограничивается перечисленными выше задачами внутригосударственного характера. Его можно считать и главным центром в плане международного сотруд­ничества Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления в стране. В соответствии со ст. 67 Закона: «Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом РФ, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по со­ставу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для уча­стия в Конгрессе местных и региональных властей Европы».

Новое единое общероссийское объединение муниципальных образований - Общероссийский конгресс муниципальных образований - учреждено 7 июля 2006 г. В соответствии с уставом Конгресса его руководящими органами являются:

- общее собрание членов Конгресса, которое включает представите­лей советов и ассоциаций муниципальных образований субъектов РФ;

- президент Конгресса - избирается общим собранием сроком на три года и является единоличным исполнительным органом Конгресса;

- президиум Конгресса - формируется общим собранием сроком на три года и руководит деятельностью Общероссийского конгресса в период между заседаниями общего собрания. Президиум состоит из 15 человек, включая президента Конгресса, который входит в президи­ум по должности.

В учредительном собрании Общероссийского конгресса муници­пальных образований приняли участие 67 советов и ассоциаций муни­ципальных образований субъектов РФ. По состоянию на 2008 г. членами Конгресса являлись 83 субъекта РФ (данные до объединения ряда субъектов в новые субъекты РФ), которые включали в себя 92% всех муниципальных образований России. В некоторых субъектах РФ пока не созданы советы муниципальных образований.

Среди основных направлений деятельности Общероссийского кон­гресса муниципальных образований в первую очередь такие:

- мониторинг федерального законодательства с целью отслеживания интересов местного самоуправления и участие в федеральном законодательном процессе;

- организация взаимодействия с федеральными органами государственной власти в части представления интересов местного самоуправ­ления;

- консультативно-методическое и организационное содействие деятельности советов муниципальных образований субъектов РФ, обеспечение их взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ;

- содействие созданию системы подготовки кадров для органов мест­ного самоуправления;

- осуществление в установленном порядке международной деятельности.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает и возможность межмуниципального сотрудничества также посредством создания различных межмуниципальных хозяйствующих организаций. Закон определяет, что представительные органы муниципальных образований для совмест­ного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответствен­ностью (ст. 68).

Межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами. Государственная регистрация этих обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 1 декабря 2007 г.). /13/

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Некоммерческие организации муниципальных образований осуществляют свою дея­тельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными зако­нами. /68/

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обеспечение прав и свобод, безопасной жизни граждан, организация охраны общественного порядка | Вопросы. 1. Какой объем полномочий закреплен за органами местного самоуправления в сфере планирования социально-экономического развития муниципального образования?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.