Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурирование рынка нефтегазовой продукции

Структура отраслевого рынка

Организация рынка товаров нефтяной и газовой промышленности.

В экономической литературе имеется множество определений рынка. Ни одно из них не считается полностью совершенным. Далее будем исходить из понятия рынка, данного в [18]: «Рынок - это совокупность форм взаимовыгодных отношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности взаимовыгодного обмена, т. е. возможности продавцам с выгодой для себя продать, а покупателям с выгодой для себя купить необходимые товары».

В организации товарных рынков большое значение имеют биржи. Например, группа ММВБ реализует проекты по организации и развитию биржевых товарных рынков через ЗАО «Национальная товарная биржа». НТБ учреждена 3 июля 2002 года, зарегистрирована 29 июля 2002 года. Основным направлением развития НТБ является организация биржевого товарного рынка (наличного товара, производных инструментов) в России с максимальным охватом региональных участников товарного рынка.

НТБ имеет большой опыт в проведении государственных мероприятий по регулированию товарного рынка. В 2002 году НТБ получила лицензию Комиссии по товарным биржам при МАП России на организацию биржевой торговли по ряду товарных групп, в том числе по энергоносителям (нефть и нефтепродукты, газ и газовый конденсат, уголь).

Для российской нефтепереработки характерна очень высокая концентрация единичных мощностей по переработке и, следовательно, колоссальное транспортное «плечо» перевозки нефтепродуктов. Это подтверждается данными, приведенными в табл. 3.

 

 

Таблица 3.

Сопоставительная характеристика размещения нефтепереработки в России и развитых странах мира, 2001 г.

 

Характеристики Россия США Канада Страны Япония Страны
        Западной   бывшего
        Европы   СССР (без
            России)
Количество действующих заводов дов*            
           
Мощность НПЗ, млн. т в год 273,1          
Фактическая переработка нефти,            
млн. т в год 173,8          
Средняя производительность            
одного завода, млн. т в год 6,6 5,3 4,1 6,1 6,1 3,2
Площадь снабжения            
нефтепродуктами            
с одного завода, тыс. км2 609,8 62,3 356,3 97,7 10,4 253,5

*Без мини-НПЗ

Важно приблизить НПЗ как к местам потребления нефтепродуктов, так и добычи нефти для поставки сырья на эти новые предприятия по нефтепроводам (регион Дальнего Востока, Северный регион, Южный и др.). Поскольку мини-НПЗ не решают проблем глубокой переработки и качества — это должны быть нормальные заводы.

 

Под структурой понимается основной стержень системы. В организации отраслевых рынков (ООР) под структурой отраслевого рынка понимается состояние рынка отрасли с позиций свободы конкуренции между её субъектами хозяйствования. Это состояние определяется с использованием системы показателей, характеризующих степень монополизации отрасли. Такими показателями выступают концентрация и дифференциация (многообразие) отраслевого рынка.

Типы рынков углеводородной продукции (монополия, олигополия и др.).

Особенности формирования и структурного построения рынков нефти, газа и нефтепродуктов в России.

Сегментация рынка продукции нефтяной и газовой промышленности.

Отрасли нефтяной и газовой промышленности относятся к числу крупных базовых отраслей национальной экономики России. Номенклатура продукции нефтяной и газовой промышленности исчисляется множеством наименований. Физический объем ежегодного производства отдельных групп нефтегазовой продукции исчисляется миллионами тонн. В этой отрасли национальной экономики вырабатывается более 10% промышленного объема продукции страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие производства товаров нефтяной и газовой промышленности в России | Структура рынка углеводородных газов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.