Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательные возможности современного служебного коллектива сотрудников ОВД




«Весь персонал правоохранительного органа – групповой субъект правоохранительной деятельности, мощный источник педагогических влияний на каждого сотрудника – воспитательных, обучающих, развивающих, мобилизующих, организующих. Степень воздействия этих влияний зависит от уровня педагогической сформированности персонала, от того, насколько он является подлинным коллективом»[7].

Можно указать на определенные сложности, процессы, протекающие в обществе и влияющие на процесс воспитания в служебном коллективе:

– воспитательная работа проводится в условиях неопределенности и размытости нравственных идеалов, ценностных ориентаций, мотивации молодежи на образование и воспитание;

– у значительной части молодежи проявляется в настоящее время тенденция снижения уровня социальной ответственности за свои действия и поведение в целом;

– формируется нигилистическое отношение к историческому опыту России, гражданственности и патриотизму;

– образование и воспитание не рассматривается как жизненно необходимая ценность, в значительной мере утерян интерес к саморазвитию;

– на сознание общества заметно влияют ощущения потери прежних идеалов, что приводит к определенной социальной беспомощности, склонности к негативизму при оценке социальных процессов современности.

Ранее организационно-педагогическая система воспитания опиралась на стандартизированный набор форм и методов и не реализовывала в полной мере личностно ориентированные подходы, в центре педагогического процесса была не личность обучаемого и воспитуемого, а массовые формы педагогической деятельности. В настоящее время в системе МВД России необходимость знаний основ педагогики каждым сотрудником не подвергается сомнению, имеет место социально-педагогическое осмысление процессов формирования, становления и развития личности обучаемого, научно обоснованное и умелое сочетание новаций и традиций воспитания.

В процессе воспитания необходимо помнить о соблюдении принципов, на основе которых строится этот процесс и от которых зависит его успешность:

– понимание воспитуемыми смысла предъявленных к ним требований, осознание их целесообразности, то есть все воспитательные воздействия должны быть законными, и в случае необходимости должны быть разъяснены их значение и смысл;

– недопустимость в педагогическом общении панибратства, попустительства и уговаривания;

– несовместимость требовательности с грубостью или унижением личного достоинства воспитуемого;

– отсутствие в требовательности формализма, черствости к людям и мелких придирок;

– отсутствие субъективизма в педагогической требовательности: не должны проявляться плохое настроение, раздраженность воспитателя, его антипатия или выраженная расположенность к тем или иным сотрудникам;

– владение педагогом техникой предъявления требований, постоянное и рациональное соблюдение педагогического такта;

– сочетание требовательности к другим с требовательностью педагога к себе.

Кратко и выразительно определил направление работы с коллективом А.С. Макаренко[8]: форма жизни коллектива – движение вперед, форма смерти – остановка. Пагубна атмосфера повседневности, «текучки», похожая на бег по кругу: все каждый день до предела загружены, что-то все время делают, спешат, но нет ощущения пользы, растет чувство бесполезности прилагаемых усилий, и в мысли закрадывается вывод, что не нужно напрягаться.

Необходимо педагогически грамотно организовывать жизнь и деятельность коллектива правоохранительного органа, нацеливая его на достижение конкретной цели (результата) в определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год), а по завершении одной работы – переключать на другую, более значимую и сложную и т. д. Цели должны быть конкретными, достижимыми при напряженной работе, измеримыми качественно и количественно.

Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности. Проведение внутриколлективных конкурсов и состязаний, участие групп и отдельных представителей коллектива в различных внеколлективных конкурсах и состязаниях, организация кружковой работы, работы с семьями, совместное проведение части досуга, посещение спектаклей и концертов, организация самодеятельности, участие в субботниках, благоустройстве территории и общежития, коллективная разработка особой эмблемы, девиза, обычаев, норм поведения специально для своего коллектива, участие в шефстве над ветеранами (особенно одинокими стариками) и т. п.

Опыт свидетельствует о большом коллективизирующем эффекте регулярных спортивных соревнований между подразделениями органа внутренних дел, командами коллективов других правоохранительных органов, действующих на одной территории или смежных. Это могут быть соревнования по отдельным видам спорта и комплексные ежегодные спартакиады – летние и зимние.

Такая организация жизни коллектива разнообразит служебные будни, расширяет сферу, число и продолжительность окрашенных положительными эмоциями и положительными воспитывающими влияниями событий, сильно развивает коллективистские настроения, чувство принадлежности к определенному единству людей – «Мы». Неформальная обстановка позволяет людям раскрыться иначе, увидеть друг друга не выполняющими обязанности, а обычными людьми, быть человечнее, налаживать более тесные личные отношения, достигать большего взаимопонимания, лучше чувствовать свое единство.

Красной нитью во всех рассуждениях у А.С. Макаренко проходит мысль о том, что успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.