Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни и формы коммуникативного процесса

Межличностное взаимодействие происходит на двух основных уровнях:

1) уровень межличностного общения (начальник – подчиненный, преподаватель – курсант);

2) уровень межгруппового общения:

а) личность общается с группой (начальник проводит совещание);

б) группа общается с группой (футбольный матч, драка).

Другая классификация предполагает выделение следующих уровней общения:

1) конвенциальный уровень общения – представляет собой полноценное человеческое общение. Человек испытывает потребность в контакте, у него возникает так называемая установка на внешнюю коммуникацию («поговорить бы с кем-то...»). И если есть реальный партнер, человек интуитивно готовится к «пристройке рядом». В качестве условия контакта предполагается, что он поочередно будет то говорящим, то слушающим. Контакт на конвенциальном (согласованном) уровне требует от партнеров высокой культуры общения, и он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем. В реальном общении обнаруживаются уровни, как лежащие выше конвенциального уровня, так и лежащие ниже него;

2) примитивный – самый низкий уровень общения, предполагающий «пристройку сверху» и использующий в своем арсенале пренебрежение, ссоры, конфликты, рукоприкладство, угрозы, нецензурную лексику. Партнер, заговорив, отнюдь не считает обязанным мириться с ролью слушающего, настраиваться на контакт с вами;

3) манипулятивный уровень общения занимает промежуточное положение между примитивным и конвенциальным. Субъект, избирающий партнерство на этом уровне, по своему подходу к другому человеку близок к примитивному уровню, но по исполнительскому мастерству приближается к конвенциальному уровню общения. В целом, характеристика манипулятора такова: для него партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, – материально или психологически. В фазе направленности на партнера манипулятор заранее изготавливается к подчинению себе собеседника, к пристраиванию к нему «сверху». Идут в ход «расставление ловушек», усыпление бдительности лестью, использование «слабых мест», тайные «уколы» с целью во что бы то ни стало выиграть «игру». «Противоманипулятивная» защита требует большой выдержки и опыта, и очень важно не подыгрывать такому партнеру, а «выходить из игры». Коммуникация характеризуется тем, что в человеке видят лишь необходимый инструмент для извлечения выгоды. Если надо, при этом имитируется внимательность, учтивость, заинтересованность;

4) стандартизованный уровень общения – это «контакт масок» – маска вежливости, маска безучастности, маска любезности. Фаза направленности на партнера здесь неудовлетворительна и подлинного желания контакта не отмечается. Общение в этом случае страдает обезличенностью. В какой-то мере это следствие необходимости вступать ежедневно в многочисленные контакты, под которыми понимают не только разговоры, но и контакт глаз, безмолвный обмен приветствиями. Человек психологически оказывается неспособным, что называется, вложить душу в общение, поневоле оно свертывается, формализуется. Постоянное общение в маске становится препятствием на пути к самовыражению;

5) деловой уровень общения идеально подходит для коллектива. Им определяется культура взаимоотношений между деловыми людьми. Партнер считается с вашим характером, возрастом, личными взглядами, вкусами. Однако при этом во главу отношений ставится общая связывающая вас цель (и уже только поэтому это не манипуляция), которая и определяет ход контакта. Деловитость в общении нужна отнюдь не только предпринимателям. Ведь у любой семейной пары тоже есть общее дело, например, сохранение нормального психологического климата, стремление избежать грубых, примитивных контактов;

6) на игровой уровень общения мы выходим только с людьми, которых уже хотя бы немного знаем и с которыми нас связывает определенное чувство, если не взаимное, то, по крайней мере, не омраченное обидами и разочарованиями. Владение игровым уровнем требует немалого артистизма, духовной утонченности. В этом, может быть, заключена загадка обаяния человека. Под игрой здесь понимается направленность на импровизацию, гротеск. Такого рода игры не только создают атмосферу радости, но и говорят о богатстве, неповторимости личностного взаимодействия ее участников;

7) духовный – издревле считается самым высоким уровнем общения, где партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало порождает чувство сродни благоговению. Любая беседа может перейти на духовный уровень, если только тема послужила поводом для проникновения собеседников в глубины собственной души и души собеседника. Загадки мироздания, проблемы добра и зла, любовь, поэтические и музыкальные образы, сфера духа выводят иногда людей на духовное общение. Этот уровень, как видно уже из названия, характеризуется наибольшей степенью обращенности к личности, требует порою значительных внутренних усилий, на которые, увы, далеко не все способны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стороны общения – коммуникация, интеракция, пер­цепция | Условия эффективности общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.