Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Лекция №1

Добрый день.

Запишите литературу, которая поможет вам при подготовке к семинарскому занятию:

1. Социальная педагогика под ред. М. А. Галагузова, М: Владос, 2003

2. Ф.А. Мустаева Основы социальной педагогики, М: Академ проект, 2002

3. Иванов А.В. Социальная педагогика, М: «Дашков и К», 201

4. Социальная педагогика под ред. В.А.Никитина, М: Владос, 2000

Тема нашей сегодняшней лекции:

В данной лекции мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность»

2. Основные формы социальной помощи детям в Древней Руси.

3. Формирование государственного призрения детей с XVII до первой половины XIX в.

4. Изменение отношения государства к благотворительности и милосердию после революции 1917 г.

 

 

Начнем нашу первую лекцию с рассмотрения вопроса - Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность».

 

Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, а так же опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.

Если говорить о социальной педагогике как области практической деятельности, то необходимо четко разграничивать социально-педагогическую деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных, граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.

Социально-педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни.

Надо сказать, что на протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим.

Отношение к людям, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить свое полноценное существование, в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным. От физического уничтожения слабых и неполноценных людей, до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией.

Аксиологическая позиция - система устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений.

Аксиологическая позиция определяется идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах

развития российского общества и государства.

 

Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосердие», на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.

 

Милосердие - это готовность бескорыстно помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В.Далю, "любовь на деле, готовность делать добро всякому".

 

Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся.

В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых благотворительность.

 

Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы.

Формы выражения благотворительной деятельности:

- передача имущества, в том числе денег

- бескорыстное выполнение работ, оказание услуг

- иная поддержка

 

Так же к благотворительности относятся:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия. В развитии человеческого общества выделяются следующие этапы и соответствующие им типы образования: 1 | Социальная помощь - работа с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.