Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности функций и методов инновационного менеджмента




Цели, характер и содержание инновационной деятельности определяют особенности и значительное отличие инновационного менеджмента от его традиционных видов. Целью инновационного развития любых инновационных систем разного уровня иерархии (начиная с государственного уровня и кончая малым инновационным предприятием) является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка.

Под функцией менеджмента подразумевают определенные возможности управленческой деятельности, направленные на осуществление определенных воздействий на инновационный процесс.

К основным функциям инновационного менеджмента относятся:

- прогнозирование (предсказание);

- формирование инновационных целей;

- планирование;

- координация;

- организация;

- стимулирование (активизация);

- контроль.

Названные функции очерчивают предметные сферы управленческой деятельности, каждая из которых направлена на решение специфических и разнообразных вопросов взаимодействия между отдельными подразделами фирмы, которые нуждаются в осуществлении большого количества конкретных мер.

1. Прогнозирование. Функция прогнозирования (от грец. prognosis — предсказание) в инновационном менеджменте направлена на разработку прогнозов научно-технического развития на длительную перспективу. Под прогнозом понимается научно обоснованная мысль о возможных изменениях технико-экономического, технологического, социального состояния объекта управления в целом и его отдельных частей. Прогноз — это итог выводов, эмпирических данных и обоснованных предположений, о направлениях развития в будущем. Особенностью прогнозирования инноваций является его альтернативность и многовариантность направлений в создании инноваций. Альтернативность означает возможность выбора одного решения из взаимоисключающих возможностей. Для составления прогноза о будущем состоянии объекта необходимы научные исследования закономерностей и тенденций развития общества, научно-технического прогресса, социальных потребностей, технических возможностей отрасли, предприятия, и его экономической деятельности.

Во время разработки прогноза от специалистов требуется соблюдение объективности и научной добросовестности и недопущения субъективизма в оценке прошлого, нынешнего и будущего. Следовательно, прогнозирование — это не только функция современного менеджмента, которая базируется на исследовании, но и стиль функционирования всей системы инновационного управления, определенный тип организации деятельности управленческого персонала (требования, ответственность, нормативы, мотивация). Прогнозирование невозможно без творчества. В этом процессе важное значение имеет правильное определение тенденций, которые намечаются, виденье будущего развития организации.

Виденье определяет цель, которая, в свою очередь, выплывает из определенной стратегии, которая показывает, где организация планирует очутиться в определенное время.

Основным заданием функции прогнозирования является поиск самых эффективных путей развития исследуемого объекта на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций его изменений. В системе инновационного управления прогноз обеспечивает решение таких важных заданий:

- определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозирующего объекта;

- оценка экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития объектов прогноза;

- определение мероприятий, необходимых для обеспечения внедрения одного из вариантов прогноза;

- оценка необходимых ресурсов для осуществления намеченных программой мероприятий по развитию объекта.

Существует большой арсенал методов прогнозирования, это: методы экстраполяции, экспертные (эвристические методы), метод написания сценариев, метод Дельфи, метод Монте-Карло, метод коллективной генерации идей и др.

Прогнозирование инноваций — это способ определить ход событий в будущем, исходя из того, которое происходило в прошлом. Следовательно, все методы прогнозирования основываются на анализе тенденций. Выделяют пять типов прогнозов, построенных на анализе тенденций:

1) Предположение — наличие возможной корреляционной зависимости какой-либо инновации от наблюдающих тенденций.

2) Метафора (грец. metaphora — перемещение) или аналогия. Этот тип прогноза означает выявление общих черт или подобия у нескольких объектов или процессов.

3) Квазимодель (от лат. quasi — будто) то есть почти модель. Эта модель помогает проверить прогнозы развития какого-либо процесса.

4) Эмпирическая модель (от грец. ерлеириа — опыт). Эта модель строится на опыте. Она предусматривает будущее с помощью математической зависимости, которая согласовывается с эмпирическими параметрами.

5) Аналитическая модель. Эта модель означает предсказание и объяснение последовательности событий с помощью фундаментальных законов, которые имеют широкое приложение.

Методы экстраполяции. Эти методы применяются для предсказания того, что существующие тенденции развития прогнозируемого объекта сохранятся в будущем. При этом будущее рассматривается как прямое и непосредственное продолжение прошлого (нынешнего).

Основными источниками исходной информации для прогнозирования является:

- статистическая, финансово бухгалтерская и оперативная отчетность организаций;

- научно-техническая документация с результатами выполнения НИОКР, включая обзор, проспекты, каталоги и другую информацию, о развитии науки и техники как в своей стране, так и за рубежом;

- патентно-лицензионная документация, научные публикации.

Методы экстраполяции дают возможность использовать накопленный прошлый опыт и текущие предположения относительно будущего, с целью его определения. Прогнозирование с помощью экстраполяции в известной степени дает возможность предусмотреть разработку новых технологий, которых можно ожидать, исходя из тенденций развития, когда это может произойти и насколько это допустимо экономически.

Однако экстраполяция тенденций не предусматривает понимания причин, которые лежат в основе какого-либо явления. Достаточно того, что эти (скрытые) причины не изменяются во времени. Когда возникают изменения в равновесии сил, то появляется необходимость объяснения, создания концепций, теории моделей, которые сделают возможными получения более сложных прогнозов, точность которых будет зависеть от надежности и полноты информации.

Метод экспертных оценок используется преимущественно в долгосрочных прогнозах. Прогнозирование осуществляется на основании суждения (мысли) эксперта (группы экспертов) относительно поставленного задания. Экспертами выступают квалифицированные специалисты по конкретной проблеме, которые могут сделать достоверный вывод об объекте прогнозирования. В сущности, мнение специалиста — это результат логического анализа и обобщения процессов, которые касаются прошлого, нынешнего и будущего, на основе личного опыта, квалификации и интуиции.

Метод экспертных оценок имеет несколько видов:

- индивидуальная экспертная оценка;

- коллективная экспертная оценка;

- метод психоинтеллектуальной генерации идей;

- метод экспертных комиссий и др.

Для проведения индивидуальной экспертизы применяется морфологический анализ, метод попарного сравнения вариантов, оценки, наподобие интервью.

В основе метода морфологического анализа (разработанного швейцарским ученым Цвикки) лежит условие полноты учета во время прогнозирования всех известных возможностей и характеристик определенного объекта, который дает возможность получить всю совокупность информации со всеми альтернативными решениями исследуемой проблемы.

Коллективные экспертные оценки отображают, как правило, обобщенные взгляды экспертов или их большинства, которое дает возможность смягчить субъективность и недостаточную компетентность отдельных индивидуальных оценок.

Метод написания сценариев. Сценарий инноваций — это упорядоченная во времени последовательность эпизодов выбора инновационной политики, методов ее реализации, то есть логическая последовательность событий, которые показывают шаг за шагом, как будут разворачиваться события в будущем. Метод написания сценариев заключается в подборе коллектива специалистов для составления сценария будущего развития процессов, которые могут обнаруживать и оценивать потенциальные последствия, которые при этом могут возникнуть. Цель написания сценария — создать гипотетическую будущую ситуацию из инновационного развития. Ценность сценария тем выше, чем меньший уровень неопределенности, то есть чем больший уровень согласованности взглядов экспертов на будущие события

Сценарий имеет такие позитивные качества:

- это самый эффективный метод нетрадиционного мышления;

- вынуждает специалистов, которые разрабатывают инновационные прогнозы, погружаться совсем в незнакомый мир будущего, а не рассматривать только его варианты, которые предусматривают простые проекции нынешнего в будущее;

- вынуждает специалистов обращать внимание на детали и процессы, какие они могли легко выпустить из поля зрения, когда бы ограничивались только общими рассуждениями;

- является важным мероприятием для изучения будущей ситуации (инновационной, хозяйственной, политической), полученной в процессе проведения любой игры

Метод Дельфи — это метод прогноза, во время использования которого в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкеты для выяснения их мысли относительно будущих гипотетических событий. Название этот метод получил от имени знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (Дельфийский оракул).

Основные особенности этого метода таковы:

- полный отказ от личных контактов между экспертами, которые опрашиваются по определенной проблеме;

- обеспечение экспертов необходимой информацией, включая и обмен мнениями между ними после каждого тура опроса;

- обеспечение анонимности, аргументации и критики оценок.

Целью метода Дельфи является получение прогнозов, более надежных в сравнении с анализом, проведенным одним специалистом. Опрос экспертов проводится в несколько туров с помощью анкет — специальных листков. Анкеты анализируются и данные статистически обрабатываются с учетом замечаний экспертов. Главная позитивная особенность этого метода разработки сценария заключается в том, что он дает возможность избегать действия психологических факторов, таких как, например, давление со стороны другого лица, личная антипатия к кому-либо, чрезвычайное внимание к мнению определенных лиц и так далее Метод Дельфи считается самым эффективным в прогнозе будущих событий.

Метод Монте-Карло (назван именем города, который известен своими игральными домами) — это метод имитации для приблизительного воссоздания реальных явлений. Он объединяет анализ чувствительности (восприимчивости) и анализ розподилювання вероятностей входных переменных. Этот метод дает возможность построить модель, минимизируя данные, а также максимизируя значения данных, которые используются в модели. Построение модели начинается с определения функциональных зависимостей в реальной системе. После чего можно получить количественное решение, используя теорию вероятности и таблицы случайных чисел.

В последнее время в корпорациях значительное распространение приобретает интересное и эффективное средство прогнозирования проблем инновационного (стратегического) характера — так называемые упражнения Мерлина. Они являют собой комбинацию свободной формы моделирования и планирования сценария. Упражнения Мерлина начинаются с просьбы к участникам спроектировать себя в любой период будущего, например, через 10 лет. Они представляют, что их фирма станет ведущей в стране (или мире) и успешно будет конкурировать на рынке. В первый день выполнения упражнения участники игры пишут сценарии, создают картины будущего, ведут разговоры друг с другом о том, как это все реально будет выглядеть и как этого достичь, ищут направления, пути, чтобы успех был реальным. На второй день участники команды могут писать о стратегических намерениях для мнимого будущего — реальную игру, в которую они будут играть в течение следующих 10 лет с тем, чтобы это будущее реально было достигнуто. В дальнейшем участники возвращаются в современные условия, находя основные вехи, с которыми они будут иметь дело в период десятилетия, чтобы предусмотренный ими успех стал реальностью. Когда вехи обозначены, группы оценивают их сильные и слабые стороны и то, как они будут конкурировать, чтобы их желаемое будущее осуществилось. На предприятии с целью проведения «упражнений Мерлина» выделяются специальные зоны для тренировки. Команды вначале изучают ситуацию в комплексе: производственная среда, стартовые позиции, проводят моделирование нескольких вариантов идей. Такие модели включают все аспекты производственной системы, инновации, риски, ресурсы, инновационную политику, стратегии, социальные аспекты. Зоны для тренировки содействуют развитию системного мышления, инициирующие творчество, тягу к знаниям, стремлению к победе.

2. Формирование инновационных целей. Процесс формирования инновационных целей является одной из важных процедур инновационного менеджмента и составляющей всех плановых расчетов в инновационной сфере.

Инновационные цели связанные с миссией фирмы, стратегиями, жизненным циклом инноваций и организации в целом и являются ориентиром инновационной деятельности на заданные периоды.

Конечная цель инновационного менеджмента заключается в том, чтобы обеспечить долгосрочное функционирование предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и конкурентоспособности инновационной продукции.

Общая классификация целей инновационного менеджмента представлена по таким критериям:

- уровнем (стратегические, тактические);

- состоянием среды (внутреннее, внешнее);

- содержанием (научные, технические, экономические, организационные, социальные, политические);

- приоритетностью (приоритетные, постоянные, разовые, традиционные);

- периодом действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

- функциональной структурой (НИОКР, производство, персонал, финансы, маркетинг);

- стадиями жизненного цикла инновации (возникновение, рост, зрелость, спад, завершение жизненного цикла);

В больших организациях (корпорациях) разрабатывается «дерево целей», в котором инновационные цели составляют определенный иерархический уровень.

Дерево целей являет собой упорядоченную иерархию целей, которая отображает их внутренние взаимосвязи и соподчинение, основное содержание которого заключается в способе перехода от глобальной (основной) цели к совокупности подцелей. Дерево целей имеет несколько (З—4) уровней, их количество определяется конкретными условиями, уровнем информации, сложностью объекта, квалификацией экспертов, ресурсными возможностями, необходимостью точного прогноза. Цели показывают направление действий системы управления, ее конечный результат.

На каждом уровне дерева целей комплекс подцелей должен быть достаточным и необходимым для достижения высшего уровня целей.

Цели инноваций должны быть конкретно сформулированными и измеримыми. По содержанию они могут иметь научный, технический, экономический, социальный, политический характер и быть ориентированными на решение производственных, кадровых, социальных, экологических, технических заданий развитию организации.

Цели инноваций должны быть достаточно точно ориентированными во времени с точки зрения достижения определенных результатов. Исходя из этого, инновационные цели могут характеризоваться как долгосрочные, средне- и краткосрочные. Процесс формирования целей является одной из важных процедур инновационного менеджмента, а также составляющей и главным пунктом формирования инновационных стратегий всех плановых расчетов в инновационной сфере. Следует отметить важность правильной формулировки инновационных целей. Она должна отвечать таким требованиям:

- начинаться с глагола в неопределенной и повелительной форме, которая характеризует выполнение действий («розробити», «покращити», «підвищити», «довести»);

- конкретизировать конечный результат в количественном и качественном выражениях;

- конкретизировать максимальную величину расходов, ограничения, на использование ресурсов («на реализацию инновационной программы выделить не больше как... денежных единиц, или «в рамках существующего бюджета»);

- обусловливать «как» и «что» будет сделано, кто отвечает;

- быть утвержденным как управленческое решение и зафиксировано в письменном виде в определенном документе.

Например: ЦКБ машиностроения в течение квартала до 15 сентября текущего года снизить вес устройства на 25 %. Расходы на работу подлежат специальному финансированию.

3. Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обосновании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с принятыми прогнозами и целями развития, возможностей ресурсного обеспечения, инновационного потенциала организации, спроса рынка. Функция планирования охватывает весь комплекс мероприятий как из разработанных плановых заданий в инновационном процессе, так и из внедрения их в практику.

Значение функции планирования заключается в том, что в процессе плановых расчетов обеспечивается детализация целей инновационной деятельности, доведения их, к отдельным структурным подразделениям и исполнителям, определению состава необходимых ресурсов, согласования очередности и сроков реализации проектов, программ и отдельных работ, установленных на определенный период. Необходимость функции планирования и усиления ее роли в обеспечении конкурентоспособности организаций в современных условиях связанны с расширением масштабов и осложнением инновационных проектов, расширением кооперации в инновационной сфере

Процесс планирования базируется на анализе и оценке:

- факторов внешней и внутренней среды;

- инновационного потенциала организации, производственных возможностей;

- НИОКР новых технологий, новых образцов продукции;

- финансового состояния и финансовых возможностей.

В рамках целостной системы инновационного менеджмента функция планирования выполняет такие основные задачи:

- структуризацию целей инновационной деятельности и доведения их к исполнителям;

- формирование программы мероприятий, научных, технических и производственных заданий, решение которых обеспечит достижение намеченных целей;

- взаимосвязь во времени и пространстве намеченных целей, мероприятий и исполнителей;

- оценку материальных, финансовых, научно-технических ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ и проектов;

- регулярность процесса выполнения видов работ согласно инновационным программам.

Разнообразие заданий планирования в инновационном менеджменте определяет необходимость выработки планов по таким направлениям:

- проведение научно-исследовательских работ, лабораторных исследований;

- изготовление образцов новой продукции, видов новой техники;

- организация и проведение опытно-конструкторских работ;

- подбор необходимого сырья, материалов, для изготовления образцов новой продукции;

- разработка технологических процессов для изготовления новой продукции;

- проектирование, изготовление, испытание и освоение новых орудий труда: машин, механизмов, приборов, оснащения, и пр.;

- технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии;

- разработка новых организационных процессов, новых организационных структур;

- подготовка, учеба, переквалификация и использование персонала, в инновационной деятельности;

- организация маркетинговых исследований рынка для внедрения инноваций;

- формирование каналов сбыта, позиционирования новинок, на рынке.

4. Координация. Координация — центральная функция менеджмента, направленная на организацию взаимодействия и согласованности всех элементов малых систем и подсистем большой иерархической системы предприятия. Процесс координации в больших и сложных системах имеет важнейшее значение и представляет большую трудность. Координация инновационной деятельности в условиях неопределенности, много вариантности подходов и неполноты исходной информации характеризуется особой сложностью и спецификой.

Процесс координации характеризуется различными критериями оптимальности, что необходимо учитывать в предшествующих процессах анализа, планирования и прогнозирования деятельности. Это многошаговый, многоэтапный процесс. Поэтому координация может проводиться для систем одного уровня иерархии, расположенных по горизонтали (например, координация работы подразделений), а также по вертикали, используя метод восхождения от простого к сложному. Для координации не менее важен характер распределения параметров в системе и тип зависимости переменных.

Поэтапная координация должна иметь ограничивающие условия (например, при первичной координации подразделений системы НИОКР нельзя ставить цели максимальной производительности труда, высокой прибыльности новшества). На этой стадии указанные требования не могут являться ограничивающими условиями. Критерием оптимального взаимодействия научных подразделений может выступать создание новшества с комплексом высоких потребительских свойств.

На стадии координации взаимодействий в процессах проектирования, освоения новшеств и технологической подготовки производства ограничивающим условием является соотношение "затраты — качество".

Критерием оптимальности при координации производственных подразделений, основных, вспомогательных и обслуживающих процессов не может являться максимизация прибыли и дохода. Здесь координация имеет целью снижение материалоемкости, энергоемкости продукции, повышение производительности труда и в качестве главного критерия — снижение издержек производства.

Заключительный этап координации посвящен выполнению главных целей организации, таких, как активное освоение рынка, максимизация прибыли, интенсивный рост организации и пр. Это достигается координацией сложных функциональных подсистем организации, оптимизацией функций управления, установлением оптимального соотношения между процессами централизации и децентрализации, между формальными и неформальными организациями, между административными и социально-психологическими методами управления и т.д.

5. Организация. Сущность этой функции в инновационном менеджменте заключается в обеспечении выполнения плановых заданий и объединения людей, которые совместно реализуют инновационные планы, программы, проекты, на базе соответствующих правил и процедур. К последним принадлежит создание органов управления, соответствующей организационной структуры управления, установления взаимосвязей между подразделами, распределение информации между подсистемами менеджмента.

Функция организации обеспечивает рациональное сочетание в пространстве и времени всех элементов инновационного процесса, который делает возможным самое эффективное выполнение плановых заданий и определяет условия, в которых они будут выполняться. Современной теории и практике инновационного менеджмента присущи достаточно большое разнообразие форм и видов организации инноваций.

Важной составляющей функции организации является распределение ответственности, риска и полномочий субъектов управления инновациями.

Во время организации инновационной деятельности, как правило, сначала формируется научно-производственная структура фирмы, а затем как производная от нее строится структура управления инновациями. Организация инновационных процессов может иметь формальный и неформальный характер. Формальная организация инноваций базируется на методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, положениях, которые регламентируют права и ответственность каждого из участников инновационного процесса.

Неформальная организация — это спонтанно возникающие в результате неопределенного характера инноваций отношения между структурными подразделениями и исполнителями в процессе инновационной деятельности. Неформальные взаимоотношения и сотрудничество ученых, специалистов, могут давать значительные научные и практические результаты в инновационной сфере.

6. Стимулирование. Функция стимулирования в инновационном менеджменте заключается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда при создания и реализации инноваций.

Стимулирование предусматривает создание системы моральных и материальных поощрений для сотрудников организации в повышении профессионального уровня, продвижении по службе, улучшении психологического климата, который дает возможность повысить производительность как индивидуального, так и коллективного, труда, обеспечить конкурентоспособность и процветание организации в долгосрочной перспективе.

Главной предпосылкой успешного менеджмента в инновациях является гармонизация отношений между людьми — участниками инновационной деятельности на предприятии (организации), создание и поддержка благоприятного производственного и психологического климата.

7. Контроль. Функция контроля — одна из важных функций инновационного менеджмента. Она заключается в проверке организации инновационного процесса, плана выполнения создания новинок, реализации инноваций. Методы контроля широко варьируют в зависимости от типа производства и продукции, которая выпускается. Задачами инновационного контроля являются:

- сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах;

- оценка полученных результатов деятельности;

- анализ причин отклонения и факторов, которые влияют на результат деятельности;

- подготовка и реализация решений, которые направлены на достижение намеченных целей развития и преодоления отклонений.

В системном подходе контроль выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Наличие обратной связи является обязательным условием завершенности системы управления. Принципиальное значение для организации контроля имеют такие признаки: цель контроля, предметная сфера, масштабы и формы контроля. Так, в соответствии с целями контроль бывает стратегический и оперативный.

Стратегический контроль сосредоточен на ключевых проблемах развития организации: это анализ и контроль научной подсистемы предприятия, исследование структуры и качества мероприятий маркетинга, контроль за формированием инвестиционного портфеля предприятия, прогнозирование и оценка возможностей дальнейшей специализации, диверсификации предприятия, изучение возможностей экспансии на новые рынки.

Оперативный контроль нацелен на текущий учет, анализ и оценку показателей работы подразделений, экономической и коммерческой эффективности новшества, изучение факторов и показателей производительности труда, анализ динамики затрат, регламентов технологических процессов и т.д.

По предметно-содержательной структуре контроль подразделяется на финансовый, основанный на анализе финансового состояния предприятия и финансовой эффективности новшества, и административный.

Объектом административного контроля выступают деятельность подразделений, выполнение плановых заданий, сроков поставок, обеспечение ресурсами, выполнение производственной программы, планов исследований и разработок.

По формам контроль разделяется на внешний, проводимый вышестоящими органами и организациями, и внутренний, проводимый силами самой организации.

Объектами контроля являются функциональные службы предприятия, технологические процессы, выпускаемая продукция и т.д.

Масштабы контроля зависят от специфики продукции и производственных процессов. Так, контроль может осуществляться выборочно, постадийно, пооперационно и в виде сплошного контроля. Масштаб контроля зависит от сложности и новизны продукции, от структуры организации и особенностей функционирования производственных процессов, от качества подготовки персонала, его производительности труда, а также от состояния, производительности, надежности, износа основных производственных фондов и т.д.

На предприятиях, производящих массовую продукцию с длительным жизненным циклом, применяют выборочный и пооперационный контроль. При изготовлении высокотехнологичных изделий с высокой степенью обработки, а также принципиально новых видов продукции, техники и материалов применяется сплошной контроль.

Методы контроля широко варьируют в зависимости от типа производства и выпускаемой продукции. Так, на предприятиях пищевой, легкой промышленности применяют визуальный и органолептический методы контроля, исследуя цвет, запах, вкус, структуру и качество поверхности и другие свойства. В машиностроении, автомобилестроении, приборостроении широко применяют параметрический контроль, исследуя размеры, структуру, геометрию и другие свойства изделий. На автоматизированных предприятиях, в наукоемких отраслях и высокотехнологичных производствах используют статистический, автоматизированный и системный методы контроля.

Контроль также подразделяется по методам воздействия на объект. Это может быть физический, химический, биологический, рентгеновский, радиационный, ультразвуковой, оптический, лазерный и многие другие методы и виды контроля.

Методы инновационного менеджмента включают в себя метод принуждения, побуждения, убеждения, сетевого тонирования и управления, прогнозирования, анализа.

Метод принуждения - метод, с помощью которого управляющая подсистема влияет на управляемую подсистему. Такой метод опирается на законодательные акты региона и страны, методические и информативно-директивные документы фирмы и вышестоящей организации, на планы, проекты, программы, задания руководства;

Метод побуждения ориентирован на эффективное использование ресурсов, улучшение качества и повышение конкурентоспособности услуг и товаров, качества жизни населения согласно идеологии и политике развития системы. Данный метод основан на максимально возможной оптимизации управленческого решения, а также мотивации персонала для его реализации, что подразумевает экономическое стимулирование персонала для достижения итоговых результатов системы управления;

Метод убеждения основывается на изучении психологического портрета личности и, исходя из этого, на мотивации ее потребностей. Чтобы уметь убеждать сотрудника в необходимости максимально качественно, с наименьшими затратами и в срок выполнить задание, субъекту управления необходимо знать его психологические установки;

Метод сетевого тонирования и управления - графоаналитический метод управления процессами проектирования любых систем. Сущностью этого метода является сетевой график, который представляет собой графическую модель всех видов работ, направленных на выполнение задания. Такая модель должна отражать логическую взаимосвязь, последовательность работ и связь между ними;

Под методами прогнозирования подразумевают взаимосвязь способов и приемов мышления, позволяющих относительно достоверно судить о будущем развитии объекта на основе анализа информации о данном прогнозном объекте;

Методы анализа охватывают следующие принципы:

- единство синтеза и анализа, подразумевающее разделение анализируемых явлений и предметов на составные части для изучения их свойств и дальнейшее рассмотрение их с точки зрения взаимосвязи и взаимозависимости;

- строгое ранжирование факторов и выделение ведущего звена, включающее постановку целей для установления способов их достижения

- обеспечение сопоставимости вариантов анализа по срокам, объему, качеству, условиям применения объектов анализа и методам получения информации;

- своевременность и оперативность;

- количественная определенность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.