Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Вопрос 1. Общая характеристика литературы западноевропейского Предвозрождения [комментарий лектора].

Вопрос 3. Средневековая комическая драма.

Последним по времени возникновения жанром городской средневековой театральной литературы был фарс - народная площадная комедия, возникшая параллельно с мираклями и мистериями, в промежутке исполнения этих сюжетов, что отражено и в названии жанра; от слова «фарш» - начинка. Фарс вставлялся иногда в мистерии. Истоки фарса уходят в представления гистрионов, в масленичные и карнавальные игры. Если в мираклях представлены столкновения человека с богом, то в фарсе - его отношения с себе подобными в будничных обстоятельствах. Обычно это монах-плут, врач-шарлатан, адвокат-крючкотвор, солдат-хвастун и т.п. Фарсы полны остроумия и изобилуют забавными положениями и разоблачительными сценами. Самыми знаменитыми фарсами средневековья являются «Адвокат Патлен» и фарс «О чане». В первом сталкиваются два типичных представителя зарождающегося бюргерского сословия горожан: богатый суконщик и изворотливый адвокат Пален. Но побеждает простой пастух, проявивший большую смекалку, чем они: «Ведь есть на каждого свой плут - еще хитрее вдвое».

Фарсы - самый оппозиционный жанр городской средневековой литературы. Персонажи в фарсах являются обобщающими масками, а не индивидуальными характерами.

* * *

3.1 Соти [комментарий лектора].

* * *

3.2 Фастнахгшпили [комментарий лектора].

* * *

3.З. Комедия дель арте [комментарий лектора].

 


ЛЕКЦИЯ 6.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ОТ СРЕДНИХ ВЕКОВ К ВОЗРОЖДЕНИЮ (ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ).

ПЛАН

1. Общая характеристика литературы западноевропейского Предвозрождения [комментарий лектора].

2. Предвозрождение в Италии [комментарий лектора].

3. Данте Алигьери. «Божественная комедия».

3.1 Данте и его время, биографические сведения. Периодизация творчества.

3.2 «Новая жизнь» - поэтическая исповедь Данте.

3.3 Ученые трактаты Данте («О монархии», «О народной речи», «Пир»).

3.4 «Божественная комедия» - вершина творчества поэта, идейно-художественный анализ; русские переводы.

4. Предвозрождение в Англии.

4.1 Уильям Ленгленд. «Видение о Петре-Пахар е».

4.2 Джеффри Чосер. «Кентерберийские рассказы».

ЛИТЕРАТУРА

1. Баткин Л. М. Данте и его время. Поэт и политика. М, 1965.

2. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.,
1971г.

3. Елина Н. Г. Данте: Критико-биографический очерк. М.,1965.

4. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте. М., 1967.

5. Алексеев МЛ. Видение о Петре Пахаре. В кн.: Алексеев М. П. Из
истории английский литературы. М.-Л., 1960.

6. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы./Вступ. Ст. А. А. Аникста. М., 1980.

 


* * *

Вопрос 2. Предвозрождение в Италии [комментарий лектора]

* * *

Изучение литературы итальянского Возрождения следует начать с рассмотрения творчества великого предшественника Ренессанса, флорентийца Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265 - 1321). По характеру своего творчества Данте - поэт переходного времени, стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.

Данте родился во Флоренции в 1265г. Поэт происходил из старинного дворянского рода. Однако семья Данте давно перестала быть феодальной. Достигнув совершеннолетия, Данте записался в 1283г. в цех аптекарей и врачей, который включал также книготорговцев и художников и принадлежал к числу семи «старших» цехов Флоренции. Данте получил образование в объеме средневековой школы, которое признавал скудным и стремился восполнить изучением французского и провансальского языков, открывавших ему доступ к лучшим образцам иностранной литературы. Однако наряду со средневековыми поэтами молодой Данте внимательно изучал античных поэтов, и в первую очередь Вергилия, которого избрал, по его собственному выражению, своим «вождем, господином и учителем».

Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи и уже в начале 80-х годов XIII в. написал много лирических стихотворений, почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет он пережил большой психологический кризис - любовь к Беатриче, дочери флорентийца Фолько Портинари, друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина Симоне де Барда и умершей в 1290г. Историю своей любви к Беатриче Данте изложил в небольшой книге «Новая жизнь», которая принесла ему литературную славу.

«Новая жизнь» начинается с рассказа о первой встрече девятилетнего поэта с его ровесницей Беатриче. Уже тогда душа поэта «содрогнулась». Еще более сильное волнение вызвала в нем вторая встреча, которая произошла ровно через девять лет. На этот раз Беатриче приветливо поклонилась поэту, и этот поклон наполнил его душу неизъяснимым блаженством. Потрясенный поэт уединяется и видит сон, который он описал в своем первом сонете. Он показывает бога любви, несущего на руках его возлюбленную и дающего ей отведать сердце поэта. Этот образ девушки, вкушающей сердце влюбленного в нее юноши, показался странным друзьям поэта. Нескромные, лукавые расспросы друзей побуждают Данте скрывать свою любовь к Беатриче и притворяться влюбленным в другую женщину, которую он называет, следуя провансальской традиции, «дамой-ширмой». Притворство удается поэту настолько хорошо, что Беатриче, убежденная в его неверности, перестает кланяться ему. Опечаленный поэт уединяется и проливает горькие слезы. Однажды, очутившись в большом женском обществе, он вынужден был объяснить дамам, почему избегает общества любимой женщины. Поэт говорит им, что «видит высшее блаженство в тех словах, что славят... госпожу». На эту тему он пишет знаменитую канцону, начинающуюся словами «О, донны, вам, что смысл любви познали...». Преодолевая условности поэзии трубадуров и их итальянских подражателей, Данте создает новую поэтическую манеру, необычайно искренне и задушевно выражая свои чувства. Он много раз на протяжении «Новой жизни» рассказывает об облагораживающем воздействии, которое оказывает на него и на всех других людей Беатриче. Она распространяет вокруг себя как бы атмосферу добродетели; любовь, которую она вызывает в людях, сама направляет к добродетели. Облагораживающее воздействие Беатриче особенно усиливается после ее смерти - главного переломного события в «Новой жизни».

Рассказ о смерти Беатриче подготовлен рассказом о кончине ее отца и о вызванном этим событием горе Беатриче. Поэта охватывает предчувствие, что вскоре умрет и его возлюбленная. Он видит во сне женщин с распущенными волосами, которые сообщают ему о смерти Беатриче. Тускнеет солнце, дрожит земля, птицы стремглав падают на землю. Поэту представляется, что он видит Беатриче, покрытую белым саваном. Мало-помалу он приходит в себя и успокаивается. Вдруг бегает один из его друзей, восклицая: «Что ты делаешь? Ты не знаешь, что произошло? Умерла твоя возлюбленная, которая была так прекрасна!» В этих простых словах проявилось замечательное умение Данте набросать несколькими штрихами большую, волнующую картину. После смерти Беатриче отчаяние поэта не знает границ. Первые стихи, написанные после ее смерти, дышат исключительной глубиной и искренностью чувств:

Унынье слез, неистовство смятенья

Так неотступно следует за мной,

Что каждый взор судьбу мою жалеет.

Какой мне стала жизнь с того мгновенья,

Как отошла мадонна в мир иной,

Людской язык поведать не сумеет.

После нескольких лет безысходной тоски поэт встречает какую-то «сострадательную даму», жалеющую его, и на время увлекается ею. Но вскоре поэта охватывает раскаяние, он решает отныне всецело посвятить себя воспеванию Беатриче. Но для этого нужно долгое учение. Он будет накапливать знания для того, чтобы сказать о своей возлюбленной нечто такое, чего еще не было сказано ни об одной женщине. Так, конец «Новой жизни» содержит намек на «Божественную комедию», которая представляется поэту начинанием, предпринятым для прославления Беатриче. Образ возлюбленной продолжает вдохновлять поэта в течение всей его жизни, поддерживая в нем великую идею. Эта мысль Данте имеет большое культурное значение. Ее отзвуки мы находим у многих выдающихся писателей нового времени.

Основное произведение Данте, принесшее поэту мировую славу, - «Божественная комедия» «Divina Commedia». Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но и дает грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от нее мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все многообразные аспекты творчества Данте как поэта, философа ученого, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое.

Как и другие произведения Данте, «Божественная комедия» отличается необыкновенно четкой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части («кантики»), посвященные, согласно учению католической церкви, изображению трех частей загробного мира - ада, чистилища и рая. Каждая из трех кантик состоит из 33 песен, причем к первой кантике добавляется еще одна песнь (первая), носящая характер пролога ко всей поэме. Так получается общее число 100 песен при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении, находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написана трехстрочными строфами - терцинами).

При всей оригинальности художественного метода Данте его поэма имеет многочисленные средневековые источники. Фабула поэмы воспроизводит схему популярного в средневековой клерикальной литературе жанра «видений» или - «хождений по мукам», т.е. поэтических рассказов о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. Средневековые «видения» подготовили много деталей, вошедших в поэму Данте. «Божественная комедия» имеет также и античные источники особенно «Энеида» Вергилия, в которой описывается нисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца. Влияние «Энеиды» на Данте сказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но и в перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемого путеводителем Данте во время странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел. Изображая ад, Данте показывает в нем целую галерею живых людей, наделенных различными страстями.

Итальянский народ окружил легендами величавый образ автора «Божественной комедии» уже при его жизни. Тотчас после его смерти появляются комментарии и подражания. Уже в XIV в. терцины комедии распевались на площадях. Одновременно начинаются и публичные толкования поэмы. Первым комментатором, читавшим публичные лекции о Данте, был Дж. Боккаччо.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Культовая драма | Вопрос 4. Предвозрождение в Англии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.