Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод воспитательного чтения Ц.П. Балталона

Лучшие методисты XIX в. в объяснительном чте­нии видели действенный метод. Однако увлечение работающих учителей излишней катехизацией и познавательным аспектом чтения вновь и вновь приводило к критике объяснительного чте­ния и рождало методы, противостоящие ему.

 

В начале XX в. Ц.П. Балталон выступил с резким отрицанием идеи объяснительного чтения, считая, что чтение с объяс­нениями противоречит психологии ребенка, которого прежде все­го интересует целостное содержание, а не части. Постоянное пре­рывание чтения мелкими вопросами разрушает восприятие лите­ратурного произведения и уничтожает воспитательное воздейст­вие литературы на формирующуюся личность.

 

Ц.П. Балталон в работе « Воспитательное чтение как основа преподавания русского языка в семье и школе» (1901) обосновал свой метод воспитательного чтения:

- он выступил против хрестоматий и адаптированных текстов, полагая, что по-настоящему оказать воспитательное воздействие может только тот целостный мир, который создан художником слова. Он высказался за полезность издания отдельных, лучших, книг для детей, которые должны предоставляться ребенку в полную собствен­ность,

- он критиковал систему логического чтения и высказывался за «живое чтение» учителя: урок по методу воспитательного чтения должен начинаться с чтения произ­ведения учителем, затем детям могли наметить план рассказа. После этого следовал урок-беседа - обмен впечатлениями о прочитанном учителя и учеников: детьми воспро­изводились основные эпизоды, у чителем давались комментарии. Далее делалась оценка жизненных явлений, изображенных в тексте, обсуждалось воздействие произведения на учеников. Уделялось внимание письменному изложению прочитанного с дальнейшим исправлением слога и ошибок;

- при отборе текстов для вос­питательного чтения Ц.П. Балталон подчеркивал: «Для детей про­сто то, что интересно», в том числе доступны и не только короткие рассказы. П роизведения должны соответствовать возрасту и развитию детей, учитывать детскую психику, все содержание произведения должно быть сразу понятно детям.

- поскольку на ранней ступени обучения ребенок не может оценить язык автора, воспринять образный строй произве­дения, то он и не может оценить по художественные достолинства произведения в целом: «в младших классах истинно художественные про­изведения безучастно читаются». Ц.П.Балталон считал, что уче­никам начальной школы доступны лишь непосредственные реакции на фактическое содержание произведения, и «несвоевременным предложе­нием материала мы извращаем художественное чувство» ребенка.[5]

 

Однако, обозначив многие острые проблемы обучения чтению маленького ребенка, Ц.П. Балталон делает вы­воды ошибочные:

- действительно, ребенок младшего школьного возраста спосо­бен воспринимать и обдумывать длинные художественные произведения, но значит ли это, что из круга его чтения должны быть исключены короткие, и в частности басни, стихи, сказки, как предлагал Ц.П. Балталон?

- действи­тельно, нельзя сформировать читателя без общения с текстом в его полном объеме, однако вытекает ли из этого факта бесполезность и вредность хрестоматии как первого учебника по чтению?

- действительно, маленький ребенок, не имеющий чита­тельского опыта, не может (самостоятельно) постичь всю глуби­ну художественного произведения, оценить его язык, эстетиче­ски пережить взаимосвязь формы и содержания, но следует ли по этой причине изолировать его от подлинной литературной классики?

 

Метод воспитательного чтения Ц.П.Балталона нашел многих сторон­ников, однако не закрепился в школьной практике, видимо, пото­му, что воспитательное чтение не решало всех задач, стоящих пе­ред начальным обучением чтению.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взгляды Л.Н.Толстого на процесс обучения чтению | Метод литературно-художественного чтения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.