Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие методики чтения в 30-70-е годы XX в

Творческое чтение не ограничивалось только уроком чтения - такое активное чтение готовилось всей школьной жизнью: работой в мастерских, в саду, экскурсиями на природу, в музеи, походами в театр, на производство, совместны­ми прогулками. Этот метод реализовывал главный принцип строительства советской школы первых лет - принцип прочной связи с жизнью.

 

В эти годы было признано педагогически целесообразным комплексное обучение: все необходимые знания давались детям «в комплексе»: в связи с привитием трудо­вых навыков и вокруг изучения родного языка.

В выборе кон­кретных методических приемов обучения учитель был свободен, в период становления советской школы использовались разные методы: объяснительное чтение, воспитательное, литера­турно-художественное, творческое.

 

В 1920-е гг. объяснительное чтение стало менее актуальным, учителя стремились раскрыть перед детьми литературное произве­дение с точки зрения его художественного смысла и воспитательно­го потенциала. П риоритетными оказа­лись два направления:

- одно продолжало традиции литературно-художественного чтения и много внимания уделяло форме произ­ведения, поэтому читались в основном художественные тексты;

- другое учитывало необходимость воспитывать подрастающее по­коление в духе коммунистических идеалов, поэтому сосредоточи­вало внимание учеников соответствующих текстах - описывающих трудовую деятельность, героические подвигиа также деловые статьи, объясняющие различные производственные процессы.

Формированию навыка чтения не уделялось специального внимания, и постепенно несовершенная техника чтения сталаод­ной из острых школьных проблем.

 

Программы 1932 г. впервые зафиксировали нормы ско­рости чтения. Требования к правильности, скорости, выразительности чтения, обязательное сознательное чтение с пер­вых шагов обучения возродили интерес учительства к лучшим достижениям объяснительного чтения. С этого момента объясни­тельное чтение становится общепризнанным и ведущим методом начального обучения чтению вплоть до 70-х годов XX в.

 

Метод объяснительного чтения в 1932-1969 гг. ориентировался на идеи классиков русской методической мысли: К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, Н.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, В.П. Вахтерова и др. В то же время он развивался деятелями со­ветской школы и был обобщен в работах С.П. Редозубова, Н.Н. Щепетовой, Е.А. Адамович, А.И. Воскресенской, М.Л. Закожурниковой, А.В. Янковской, Н.С. Рождественского.

 

В 1932-1969 гг. в школах начинают использоваться стабильные учебники по чтению:

- с 1933 г. - хрестоматия по литературе для начальной школы Р.М.Браиловской, М.А.Рыбниковой (для учащихся 3-й и 4-й ступеней). Эта хрестоматия включала в основном художественные произведения русских классиков;

- на­чиная с 1943 г., свыше двух десятилетий в начальной школе обу­чали чтению по «Родной речи » Е.Е.Соловьевой и Н.Н.Ще­петовой. Эта хрестоматия реализовывала основные принципы советской школы - принцип воспитывающего обучения и прин­цип связи с жизнью.

Учебный материал группировался по идейно-тематическому и сезонному принципам. «Родная речь» как учеб­ник, предназначенный маленькому ребенку, был составлен авто­рами из коротких произведений, мелких отрывков, а также адап­тированных текстов. Методический аппарат учебника был тща­тельно разработан, однако в основном привлекал внимание к по­знавательной стороне произведений.

 

Методисты стремились син­тезировать лучшие достижения методической науки прошлого. С.П.Редозубов писал: «В практической работе учителя в шко­ле приходится применять разные приемы, используя все то по­ложительное, что дает нам методическое наследство прошлого... В большинстве случаев приходится пользоваться комбинацией приемов и весьма редко применять какой-либо один вид чтения»[10].

 

Метод объяснительного чтения рассматривался как универсальное средство для решения следующих задач: «при­вить учащимся навыки сознательного чтения, дать им первые сведения об окружающем мире, обогатить их сознание яркими художественными образами и тем самым возбудить эмоции, которыми проникнуты художественные произведения» (Там же. -С. 94).

 

В школьной практике этих лет были актуализированы такие приемы, как:

- заучивание текстов наизусть,

- различные виды пере­сказов,

- выразительное чтение, которое отрабатывалось не на подражательной основе, а строилось на осмыслении произведе­ния и допускалось после анализа текста.

Укреплялось единство объяснительного чтения с наглядным обу­чением, в связи с чем в школе практиковались предметные уроки. В то же время считалось необходимым знания, полученные по­средством чтения, закреплять в конкретной трудовой деятельно­сти: выращивании цветов, ухаживании за садом, работе над планом и картой, проведении измерений разных объектов и т.п.

Придавалось большое значение воспитательному воздействию ли­тературы. Считалось, что «путем объяснительного чтения худо­жественных произведений учитель может воспитать лучшие ка­чества, которыми должен обладать советский гражданин: лю­бовь к Родине, любовь к труду и науке, смелость, честность, правдивость и отвращение к лени, трусости, лжи и обману, эго­изму»[11].

 

В конце 60-х годов исследования Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова подготовили почву для перехода на трехлетнее обучение в начальной школе и для выработки новых взглядов на процесс обучения чтению.

 

К началу 70-х годов из научной литературы исчезает термин объяснительное чтение и обучение чтению начи­нает рассматриваться как сложный трехуровневый процесс, включающий в себя обучение грамоте, классное и внеклассное чтение.

 

В 60-70-е годы выходит ряд экспериментальных хрестоматий для классного чтения:

- Васильева М.С., Горбушина Л.А., Никитина Е.И., Оморокова М.И. Родная речь. - М., 1971;

- Никитина Е.И. Родное слово. - М., 1968;

- Романовский А.П., Романовский З.И. Живое слово. -М., 1965.

В этих хрестоматиях проявились общие тенденции развития методической мысли: тексты отбирались высокого художествен­ного уровня, методический аппарат включал вопросы обобщаю­щего характера, детям предлагались творческие задания.

 

Первыми учебниками нового поколения принято счи­тать « Книги для чтения» трехлетней школы авторов В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, Л.К. Пискуновой, Л.С. Геллерштейна (1981).

В этих книгах, кроме сезонного и тематического, реализовывался литературоведческий принцип структурирования учебно­го материала - они включили в себя отдельные разделы: « Устное народное творчество»; «Великие русские писатели»; «Классики русской литературы»; «Классики русской и советской литерату­ры»; «Классики зарубежной литературы ».

Хрестоматии обеспечи­вали преемственность между чтением в начальных классах и лите­ратурным чтением в средних с установкой на дальнейшее изуче­ние литературы.

 

Впервые авторы книг для начальной школы от­казались от адаптированных текстов, представили богатое разно­образие произведений различных родов, видов и жанров. Мето­дический аппарат в основном был нацелен на анализ текста по трем уровням:

- на выявление фактического содержания произве­дения;

- на уяснение позиции автора;

- на осознание собственного отношения к читаемому.

Кроме того, хрестоматии учитывали по­следние достижения методической теории:

1) в них нашел отраже­ние принцип многочтения - задания требовали от детей перечи­тывания отрывков, важных для осмысления идеи произведения;

2) отобранный учебный материал мог быть соотнесен с про­граммой по внеклассному чтению - детям предлагались отрывки из тех крупных произведений, с авторами которых они знакоми­лись, обучаясь работать с детскими книгами.

В дальнейшем на основе этих хрестоматий были созданы книги для чтения в новой четырехлетней начальной школе - «Родное слово» тех же авторов (1986).

 

В современном обучении чтению острой проблемой является проблема семейного чтения. Рас­пространение электронных средств массовой информации, появление компьютеров отодвинули книгу на второй план, резко изме­нило времяпрепровождение среднестатистической семьи. Чтение вслух в семье детям стало экзотикой.

Однако зако­номерности обучения чтению не изменились: маленький ребенок может стать большим читателем при условии совместных со взрослым читательских переживаний, обсуждения прочитанно­го в разновозрастном коллективе, разнообразного книжного ок­ружения и знания широкого круга книг и произведений.

Роль школы в формировании юного читателя ныне возрастает.

 

Домашнее чтение всегда было заботой методистов. В XIX в. выходили специальные издания для чтения и бесед в кругу семьи, например, сборник « Семейное чтение » под ред. Ю.Семашко (СПб ., 1871), включал в себя тексты художественных произведений, различные занимательные задания, головолом­ки, математические задачи и описание самоделок. Каждый раздел сборника заканчивался материалом для самостоятельного чтения - это были серии картинок с краткими подписями (прообраз современных комиксов). Сюжеты, представленные на картинках, были близки детям (серия картинок «Лошадка» рассказывала о ссоре брата и сестры по поводу игрушки), могли также служить началом воспитательной беседы с детьми.

Ныне также издаются литературные хрестоматии для учащихся начальной школы, предназначенные для чтения в кругу семьи. Авторы об­ращаются к ребенку: «Наш молодой читатель, предложи каждо­му из членов своей семьи, чтобы он не подсаживался к телевизо­ру, а подсел к столу вместе почитать и послушать чтение произ­ведений, вошедших в эту хрестоматию » [12].

 

В книгах для классного чтения ныне ребенку предлагается обратиться к взрослым членам семьи за разъяснениями, для обсуждения прочитанного, предлагается обратиться к домашней библиотеке[13]. Сохранить и обогатить традиции совместного чтения и обсуж­дения книг взрослыми и детьми - одна из задач, ждущих решения в методике чтения.

Другой, не менее важной проблемой, стоящей на современном этапе перед начальным обучением, являетсяпроблема синтеза обучения чтению и литературного образования детей младшего школьного возраста

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Творческое чтение как направлениев методике сложилось к 20-м годам XX в. Сущность метода была раскрыта в книге С.И.Абакумов «Творческое чтение» (1925) | Специфика научного текста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.