Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способность младшего школьника к зрительной конкретизации

Особенности эмоциональной сферы младшего школьника.

Младшими школьниками

Особенности восприятия литературно-художественного произведения

Повышенная эмоциональность окрашивает все стороны личности ребенка. Если у ребенка воз­никает эмоциональная заинтересованность, личностное отноше­ние к героям и ситуациям книги, он способен глубоко и правильно воспринять прочитанное и выразить свое отношение к нему. У ребенка 6 - 7 лет уже исчезает всепоглощающая эмоциональ­ность, свойственная восприятию дошкольников; гамма их чувств и переживаний сложнее и богаче; эмоции становятся более ин­теллектуальными, осознанными и обобщенными.

С од­ной стороны, эмоциональная сфера ребенка отличается непосред­ственностью и повышенной активностью, а с другой - появлением более сложных чувств: ребенок уже может осознавать собственные эмоциональные проявления.

 

Отношение младшего школьника к литературному герою:

- эмоциональное отношение, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «нравится - не нравится»;

- интеллектуально -оценочное, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «хороший - плохой».

Оценивая героя, дети часто исходят только из поступка персо­нажа, не учитывая его мотивов и условий; трудно понимают те качества героев, которые проявляются в их переживаниях и мыс­лях, а не в поступках; не определяют качества героя, выраженные в тексте не прямо в авторских словах, а косвенно. Поэтому дет­ские эмоциональные реакции могут открыть исследователю и то, какие проблемы ребенок испытывает в осмыслении содержания произведения и его художественной формы.

 

У младших школьников воссоздающее воображение ста­новится по сравнению с воображением дошкольников более точ­ным, а фантазия (творческое воображение) — более глубокой по своему содержанию. Дети младшего школьного возраста способны пе­реживать в воображении: «содействие» и «соучастие» при воспри­ятии художественных произведений сменяется у них более высо­кой ступенью — «сопереживанием».

Способность к зрительной конкретиза­ции образа (сфера воображения) еще недостаточно развита. Л.С.Выготский отмечал, что воображение у маленького ребенка достаточно активное и яркое, но абсолютно непроизвольное. Не ребенок — господин своего воображения, а воображение — господин млад­шего школьника.

Воображение младшего школьника активное, но в то же время бедное. Ребенку трудно точно зрительно конкретизировать сло­весный образ, хотя это не означает, что в его воображении ниче­го не появилось. Это связано и с недостатком личного опыта ре­бенка, и с бедностью жизненных впечатлений.

Огромные трудности ребенок испытывает при переводе зри­тельного образа, возникшего в его сознании, в словесный, что объясняется небольшим лексическим запасом, неразличением оттенков лексических значений слов, неумением точно подбирать адекватные образу слова, а также желанием ребенка как можно быстрее высказать свои впечатления и представления, привычкой к тому, что взрослый его и так поймет. Поэтому ответы даже лите­ратурно развитых учеников на вопросы, проверяющие активность сферы воображения, бывают лаконичными, неразвернутыми и в том случае, когда зрительный образ существует в сознании ре­бенка.

У современного маленького ребенка нет потребности в зри­тельной конкретизации словесных образов еще и потому, что он с раннего возраста привык к книгам с картинками, где ему пред­лагается готовый зрительный образ, к мультфильмам и кинофиль­мам, заменяющим ему трудный процесс восприятия словесных образов и повествования. Вместо зрительной конкретизации ребе­нок эксплуатирует свою память и часто описывает образ, создан­ный художником либо актером, или тот, который он когда-то видел в реальной жизни.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наивный реализм | Фрагментарный уровень
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.