КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ композиции как методический прием
Метод анализа литературного произведения и его приемы Метод анализа играет важную роль на уроках литературы в начальной школы. Но использование приемов этого метода затруднено тем, что младший школьник ими не владеет. Задача учителя — научить ребенка приемам анализа и одновременно проанализировать художественный текст. Приемы анализа литературного произведения разнообразны и многочисленны. Главное назначение приемов анализа — понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического ее начала. В этих приемах аналитическая деятельность выходит на первый план, что подчеркнуто названиями и содержанием операций: анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей, сопоставительный анализ образов или других художественных элементов произведения.
Основные виды деятельности учеников при анализе композиции: выявление сюжета, выделение эпизодов и составление плана, сопоставление эпизодов, мысленная перестановка эпизодов; восстановление пропущенных звеньев в тексте, соотнесение друг с другом различных элементов текста с осмыслением их роли в произведении: сравнение образов персонажей, установление связей между пейзажем и образом персонажа, портретом и авторским отношением к персонажу, сжатый или творческий пересказ. Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская, авторы книги «Литература как предмет эстетического цикла» и программы по литературе для начальной школы, отмечают, что традиционное использование в школе пересказа и составления плана не несут в себе специфически художественных задач, а нацелены только «на развитие логического мышления ». «И хотя это очень нужная работа для развития интеллекта, но в таком виде, в каком она существует в школе, она наносит непоправимый вред эстетическому развитию детей. Выделение главной мысли, «сокращение текста», пересказ «своими» словами формирует у детей установку на восприятие сюжета без учета своеобразия художественной формы». По мнению Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской, составление плана и пересказ уместны как виды работы при изучении научных и научно-популярных текстов. При работе с художественными произведениями «пересказ должен обязательно служить средством решения художественной задачи». Разделяет это отношение к пересказу и М. П. Воюшина.
Пересказ литературного произведения искажает его художественную природу, поэтому прибегать к пересказу на уроке нужно очень осторожно. Этот прием полезен при изучении научно-познавательных произведений или фольклорных сказок. При работе с художественным текстом лучше использовать творческие пересказы с заменой рассказчика, что будет способствовать постижению характера и речевых особенностей героев произведения.
Составление плана целесообразно в целях выделения композиционных элементов, при нарушении хронологии в повествовании, чтобы восстановить последовательность событий; при смене рассказчиков, при наличии в произведении «симметричных», «зеркальных» эпизодов или если в произведении много событий (например, «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина); в этом случае ребенок может перепутать их последовательность, а потому ему трудно будет осознать их взаимосвязи. Тогда составление плана оказывается основой для «реконструкций» текста, соотнесения и сопоставления его частей друг с другом, что способствует постижению авторского намерения, осмыслению содержательной стороны композиции. Детские писатели предпочитают строить действие, последовательно показывая события, от первого к последнему, от завязки к развязке, потому что знают психологические особенности детей младшего школьного возраста. Если событий в рассказе много, то обычно они связаны с одним главным героем, если в рассказе несколько центральных персонажей, то тогда действие основано на одном событии.
Прием озаглавливания частей произведения входит в практику после знакомства учеников с произведениями, в которых главы имеют авторские названия, чтобы дети поняли их содержательную роль. 3.Н.Новлянская и Г.Н.Кудина предлагают при составлении краткого пересказа глав «познакомить детей со старинными романами, авторы которых давали краткое содержание главы в ее названии, и выяснить содержательную задачу такого "длинного" названия (например, в романе Дж. Свифта "Путешествие Гулливера... ")».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |