Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сочинение




Сочинения младших школь­ников не отличаются стройностью композиции, единой темой, часто в них отсутствует общий замысел и дети сбиваются с одно­го события на другое или, напротив, все время пишут про одно и то же. Нередко детские сочинения содержат лишь перечисление отдельных событий (пошел, пришел, что-то сделал, ушел), в ко­торых не прослеживаются причинно-следственные связи, сюжет при этом не выстраивается. Некоторые дети увлекаются частными подробностями и забывают о теме, нарушают логические связи.

Чтобы преодолеть эти недостатки, учителю следует познакомить младших школьников с основными элементами фабулы эпиче­ского произведения — экспозицией, завязкой, развитием дей­ствия, кульминацией, развязкой и с их функцией в художествен­ном произведении. Это можно сделать и на примере фольклорных сказок и небольших художественных рассказов.

Научившись нахо­дить в тексте элементы фабулы и осмыслять их роль, ребенок при­обретает критерий для деления текста на части и составления плана. Только тогда можно предложить ученикам сочинение по аналогии: самостоятельно выстроить фабулу собственного рас­сказа о новом событии, случившемся с уже известным им лите­ратурным персонажем, например Незнайкой — героем романов-сказок Н.Носова, Слоненком и Мартышкой из сказок Г.Остера и т.п.

 

Сочинения-повествования по аналогии со знакомыми детям художественными произведениями требуют переноса знаний о характере персонажей в собственное произведение. Герои рассмот­ренного на уроке рассказа попадают в новую, заданную учите­лем ситуацию, и ученик должен придумать, как они поведут себя. Таким образом, тема задается учителем, жизненный материал во многом заимствуется из произведения, ребенок-автор выстраива­ет свой текст по аналогии, внося лишь необходимые изменения, связанные с новой ситуацией.

Таким образом, аналогия может проводиться либо с персона­жем (персонажами), либо с ситуацией, в которую попадают ге­рои.

Освоить логику построения научно-популярного текста тоже помогают сочинения по аналогии. Например, после анализа рас­сказа Г.Я.Снегирева «Почему...?» детям задается аналогичный во­прос (они и сами могут их придумать), а ответ предлагается най­ти в научной литературе и изложить его в занимательной форме. Иногда вопросы могут быть совершенно неожиданными, и ответ на них нужно придумать: «Почему у верблюда два горба, а у све­тофора три глаза?» При работе над этими сочинениями формиру­ются представления о рассуждении как типе текста, о компози­ции рассуждения, о логике и последовательности аргументов.

 

Эффективны и сочинения по данному началу. Детям предлагает­ся начало художественного произведения, а они должны продол­жить его, доведя действие до логического конца. При этом требу­ется сохранить логику характеров персонажей и придерживаться заданной автором атмосферы и авторского стиля.

На первом этапе целесообразно прочитывать большую часть рассказа (с кульминацией включительно). Дети придумывают раз­вязку и финал (коллективно устно, а потом и индивидуально пись­менно). По мере развития речи детей работа усложняется: рассказ читается до кульминации, а потом прочитывается только вступление и завязка; название рассказа сначала сообщается, это по­могает ориентироваться в сюжете, а потом опускается. Детские сочинения обязательно зачитываются, анализируются и выбира­ются наиболее удачные, причем выбирают дети, учитель лишь направляет движение их мысли, задавая критерии оценки.

После освоения названных видов литературно-творческой деятельности можно предлагать де­тям сочинять рас­сказы-повествования на предложенную учителем тему, связанную с изучаемым литературным материалом.

 

Перечисленные литературно-творческие работы в начальной школе чаще всего предлагаются детям после изучения произведе­ния, которое оказывается для детей «учебным материалом» для создания сочинений по аналогии. Например, при изучении фольк­лорных сказок система работы будет выглядеть следующим обра­зом.

 

Вариант 1. Литературно-творческая деятельность строится на основе изученного на уроке произведения, с опорой на знания и умения, полученные в ходе анализа. Работа над сочинением про­водится с установкой на то, что все, чему дети учатся, создавая собственные сказки, пригодится им при анализе новых фольк­лорных сказок, т. е. ориентирует учеников на установление связей между читательской и литературно-творческой деятельностью. На следующем уроке опыт детей, полученный при создании собствен­ных сказок, активно используется при анализе новых сказок.

Например:

Уровень восприятия — анализ сказки « Петушок и бобовое зернышко »

Уровень создания — сочинение кумулятивной сказки по композиционной схеме

Уровень восприятия — анализ сказки « Лиса и заяц», «Старик и волк »

В конце обучения в начальной школе можно пробовать пред­лагать литературно-творческие работы до изучения произведения на сходную или аналогичную с ним тему и проблему, а потом сравнивать то, как раскрыли тему и проблему ученики, с тем, как это сделал мастер слова.

 

Вариант 2. Литературно-творческая деятельность предшеству­ет изучению фольклорной сказки. Например, перед изучением сказки «Лиса и журавль» дети сочиняют сказку о животных, кото­рые никак не могут договориться о чем-то между собой.

 

Примеры уроков в I классе с использованием метода литературного творчества школьников

1. Урок — сочинение кумулятивной сказки проводится после анализа кумулятивной сказки «Петушок и бобовое зернышко ».

Переход от читательской к литературно-творческой деятель­ности осуществляется посредством постановки речевой задачи:

Можем ли мы сами сочинить кумулятивную сказку? О чем мы должны помнить при создании кумулятивной сказки? (О ее особенностях — повторах, о нарастании напряжения.)

Как вы думаете, если схема кумулятивной сказки у нас одна, значит ли это, что сказки должны получиться одинаковые у всех? (Нет, схема одна и та же, а герои и события у всех разные.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.