Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность Банка России




Вопрос

Нормативные акты и иные документы Банка России

Структура ЦБ РФ

Полномочия Банка России

Тема 4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЦБ

В соответствии со ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ» у Банка России три цели деятельности:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) развитие и укрепление банковской системы РФ;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Для реализации целей (функций) своей деятельности и соответствующих задач Банк России имеет следующие права:

1. По вопросам, отнесенным к его компетенции (т.е. по всем вопросам, связанным с проведением банковских операций), издавать нормативные акты, обязательные как для федеральных органов власти, власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, так и для всех юридических и физических лиц (в случае их участия в банковских отношениях). Указанные акты Банк России издает в форме указаний, положений и инструкций и они (за некоторыми исключениями) в установленном порядке должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

2. Участвовать в разработке экономической политики Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной финансовой политики.

3. Держать у себя средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено в федеральных законах. Банк России без взимания комиссионных проводит операции со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также операции обслуживания государственного долга РФ и операции с золотовалютными резервами. Банк России и Минфин РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных операций по поручению Правительства РФ.

4. Устанавливать: процентные ставки по своим операциям (ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки); нормативы, обязательные для кредитных организаций, в том числе нормативы резервных требований; дифференцированные по видам кредитных организаций обязательные нормативы и методики их расчета; обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных платежей, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности; порядок представления участниками банковских групп информации об их деятельности.

5. Принимать решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдавать им лицензии на осуществление банковской деятельности, приостанавливать действие указанных лицензий и отзывать их.

6. Запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

7. Предъявлять квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей кредитных организаций и их филиалов.

8. Регулировать общий объем кредитов, выдаваемых кредитным организациям.

9. Проводить с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, в частности, следующие операции (они должны служить достижению законодательно установленных целей деятельности ЦБ): выдавать кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено в законе о федеральном бюджете; покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; покупать и продавать облигации, эмитированные самим Банком России, и депозитные сертификаты; покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; покупать, хранить, продавать драгоценные металлы; проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы; выдавать поручительства и банковские гарантии; открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств. При этом обеспечением кредитов Банка России могут выступать: драгоценные металлы в слитках; иностранная валюта; векселя и государственные ценные бумаги (по списку, определяемому Советом директоров ЦБ); в случаях, установленных Советом директоров ЦБ, — другие ценности, а также гарантии и поручительства.

10. Осуществлять банковское обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных в федеральных законах. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

11. Представлять интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками других государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

12. Выдавать разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, проводить аккредитацию представительств кредитных организаций других государств на территории РФ; открывать свои представительства в других государствах.

13. Устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

14. Организовывать и осуществлять валютное регулирование и валютный контроль.

15. Вести постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями законодательства, нормативных актов Банка России, в том числе установленных ими обязательных нормативов.

16. Проводить проверки кредитных организаций и их филиалов, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений, применять в необходимых случаях к нарушителям предусмотренные в законе меры воздействия, вплоть до отзыва у них лицензий.

17. Анализировать деятельность кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.

18. Устанавливать методики определения собственных капиталов кредитных организаций, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива, оценивать активы и пассивы кредитной организации на основании методик, устанавливаемых в нормативных актах Банка России (кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер ее капитала, определенный Банком России).

 

Банк России не может, в частности:

1) входить в капиталы кредитных организаций, если иное не установлено в федеральном законе (но может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств);

2) давать кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (за исключением случаев, когда это предусматривается в законе о федеральном бюджете), давать кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 3) вести банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями (не имеющими лицензии на банковские операции), и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в Законе;

4) приобретать акции (паи) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных в Законе;

5) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

6) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных в Законе;

7) пролонгировать (продление срока действия договора) выданные кредиты (исключение может быть сделано по решению Совета директоров ЦБ).

8) требовать от кредитных организаций выполнения не свойственных им функций, предоставления не предусмотренной в федеральных законах информации о клиентах и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц;

9) устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные в федеральных законах ограничения на проведение клиентами кредитных организаций операций, обязывать кредитные организации требовать от клиентов документы, не предусмотренные в федеральных законах.

 

Ответственность ЦБ РФ условно можно рассматривать в двух аспектах. Первый связан с процедурами утверждения и освобождения от должностей руководства Центробанка, второй касается его подотчетности Государственной Думе в плане некоторых содержательных моментов работы.

Первый аспект ответственности ЦБ РФ включает в себя следующие моменты.

1. Банк России подотчетен Государственной Думе РФ и Президенту РФ, и это означает, в частности: Председателя Банка России назначает на должность и освобождает от должности Дума (по представлению Президента РФ); членов Совета директоров Банка России назначает на должности и досрочно освобождает от должностей Дума.

2. Высших органов управления Банка России два (хотя такое решение представляется небесспорным):

• коллегиальный Национальный банковский совет (НБС), в состав которого входят 12 человек, из них двоих делегирует Совет Федерации РФ, троих — Государственная Дума РФ, троих — Президент РФ, троих — Правительство РФ (каждый из этих органов власти, направивший своих представителей в состав НБС, может отозвать их и заменить другими лицами); в состав НБС входит также Председатель Банка России; члены НБС, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают плату за эту деятельность; общее руководство деятельностью НБС осуществляет его Председатель, которого избирают из своего состава члены НБС;

• коллегиальный Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 других членов, работающих в Банке России на постоянной основе.

Председатель Банка России назначается на должность сроком на четыре года. Кандидатуру на эту должность Президент РФ представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. Если кандидатура, предложенная на должность Председателя, отклонена, то Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более чем 2 раза. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Дума по представлению Президента может освободить Председателя Банка России от должности только в случаях, если: истек срок его полномочий; он не в состоянии исполнять свои служебные обязанности (что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии); он сам подал заявление об отставке; совершил уголовно наказуемое деяние (должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда); нарушил федеральные законы, регулирующие деятельность Банка России.

Остальных членов Совета директоров назначает на должности тоже Дума (также на четыре года), но по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом. Освобождаются они от должностей в несколько ином порядке: если истек срок их полномочий, то их увольняет Председатель, если этот срок не истек, то требуется решение Думы (по представлению Председателя ЦБ).

Второй аспект ответственности ЦБ включает следующее.

1. Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, ежегодно заслушивает представление Банком России его годового отчета, а также проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» и «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год.

2. Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Думу (а также Президенту и Правительству РФ) проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год и не позднее 1 декабря — окончательный вариант. Указанный документ должен включать в себя: концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России; краткую характеристику состояния экономики РФ; прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки; сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год; прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год; ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики. заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золото­валютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год; варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры; план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Дума рассматривает документ и принимает решение не позднее принятия ею закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

3. Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Думе свой годовой отчет, в который входят: отчет о деятельности ЦБ, в том числе перечень мероприятий, реализующих единую государственную денежно-кредитную политику, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров указанной политики; анализ состояния экономики РФ,, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ; годовая финансовая отчетность Банка России; аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России; заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБ, на которые распространяется действие Закона «О государственной тайне».

При этом под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются: годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о прибыли и ее распределении; отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России; отчет об управлении Банком России входящими в состав его имущества ценными бумагами и долями в капиталах организаций; отчет о расходах на содержание служащих Банка России; отчет об исполнении сметы капитальных вложений.

Дума направляет годовой отчет ЦБ Президенту, Правительству (для заключения), рассматривает его сама до 1 июля и принимает решение. Отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным;

4. Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.