Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблематика и система образов




«Обыкновенная история». Коллизия «отцов и детей». Александр Адуев и его дядя Петр Иваныч. Диалоги дяди и племянника. Яркая стилевая особенность романа – его «драматургизм», обусловленный «диалоговой» структурой. Попытки дяди, прошедшего через свою «обыкновенную историю», заставить племянника честно посмотреть на себя. «Скажи-ка, зачем ты сюда приехал? <…> …Ты приехал сюда делать карьеру и фортуну… <…> Мысль хороша – только… напрасно ты приезжал». Дядя пытается «гнать» племянника из Петербурга домой. Дядя не так уж хочет, чтобы племянник повторил его собственную эволюцию. Он непрочь попытаться уберечь Александра как личность от «обыкновенной истории». «Женская проблематика». У русских дворянок «преждевременно» и «неправильно» развивают сердце, при этом «оставляя в покое ум». Женская «обыкновенная история»: образ Лизаветы Александровны. «Семейное закрепощение», «семейное рабство» – тенденциозность Гончарова, ведь в реальной жизни это просто напросто та система ролевых отношений в семье, которая сформировалась издавна и обеспечивала стабильность и нравственное здоровье русской семьи как общественного и нациокультурного явления. Художественно неубедительная «эмансипаторская» линия в романе: ведь Петр Иваныч отнюдь не семейный самодур, а добрый и тонкий человек. («Направительные» повороты в сюжетах романов Гончарова дают себя знать неоднократно и ослабляют реалистичность изображаемого: в «Обломове» авторское желание оказаться на гребне общественного увлечения национальной самокритикой породило образ шаржированного пассивного и безынициативного главного героя. В «Обрыве» противоположные умонастроения автора отразил непривлекательный образ нигилиста Марка Волохова, тоже явно шаржированный в духе «антинигилистического» идейного «направления».) Карьерный взлет Александра Адуева для читателя неожидан и ходом сюжета не подготовлен: он механически вводится в роман как необходимый автору «идейный» финал изображаемой эволюции молодого романтика.

«Обломов». Образ главного героя как художественный шарж с элементами гротеска. Андрей Штольц – также образ с элементами гротесковости – он только предпринимательствует, кипит некоей энергией, но в общем по-человечески однобок и ущербен. Образы страдают схематизмом, как и образ Ольги Ильинской. Окружают же их блестяще написанные реалистические характеры: Захар, Анисья, Агафья Матвеевна Пшеницына, Тарантьев, Мухояров и др. Отношение Гончарова к Обломову неоднозначно: этот герой благороден, искренен и добродушен. Губительная инертность Обломова – его беда, а не порок. Недопустимость истолковывать роман с «классовых» позиций! «Феодальные» взаимоотношения барина Обломова и слуги Захара исполнены добродушного комизма. Образу Штольца Гончаров придавал особое значение. Автор старается внушить читателю, что Штольц – пример для подражания, выражающий идеал деятельной личности. Но это, видимо, самый неубедительный образ в романе, потому что самый тенденциозный. Логика образа Штольца находится в противоречии с отношением к нему Гончарова.

«Обрыв». В обрисовке образа Райского Гончаров достигает небывалого для него ранее художественного психологизма. В детстве Райскому свойственны необыкновенная наблюдательность в сочетании с неумением логически последовательно мыслить в простых ситуациях. Взрослый Райский весь составлен из противоречий. Человек искусства. Вокруг него выстраивается многогранный сюжет «Обрыва». Образ бабушки Татьяны Марковны Бережковой. Символика образа. Марфенька и Вера как воплощение «архетипической» пары сестер (Марфа и Мария, Ольга и Татьяна…). Марк Волохов (см. выше). Иван Иванович Тушин воплощает в романе новый гончаровский идеал русского человека. (Очевидна определенная однотипность Петра Адуева, Штольца и Тушина как воплощений деятельного и сильного характера. Но три романа, писавшиеся в разное время и в своем целом отразившие эволюцию взглядов автора, всякий раз по-иному истолковывают общественную суть очередного героя-деятеля, не говоря уже о различии человеческих индивидуальностей данных персонажей.) Гончаров отказался от «эмансипаторских» идей времен «Обыкновенной истории», от своих «русско-немецких» иллюзий и утопий времен «Обломова», а также присоединил свой голос к голосам писателей, говоривших об опасности «нигилистического» поветрия. Эротическая проблематика: образы Уленьки и Марины, Полины Карповны, Райский, влюбляющийся поочередно в трех своих кузин, «падение» Веры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.