Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Процесс обучения




 

План

1. Сущность и структура процесса обучения.

2. Основные компоненты процесса обучения.

3. Этапы процесса обучения.

 

Литература

1. Дьяченко В.К. Организованная структура учебного процесса и его развитие. – М., 1989.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя – М., 1987.

3. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. – М., 1989.

4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

5. Лернер И. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики //Сов. пед-ка. – 1989. – № 11.

6. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

7. Педагогика под ред. Ю.К. Бабанского – М., 1988

8. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным // Пед-ка. – 1993. – № 2.

9. Тагунова И.А. Мотивация как целеполагающий компонент учения // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2/58 – М., 1991.

10. Ратанова Г.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1990. – № 5.

11. Кузнецова Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний // Пед-ка. – 1993. – № 4.

 

1. Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Процесс обучения – это часть целостного педагогического процесса.

Основу процесса обучения составляют дидактические отношения: педагог–учащийся; учащийся – содержание образования; учащийся – учебный коллектив, педагог– содержание образования и др.

ПО

Деят-ть учителя деят-ть учащихся

Знания

Умения

Навыки

Основным в цепи отношений является отношение «педагог–учащийся–объект усвоения». При этом роль педагога, как справедливо замечает Выготский, сводится к тому, чтобы быть «организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником». Структура процесса обучения:

1. процесс преподавания

2. процесс учения – деятельность учеников.

Деятельность учителя предполагает:

1. объяснение учащимся целей и задач образования;

2. знакомство с новыми предметами и событиями;

3. руководство процессом приобретения понятий;

4. руководство процессом познания закономерностей и научных законов;

5. руководство процессом перехода от теории к практике;

6. организацию практическо-творческих занятий;

7. проверку и оценку приобретенных учащимися знаний, умений и навыков..

Процесс обучения

Процесс преподавания процесс учения

(деятельность учителя) (деятельность учеников)

знания

умения

навыки

Формы деятельности педагога:

1. вводит в деятельность учащихся;

2. разделяет их действия;

3. имитирует действия

4. поддерживает;

5. выступает в качестве партнера.

Деятельность учащихся предполагает:

1. действия по созданию позитивной мотивации к учебе;

2. познание новых предметов и событий;

3. процессы обобщения для формирования понятий;

4. познание закономерностей и научных знаний;

5. приобретение знаний, умений и навыков;

6. практические занятия;

7. самоконтроль достижений.

Учение школьников складывается из определенных действий, зависящих от положения, которое занимает обучаемый в поле педагогических воздействий, т.е. от того, какую функцию он выполняет в педагогической ситуации. Могут быть следующие функции:

1. пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;

2. активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;

3. организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.

В соответствии с тремя указанными функциями выполняются 3 вида обучающих действий:

1. преподавание готовых знаний

2. естественное самонаучение

3. направленная познавательная деятельность ученика.

Для каждого их этих обучающих действий характерны свои способы управления деятельностью обучающегося, свои методы обучения. Так, преподавание готовых знаний и умений выражается через сообщение, разъяснение, преподавание, показ.

Естественное самонаучение предполагает как побудители интерес, любопытство, увлечение. Наконец, направленная познавательная деятельность предполагает постановку задач, проблем, обсуждение, дискуссию, совместное планирование и т.д.

Процесс обучения призван осуществлять три функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Это не случайно, ибо всестороннее развитие личности предполагает единство образованности, воспитанности и общей развитости.

Рассмотрим эти функции.

Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, теории и т.д.

Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета, практические умения и навыки (анализ текста, лингвистический анализ и т.д.)

Кроме специальных умений и навыков школьники должны овладеть общеучебными умениями – работа с книгой, микроскопом и т.д.

Воспитательная функция. Она реализуется одновременно с образовательной, формируя мировоззрение, этические, эстетические представления, взгляды, убеждения, способы поведения и т.д. Она органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но осуществляется посредством специальной организации обучения учителя и учеников. Между образованием и воспитанием не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания тотчас же оказывает благотворительное влияние на ход обучения, т.к. воспитание дисциплинированности, организованности и т.д. создает условие для успешного обучения.

Обучение и воспитание развивают личность. Однако в процессе обучения важно учитывать и развивающую функцию и стараться развивать восприятие, двигательную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.

Все три функции перекрещиваются в процессе обучения. Все они связаны: одна предшествует другой, является причиной м следствием.

В процессе обучения выделяют следующие компоненты:

1. целевой (осознание цели обучения как учителем, так и учеником);

2. мотивационный (определяется деятельность, приобретает индивидуально личностный смысл);

3. содержательный (план–программы– учебник–учитель);

4. операционно-деятельностный (формы, методы обучения);

5. контрольно-регулировочный (виды контроля);

6. оценочно-результативный (оценка, самооценка).

Все эти компоненты необходимо рассматривать во взаимосвязи. Цель определяет содержание. Цель и содержание требуют определенных методов, средств, форм обучения. По ходу обучения необходим контроль. И, наконец, все компоненты процесса обучения обеспечивают результат.

Путь познания истины: от простого содержания к абстрактному мышлению и от него к практике. Обучение имеет свою специфику познания. С помощью чувств человек познает внешние признаки, затем идет восприятие, а затем осмысление. Чувства, восприятие, мышление находятся в единстве между собой. Высшая ступень осмысления характеризуется абстрактным мышлением. Исходя из этого, выделяют основные этапы процесса обучения:

1. Восприятие

2. Осмысление

3. Обобщение

4. Повторение

5. Применение знаний

6. Контроль.

Восприятие – это отражение предмета или явления в целом в момент непосредственного воздействия на наши органы чувств.

От чего зависит полнота восприятия?

1. от прошлого опыта

2. от увеличения числа каналов восприятия, т.е. органов чувств

3. от знакомства материала.

Видом восприятия является наблюдение. Наблюдение – это намеренное восприятие предмета или явления с целью углубленного изучения.

Условия наблюдения.

1. четко определять цель наблюдения

2. должна быть база для наблюдений

3. наблюдение должно проводиться планомерно и систематически

4. результаты наблюдений должны фиксироваться.

На основе восприятия и наблюдений складываются представления.

2. Основу осмысления составляют понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это совокупность знаний о существенных и наиболее устойчивых признаках однородных предметов и явлений.

Суждения – это утверждение или отрицание какой-либо связи между предметами и явлениями.

Суждения образуются двумя путями:

1. непосредственно (констатируется то, что воспринимается)

2. путем умозаключений или рассуждений.

Умозаключение – это вывод нового суждения из других суждений. С их помощью мы получаем новые знания.

Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация.

Анализ – мысленное растление предмета на части.

Синтез – соединение частей.

Сравнение – мыслительный процесс, с помощью которого устанавливаются сходства и различия.

Систематизация – расположение предметов в определенном порядке.

Конкретизация – подведение единичного факта под общее понятие.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков и выделение существенных.

3. Истинность знаний проводится на практике. В основе проверки истинности знаний на практике лежит овладение умением обратного перехода, т.е. от абстрактного к единичному, конкретному, от усвоения обобщенных понятий к их применению в конкретных условиях.

С педагогической точки зрения этот переход от абстрактного к конкретному в учебно-познавательной деятельности обеспечивает решение трех задач: закрепление знаний, формирование на основе знаний определенных умений и навыков, а также применение знаний для решения проблем повседневной жизни.

4. Контроль для того, чтобы посмотреть, как идет рост учащихся.

Функции контроля.

1. помогает определить соответствие учебных действий условиям учебной задачи;

2. с помощью контроля достигается правильность выполнения, полнота знания;

3. обеспечивается обратная связь на уроке: учитель – ученик;

4. контроль помогает осуществлять развивающую функцию

Виды контроля

1. Прогнозирующий

2. Процессуальный (текущий)

3. Тематический

4. Итоговый

В процессе обучения учитель должен помнить:

1. каждый учащийся должен быть мотивирован на учебу, т.е. отдавать себе отчет для чего он учится

2. учеба должна проводиться в условиях физического и психологического комфорта

3. процесс учебы должен сопровождаться только положительными эмоциями: радость нового знания, радость достижения, удовлетворенность похвалой.

При этом отрицательные эмоции недопустимы, унижение от критики, приступы неверия в свои силы, скука.

Обеспечить все это может лишь дифференцированное обучение.

Цели дифференцированного обучения: с психолого-педагогической стороны – это создание оптимальных условий для выявления задатков развития, интересов, способностей каждого школьника; с социальной – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества; с физической – создание новой методической системы обучения, основанной на принципиальной новой мотивационной основе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.