Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Дидактические основы проблемного обучения




 

План.

1. Истоки проблемного обучения в педагогике.

2. Понятие о проблемном обучении, его основные функции и особенности.

3. Проблемные ситуации, способы их создания в процессе обучения.

4. Особенности протекания мыслительной деятельности в условиях проблемной ситуации.

Литература

1. Матюшкин А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990., С. 218-235.

3. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968.

 

Итак, изучив основные компоненты учебного процесса, мы рассматриваем, что может сделать этот учебный процесс наиболее интенсивным, оптимальным. На прошлой лекции мы говорили о дифференциации обучения как о средстве активизации познавательной деятельности школьников, реализации их возможностей, интересов и потребностей и тем самым повышения уровня обучения. Сегодня нам предстоит рассмотреть особенности проблемного обучения, использование которого в учебном процессе тоже повышает его эффективность.

Если учитель на занятиях предпочитает репродуктивные формы сообщения знаний, то и мыслительная деятельность учителя будет репродуктивной. Полученные репродуктивным путем знания малоподвижны, формальны. Чаще всего ученик не может применить их в новой ситуации, а следовательно, мы не можем говорить о системе его знаний, где одно базируется на другом, одно вытекает из другого и т.д. Исследования показали (как далекого прошлого, так и современные), что наиболее благоприятные условия для творческого, а значит наиболее продуктивного мышления складываются тогда, когда человек сталкивается с противоречием, когда перед ним возникает проблема, требующая разрешения.

Это было впервые замечено и активно использовалось в глубокой древности Сократом. Именно он является родоначальником сократического (или как мы сейчас говорим проблемного) метода обучения. Сократ старался поставить собеседнику такой вопрос, чтобы он вызвал у него затруднение и последующую за этим активность мысли. Это является основой дискуссий Сократа. Этот же прием был известен в пифагорейской школе, сложные вопросы ставили и софисты.

Стремление к активному обучению характерно и для философских взглядов Ф. Бэкона. Он критически относился к истинам словесным и требовал поиска истины путем изучения действительности.

Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали пути превращения учебного труда в радостный процесс познания мира, пути развития умственных сил учащихся. Одним из первых сторонников активного учения школьников был Я. Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указание на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знания и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит «мыслить чужим умом».

За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу и французский философ Ж.-Ж. Руссо.

«Сделайте вашего ребенка, – писал он, – внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…».

Ф.А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». И далее: «То чего человек не приобрел путем своей самостоятельности – не его».

Таким образом, уже эти факты позволяют нам сделать вывод о том, что проблемное обучение известно в педагогике с незапамятных времен. Однако подход к нему, определение его сущности, развитие был различным. Так в период царской гимназии Ушинский создает дидактическую систему, направленную на развитие умственных сил учащихся. Однако идеи развития самостоятельности ученика никак не соответствовали задачам гимназии и эта система не внедрялась, а запрещалась и истреблялась.

Аналогично в 20-е годы активно разрабатываются идеи проблемного обучения в педагогике. А в 30-е годы намечается отказ от прежних достижений. М. Скаткин писал: «Исследовательский метод в обучении был предан забвению». Несмотря на то, что и Крупская, и Луначарский, и Райков говорили о его целесообразности. И только с начала 60-х годов начинает настойчиво развиваться мысль о необходимости развития и разработки проблемного обучения.

2.

Итак, что такое проблемное обучение?

Проблемное обучение – это вид развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов проблемного обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование научного мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Одна из функций обучения – ведущий элемент современной системы развивающего обучения.

Существенным моментом является то, что проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а именно методов, построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности.

Проблемная ситуация и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения.

Рассматривать проблемное обучение следует во взаимосвязи преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность учащихся).

Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала и его объяснению и управлению деятельностью учащихся в условиях проблемной ситуации новых знаний как в виде готовых выводов, так и путем самостоятельной постановки учебной проблемы и ее решения.

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или при помощи учителя) анализа проблемной ситуации, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения гипотез, их обоснования и доказательства.

Функции проблемного обучения

Общие

1. развитие интеллекта учащихся, т.е.

2. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

3. формирование творческого мышления как основы научного мировоззрения;

4. формирование всесторонне развитой личности.

Специальные функции

1. Формирование навыков творческого усвоения знаний;

2. Формирование навыков творческого применения знаний

3. формирование и накопление опыта творческой деятельности

4. формирование навыков учения.

Особенности проблемного обучения.

1. Проблемное обучение – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину и прочность знаний.

2. Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся.

3. Дидактическим принципом проблемного обучения является индивидуальный подход.

Индивидуализация обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному.

4. Динамичность проблемного обучения. Это обусловлено динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие. Одна ситуация переходит в другую естественным путем.

5. Высокая эмоциональная активность ученика. Это обусловлено: 1) тем, что сама проблемная ситуация является источником возбуждения; 2) активная мыслительная деятельность ученика неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности.

Исходя из особенностей, проблемное обучение обеспечивает: 1) прочность знаний и особый тип мышления; 2) глубину убеждений, 3) творческое применение знаний в жизни.

3.

В основе проблемного обучения – проблемная ситуация. Проблемная ситуация составляет специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. Ситуация называется проблемной, когда мысль сталкивается с противоречием, объяснение и разрешение которого требует самостоятельного мыслительного поиска и открытия новых знаний.

Для создания проблемной ситуации мало только предложить вопрос или сформулировать проблему, нужно чтобы она была принята учеником, чтобы он ощутил потребность в ее разрешении. Иногда сами ученики обнаруживают противоречия в процессе изучения той или иной темы и формулируют проблему. Но чаще всего это задача учителя, ибо ученики не замечают ее, и он должен обнаружить это противоречие и создать проблемную ситуацию.

Способы создания проблемных ситуаций.

1. Сопоставление различных мнений об одном и том же литературном герое, произведении, литературном явлении (сталкивание мнений Каткова и Антоновича о романе Тургенева «Отцы и дети» ли Кто прав в оценке Катерины Добролюбов или Писарев?).

2. Иногда учащимся можно предложить только одно суждение критика, но проблемная ситуация возникает в том случае, если это мнение противоречит впечатлениям самих учащихся. (Можно ли согласиться с Добролюбовым в оценке Катерины?).

3. Интенсивную умственную деятельность вызывают задания, сравнения лит. факторов с определенной целью. (Сопоставьте стих-е Рылеева ««и стих-е Лермонтова «Дума». Какие общие мотивы в них? Чем можно объяснить разницу настроения в каждом из этих произведений?).

4. Сопоставляя литературное произведение с иллюстрацией к нему или иллюстрацией нескольких художников к одному и тому же произведению.

5. Сопоставление исполнения одной роли разными актерами. (Яблочкина, Самойлова, Доронина – образ Софьи).

6. Проблемные ситуации часто возникают на основе выявления противоречий в самом литературном мастерстве (Победитель или побежденный Чацкий).

Все эти проблемные ситуации возникают в процессе урока. Учитель создает ее и руководит ею. В основе ситуации – проблемные задания или проблемные задачи. Они могут быть даны также конкретным учащимся, группе учащихся для самостоятельного разрешения, а так и целому классу в процессе урока. (Так, например, при изучении рассказа Чехова «Хамелеон» дается такое задание: слушая рассказ, установить к кому относится его название.

Или

Почему, выслушав восторженную характеристику Молчалину Софьи, Лиза смеется? Это задание всему классу.

Индивидуальные и групповые задания.

Прочитайте начало 7 гл. «Мертвых душ». Отметьте, где меняется стиль повествования. Объясните соседство разных языковых стилей в этой главе и в поэзии в целом.

Можно ли повесть Гоголя «Шинель» считать произведением реалистическим. Обоснуйте свой ответ.

 

4.

Как протекает мыслительная деятельность в условиях проблемной ситуации?

Сначала возникает момент удивления или недоумения, вызванное противоречием. Этот момент сменяется интенсивной умственной деятельностью. Ученик ищет выход из противоречия. При необходимости проблемную задачу можно расчленить на несколько вопросов, которые нужно решить. Так рождается гипотеза. Затем начинаются поиски ответа на каждый выделенный из задачи вопрос. При этом ученик приводит в движение имеющиеся у него знания, соотносит их с возникшей ситуацией, ищет недостающие факты, рассматривает их в отношении к условию задачи, отбрасывает ненужное и постепенно подходит к ответу на главный вопрос задачи.

Школьников нужно учить рассматривать задачу, намечать ход решения, вырабатывать способы решения.

На более высоком уровне проблемные задания, вопросы нужно давать на дом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.