Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высшие психические функции. Понятие об ощущении




Нарушения личности.

Теории личности.

В науке сложилось восемь устойчивых теорий личности: психо­аналитическая (3. Фрейд), аналитическая (К. Юнг), индивидуальная (А. Адлер), когнитивная (Дж. Келли), гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс), поведенческая (А. Бандура), деятельностная (А.Н. Ле­онтьев), диспозиционная (Г. Одпорт). Существуют и другие подхо­ды, а также постоянно возникают новые.

При рассмотрении структуры личности мы сталкиваемся с одной из наиболее слож­ных и дискуссионных в современной психологии проблем – проблемой соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности.

 

З.Фрейд выделяет три основных блока личности: ид, эго и суперэго.

Ид или "Оно" - наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности;

Эго или "Я" - сознание. Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде.

Суперэго или "Сверх-Я" - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. "Оно" находится в конфликте со "Сверх-Я".

 

Классификации личностных нарушений остаются все еще спор­ными. В отечественной психологии выделяют:

1) нарушение структуры иерархии мотивов, что влечет за со­бой изменение деятельности: из опосредованной она превращается в импульсивную, некоторые мотивы становят­ся влечениями (например, при алкоголизме), доминируют в жизни больного;

2) формирование патологических потребностей и мотивов.

В этом случае меняется самосознание человека, его образ «Я», что приводит к появлению, например, синдрома дисморфобии (представление о мнимом внешнем уродстве), анорексии (отсутствие аппетита) и т.п.;

3) нарушение смыслообразования. Происходит сужение круга явлений, которым чело­век придает смысл;

4) нарушение саморегуляции. В процессе саморегуляции дальние цели не участвуют, т.е. не расставляются приоритеты;

5) нарушение критичности и спонтанности поведения. Нару­шение критичности проявляется в отсутствии цели при совершении действий, расторможенности поведения, в нецеленаправленности суждений и т.п. При этом деятельность больного лишена смысла и замещается действиями, за которыми не стоит смыслообразующий мотив.

 

 

Ощущения – это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств и внутреннее состояние человека в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Свойства ощущений (как отличительные черты этого психического процесса):

1) Мономодальность – анализаторная система филогенетически приспособлена к отражению только одного вида раздражителей (глазом нельзя слышать).

2) Качественные различия – отражение качественных различий между раздражителями (отличие цвета от звука, а также различия внутри одного раздражителя – например, оттенки цвета, диапазон звука).

3) Интенсивность – отражение количественной стороны воздействующего раздражителя (его силы и длительности). Чем сильнее раздражитель, тем меньше латентный период – время между началом действия раздражителя и началом возникновения ощущения.

4) Локализованность – любое ощущение содержит источник его пространственного расположения.

5) Эмоциональная окрашенность – возникающие ощущения сопровождаются позитивным или негативным отношением человека к ним (положительными или отрицательными эмоциями).

Функции ощущений: 1) защитная; 2) координация жизнедеятельности человека; 3) обеспечивает предоставление сенсорного материала для построения психических образов.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер.

 

Основные характеристики анализаторов:

1. Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются. Верхний порог- максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax) Интервал между Jo и Jmax носит название "диапазона чувствительности).

Опыт. Усваивая такое понятие, как «порог чувствительности», предварительно ставится вопрос: «Всякое ли воздействие на рецептор вызывает ощущение?» Один из учащихся, закрыв глаза, протягивает руку ладонью вверх. На середину ладони учитель осторожно опускает небольшой кусочек ваты, спрашивая, ощущает ли учащийся прикосновение. Учащийся обычно отвечает «нет», так как легчайшее прикосновение ваты им не ощущается. Вату продолжают класть, пока учащийся не скажет, что он почувствовал легкое прикосновение. Тогда он открывает глаза и с удивлением обнаруживает на своей ладони большой ком ваты. Дается ответ на поставленный вопрос: первое, легчайшее прикосновение ваты не ощущается.

2. Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (ΔJ). Величина ΔJ пропорциональна интенсивности сигнала J; ΔJ/J = К – закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01, для слухового – К = 0,1.

Опыт. Кладется на ладонь салфетка и потом телефон - создается разница ощущений.

3. Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна силе раздражителя J (закон Вебера-Фехнера).

5. Временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Объем зрительного восприятия при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4-8 элементов.

6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.