КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Община, практика хозяйствования и общения в ней формировали и определенные личностные типы русского крестьянина
Вероятно, основным типом следует считать тип «труженика», «пахаря», человека, который много и честно работает не ради денег, а чтобы обеспечить достойное существование себе и близким. В русском фольклоре этот тип отразился в образе Микулы Селяниновича, которого «любит Мать-Сыра Земля». В поэзии Н.А.Некрасова этот же тип представлен крестьянином Проклом, персонажем поэмы «Мороз Красный Нос». Прокл – «советник родителям», «работник в поле», «хлебосол и приветник гостям», «кормилец, надежа семьи». Он, по оценке старосты, был «благодушен», «жил честно», «в сроки платил господину оброки и подать царю представлял!». Заметен также тип защитника мира (и отдельных людей в нем), а также и всей Русской земли. Илья Муромец – идеальный образ этого типа. В рассказе «Несмертельный Голован» Н.С.Лесков описал современного ему человека, который бесстрашно, без просьб и не думая о деньгах, идет на помощь другим: спасает ребенка от бешеной собаки и ухаживает за больными во время «моровой язвы». Иногда образ защитника сочетает в себе черты мученика, страдальца за мир или за родную землю. Классический исторический пример – Иван Сусанин. Но ясно, что Сусанин не мог бы проявить себя и, возможно, даже появиться, если бы подобные ему люди не были представлены в народе в достаточном количестве. Еще один тип – хранитель традиций, народной мудрости и т.п. Он воплощен в сказителях былин, ставших известными образованной публике. – Т.Г.Рябинине, П.Л.Калинине, И.А.Федосовой, М.Д.Кривополеновой и др. Современного писателя Б.Шергина можно назвать культурным представителем этого народного типа. Появлялся в общине и шутовской, скомороший тип. Шолоховский дед Щукарь – весьма яркое описание человека этого душевного склада.
Отрицательный тип, формировавшийся в общине, - всем известный «кулак-мироед». Его краткая характеристика уже дана выше. Основные выводы. В число базовых ценностей русской сельской общины входят: n сама община, «мир»; n индивид (как природное существо и субъект труда); n справедливость; n власть мира. Из модусов социальной значимости в ней доступны индивиду слава, знание, святость в специфических формах. В ней мало доступны ценности, связанные с материальной хозяйственной деятельностью – индивидуальное мастерство (в крестьянском труде), хозяйство, богатство, а также инструментальная ценность – свобода. Подобный набор ценностей отрицательно сказывается на развитии объективно необходимой деятельности (да и на повседневной практике). В общине высоко ценятся природные и некоторые социальные качества человека. На основе хозяйственной практики и всей системы взаимоотношений в общине формируется ряд личностных типов. Община устойчива, благодаря признанию значимости человека в качестве живого существа и наличию насыщенной эмоциональной атмосферы. Требуется длительное воздействие ряда факторов – деятельности рыночных людей внутри нее, последовательной государственной политики, рыночной среды вне нее, - для ее разрушения. В России комплекс этих факторов действовал недостаточно сильно и долго. Многие нормы, вошедшие в национальный характер, в том числе, отношение к богатству, привычка к массовым действия, требование равной доли и пр., несомненно связаны с практикой хозяйственной и общественной жизни в общине. Поэтому русский национальный характер может быть назван «общинным». Учитывая же влияние служебно-домашней цивилизации, русский характер может быть назван «служебно-общинным». Вопросы для самоконтроля.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |