Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы социализации




Средства социализации

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдёт его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Состав агентов очень специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми являются родители, братья и сёстры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В молодости в число агентов входят также супруг, коллеги по работе и др. По своей роли в социализации агенты различаются насколько они значимы для человека, как они оказывают влияние.

К ним можно отнести: способы вскармливания младенцев, уход за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения, окружающие человека продукты материальной культуры, элементы духовной культуры (от колыбельных песен до сказок и скульптур), стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания в семье и др.

Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации.

Рассмотрим некоторые из них. К психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импритинг (запечатление) – Фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Преимущественно происходит в младенческом возрасте.

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и др.С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизма социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит на неосознанном уровне. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание оказывается противоречит традициям ближайшего окружения. Мишель Монтень писал»…Мы можем сколько угодно твердить своё, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой!.

Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные, СМИ). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Жан Жорж Новер (фр. Балетмейстер) писал, что «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большой силой и определённость, нежели страсти людей обыкновенных, им легче подражать». Люди в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни».

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определённой субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определённого возраста или определённого профессионального или культурного слоя, который в целом создаёт определённый стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процесс взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и др. Значимыми лицами могут быть родители, сверстник и др.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений?

2. Как осуществляется взаимодействие общества и государства в процессе социализации?

3. Какова роль национального языка в процессе социализации?

4. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере своего города.

5. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на возрастных этапах.

 

Литература:

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

4.Смелзер Н. Социология. – М., 1994.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.