КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Про- про- про-
2. 1. Морфемного состава в школе. И словообразования. Методика изучения морфемного состава слова Содержание работы по изучению 1. Изучение морфемики и словообразования в школе. 2. Методы и приёмы работы по изучению словообразования. Оборудование: презентации к урокам «Словообразование», «Лото», «Аффиксы» и их конспекты. Состав слова и словообразование изучается в школе в 5 и 6 классах. В 5 классе рассматриваются такие понятия и термины как окончание и основа слова, корень, суффикс, приставка, однокоренные слова и формы одного и того же слова. В этом же классе даётся разбор слова по составу. Изучение словообразования в школе тесно связано с орфографией (правописание гласных и согласных в приставках, правописание з и с на конце приставок, гласные в корнях с чередованием и др.). В 6 классе к разбору по составу добавляется словообразовательный разбор, который может быть полным и частичным. При словообразовательном разборе учащиеся называют способ образования слова (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложения, слияния, переход одной части речи в другую). Изучение морфемики и словообразования в школе полезно для развития мышления, для усвоения грамматики, для развития орфографических навыков, полезно для осмысленного обогащения словарного запаса школьников. При работе над составом слова и словообразованием основным приёмом является морфемный и словообразовательный разборы. В учебниках под ред. Разумовской используется частичный морфемный разбор (только обозначают части слова), в учебном комплексе под ред. Бабайцевой используют полный морфемный разбор. Порядок морфемного разбора (по Бабайцевой)
1. Определить слово как часть речи. 2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. 3. Указать основу слова. 4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова). 5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Образец морфемного разбора Подготовка 1. Слово подготовка – сущ. 2. Для определения окончания его надо просклонять: подготовки, подготовке… выделяем изменяемую часть а. Это окончание. Оно выражает значение Ж.р., И.п., ед.ч. 3. Основа слова –подготовк-. 4. Корень слова –готов-. В нём заключено основное значение слова. Однокоренные слова: готовить, готовый. 5. Суффикс –к-. Он есть в словах: проверка, уборка. Этот суффикс служит для образования существительных. Под – приставка. Она есть в словах: поддержка, подбросить, подбежать. Для закрепления знаний по словообразованию используется и метод наблюдения. Он реализуется такими приёмами: 1) Приём выделения однокоренных слов из текста (списывание с обозначением условным знаком корней или устное их называние). 2) Приём распределения слов по гнёздам (выписывание в разные колонки однокоренных слов). 3) Приём составления гнёзд слов (Например, выписать из Толкового словаря Ожегова слова с корнем –жи-. Посмотрите статьи на букву «ж» и на буквы, с которых начинаются приставки в-, до-, за-, на-, о-, по-, про- в словах, имеющих корень жи). 4) Приём семантизации аффиксов (объяснение смысла приставки или аффикса: - укажите значение приставок в - и вы -; прочитав предложения · С тонким жужжанием в летела в комнату какая-то зеленая мушка. · Около небольшой проточки из зарослей вы летели 2 рябчика. Ответ: в имеет значение «движение вовнутрь», а вы – «движение изнутри» 5) Приём анализа стилистической функции употребления корней и аффиксов. Задание:
- Установите стилистическую функцию повторов слов с одинаковыми приставками, суффиксами или корнями: Я дарю тебе ветку с росинкой на ней. Вместе с блеклой травинкой, что ветер занёс, вместе с лёгкой дождинкой, свидетелем гроз! (Прокофьев) Ответ: Суффикс –инк помогает поэту изобразить деталь в картине, подчеркнуть малые размеры этой детали и чувство нежности к ней поэта. 6) Приём этимологического анализа. Задание: - Что обозначают корни в словах чёткий, трава, опешить, ошеломить? Произведите слово чёткий от читать, и вы поймёте, что чётким считается то, что можно легко прочитать. Поставьте слово «трава» в связь со словами «потрава», «отравиться» (объесться) с польским «потрава» - еда, и вы сразу поймёте, что трава – это нечто съедобное, съедобное. Метод видоизменения состава слова осуществляется следующими приёмами: 1) образование слов из данных морфем Образуйте наречия с приставками от прилагательных, данных в скобках: в-, на-, с- (левый, правый) и т.п. 2) Приём перевода одной части речи в другую Ученикам предлагается написать предложение, включающее антонимы. Затем от выделенных слов образовать однокоренные, относящиеся к другим частям речи, и подобрать к ним антонимы. Например. Ученики выписывают из пословицы: «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет» антонимы лень-труд; болеет-здоровеет. Затем образуют от них грамматические формы: лениться-трудиться; ленясь-трудясь; ленивый-трудолюбивый; лентяй-труженик. Убеждаются, что и эти пары слов – антонимы Метод игр используется в качестве развития интереса к уроку русского языка в 5-6 классах. Например. Игра «Молчанка». Условие – не говорить. На доске по очереди ученики выполняют задание (например, разбор слова по составу). Если ученик допускает ошибку – учитель отбирает мел и передаёт любому другому ученику. Нельзя передавать мел одним и тем же ученикам. «Кто дольше продержит мелок» Класс делится на 2 команды. Начинают выполнять задание учащиеся 1й команды, если ошибка – мел второй команде. Победитель – кто больше запишет слов и меньше сделает ошибок. Или 2 мелка: на доске работают 2 команды, если ошибка, то команда проиграла. «Не спутай кармашки» На столе у учителя лежат нужные для морфологического анализа слова, ученики подходят к столу, берут карточку со словом и вставляют в нужный карман.
1 карман – ость 2 –й -ность Горячность, честность… «Угадай» Угадать, в какой из столбиков следует записать диктуемые слова «сквозь» «вперёд» «за» «через» «перед» «вместо» «заранее» Прозрачный, программа, процент (один за сто) «Чайнворд» По теме: «Корень» придумать такие слова, чтобы корень был началом. «Лото» На больших картах при изучении темы «Словообразование» пишутся способы словообразования, а маленькие карточки-слова, которые нужно распределить.
«Кто больше» За 3 мин. придумать и записать, как можно больше слов по схеме Приставка-корень-суффикс-окончание-постфикс (глагол или причастие) Творческие задания Придумать сказку, миниатюры на грамматические темы. «Рисунок из дерева слов» Например, нарисовать дерево, которое выросло из корня –вод-, - леч- и др. Рисунок сопровождается сказкой: «Жил-был много лет назад корень вод. Не знают, что с ним делать. Посадили его и стал он расти. Много ответвлений выросло: 1) водица, водичка, обезводить; 2) подводный, безводный; 3) водопровод, водоросль и др. 4) водяной, водянка, водянистый и др. Дети рассуждают, чем они отличаются. Домашнее задание 1) В школьном учебнике рассмотреть любой параграф по словообразованию (5 кл.), выделить - методы и приёмы объяснения нового материала (индуктивно-дидуктивный – упр., правило; дидуктивно-индуктивный – правило, упражнение); - какие таблицы использованы, какие бы вы использовали; - какой материал даётся для наблюдения, какой для дидактических упражнений, какие навыки приобретают учащиеся при выполнении данных упражнений; - какой сопутствующий материал повторяется, как он взаимосвязан с изучаемым. 2) Составить любой урок по словообразованию (5 кл.). 3) Проанализировать конспект открытого урока по словообразованию.
Повторение по теме «Словообразование» в 5 классе (Урок-путешествие) Цели: 1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Словообразование».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |