Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Про- про- про-

2.

1.

Морфемного состава в школе.

И словообразования.

Методика изучения морфемного состава слова

Содержание работы по изучению

1. Изучение морфемики и словообразования в школе.

2. Методы и приёмы работы по изучению словообразования.

Оборудование: презентации к урокам «Словообразование», «Лото», «Аффиксы» и их конспекты.

Состав слова и словообразование изучается в школе в 5 и 6 классах. В 5 классе рассматриваются такие понятия и термины как окончание и основа слова, корень, суффикс, приставка, однокоренные слова и формы одного и того же слова. В этом же классе даётся разбор слова по составу. Изучение словообразования в школе тесно связано с орфографией (правописание гласных и согласных в приставках, правописание з и с на конце приставок, гласные в корнях с чередованием и др.).

В 6 классе к разбору по составу добавляется словообразовательный разбор, который может быть полным и частичным. При словообразовательном разборе учащиеся называют способ образования слова (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложения, слияния, переход одной части речи в другую).

Изучение морфемики и словообразования в школе полезно для развития мышления, для усвоения грамматики, для развития орфографических навыков, полезно для осмысленного обогащения словарного запаса школьников.

При работе над составом слова и словообразованием основным приёмом является морфемный и словообразовательный разборы. В учебниках под ред. Разумовской используется частичный морфемный разбор (только обозначают части слова), в учебном комплексе под ред. Бабайцевой используют полный морфемный разбор.

Порядок морфемного разбора (по Бабайцевой)

1. Определить слово как часть речи.

2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение.

3. Указать основу слова.

4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).

5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

 

Образец морфемного разбора

Подготовка

1. Слово подготовка – сущ.

2. Для определения окончания его надо просклонять: подготовки, подготовке… выделяем изменяемую часть а. Это окончание. Оно выражает значение Ж.р., И.п., ед.ч.

3. Основа слова –подготовк-.

4. Корень слова –готов-. В нём заключено основное значение слова. Однокоренные слова: готовить, готовый.

5. Суффикс –к-. Он есть в словах: проверка, уборка. Этот суффикс служит для образования существительных. Под – приставка. Она есть в словах: поддержка, подбросить, подбежать.

Для закрепления знаний по словообразованию используется и метод наблюдения. Он реализуется такими приёмами:

1) Приём выделения однокоренных слов из текста (списывание с обозначением условным знаком корней или устное их называние).

2) Приём распределения слов по гнёздам (выписывание в разные колонки однокоренных слов).

3) Приём составления гнёзд слов (Например, выписать из Толкового словаря Ожегова слова с корнем –жи-. Посмотрите статьи на букву «ж» и на буквы, с которых начинаются приставки в-, до-, за-, на-, о-, по-, про- в словах, имеющих корень жи).

4) Приём семантизации аффиксов (объяснение смысла приставки или аффикса:

- укажите значение приставок в - и вы -; прочитав предложения

· С тонким жужжанием в летела в комнату какая-то зеленая мушка.

· Около небольшой проточки из зарослей вы летели 2 рябчика.

Ответ: в имеет значение «движение вовнутрь», а вы – «движение изнутри»

5) Приём анализа стилистической функции употребления корней и аффиксов. Задание:

- Установите стилистическую функцию повторов слов с одинаковыми приставками, суффиксами или корнями:

Я дарю тебе ветку с росинкой на ней. Вместе с блеклой травинкой, что ветер занёс, вместе с лёгкой дождинкой, свидетелем гроз! (Прокофьев)

Ответ: Суффикс –инк помогает поэту изобразить деталь в картине, подчеркнуть малые размеры этой детали и чувство нежности к ней поэта.

6) Приём этимологического анализа.

Задание:

- Что обозначают корни в словах чёткий, трава, опешить, ошеломить?

Произведите слово чёткий от читать, и вы поймёте, что чётким считается то, что можно легко прочитать. Поставьте слово «трава» в связь со словами «потрава», «отравиться» (объесться) с польским «потрава» - еда, и вы сразу поймёте, что трава – это нечто съедобное, съедобное.

Метод видоизменения состава слова осуществляется следующими приёмами:

1) образование слов из данных морфем

Образуйте наречия с приставками от прилагательных, данных в скобках: в-, на-, с- (левый, правый) и т.п.

2) Приём перевода одной части речи в другую

Ученикам предлагается написать предложение, включающее антонимы. Затем от выделенных слов образовать однокоренные, относящиеся к другим частям речи, и подобрать к ним антонимы.

Например. Ученики выписывают из пословицы: «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет» антонимы лень-труд; болеет-здоровеет. Затем образуют от них грамматические формы: лениться-трудиться; ленясь-трудясь; ленивый-трудолюбивый; лентяй-труженик. Убеждаются, что и эти пары слов – антонимы

Метод игр используется в качестве развития интереса к уроку русского языка в 5-6 классах. Например.

Игра «Молчанка».

Условие – не говорить. На доске по очереди ученики выполняют задание (например, разбор слова по составу). Если ученик допускает ошибку – учитель отбирает мел и передаёт любому другому ученику. Нельзя передавать мел одним и тем же ученикам.

«Кто дольше продержит мелок»

Класс делится на 2 команды. Начинают выполнять задание учащиеся 1й команды, если ошибка – мел второй команде. Победитель – кто больше запишет слов и меньше сделает ошибок.

Или 2 мелка: на доске работают 2 команды, если ошибка, то команда проиграла.

«Не спутай кармашки»

На столе у учителя лежат нужные для морфологического анализа слова, ученики подходят к столу, берут карточку со словом и вставляют в нужный карман.

1 карман – ость 2 –й -ность

Горячность, честность…

«Угадай»

Угадать, в какой из столбиков следует записать диктуемые слова

«сквозь» «вперёд» «за»

«через» «перед» «вместо»

«заранее»

Прозрачный, программа, процент (один за сто)

«Чайнворд»

По теме: «Корень» придумать такие слова, чтобы корень был началом.

«Лото»

На больших картах при изучении темы «Словообразование» пишутся способы словообразования, а маленькие карточки-слова, которые нужно распределить.

 

 

«Кто больше»

За 3 мин. придумать и записать, как можно больше слов по схеме

Приставка-корень-суффикс-окончание-постфикс (глагол или причастие)

Творческие задания

Придумать сказку, миниатюры на грамматические темы.

«Рисунок из дерева слов»

Например, нарисовать дерево, которое выросло из корня –вод-, - леч- и др.

Рисунок сопровождается сказкой: «Жил-был много лет назад корень вод. Не знают, что с ним делать. Посадили его и стал он расти. Много ответвлений выросло:

1) водица, водичка, обезводить;

2) подводный, безводный;

3) водопровод, водоросль и др.

4) водяной, водянка, водянистый и др.

Дети рассуждают, чем они отличаются.

Домашнее задание

1) В школьном учебнике рассмотреть любой параграф по словообразованию (5 кл.), выделить

- методы и приёмы объяснения нового материала (индуктивно-дидуктивный – упр., правило; дидуктивно-индуктивный – правило, упражнение);

- какие таблицы использованы, какие бы вы использовали;

- какой материал даётся для наблюдения, какой для дидактических упражнений, какие навыки приобретают учащиеся при выполнении данных упражнений;

- какой сопутствующий материал повторяется, как он взаимосвязан с изучаемым.

2) Составить любой урок по словообразованию (5 кл.).

3) Проанализировать конспект открытого урока по словообразованию.


 

Повторение по теме «Словообразование» в 5 классе

(Урок-путешествие)

Цели: 1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Словообразование».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III Объяснение нового материала | Бесшумный, выбегут, радостный
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.