Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионализм и культура в управленческом консультировании

Культуру обычно определяют как систему коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, присущих определенной группе людей. При консультировании по вопросам управления вопросы культуры имеют такое же важное значение, как и конкретная техническая проблема, для решения которой был приглашен консультант.

Выделяют следующие уровни культуры:

Национальная культура. Данный метод применяется для определения ценностей, убеждений, норм поведения и традиций,которые характеризуют человеческое общество в определенной стране. Спектр культурных ценностей и соответствующих норм и традиций может быть чрезвычайно широким; особое значение для руководства имеют ценности, касающиеся вопросов: распределение социальных ролей и их статус; критерии успехов и достижений в экономической и социальной жизни; уважение к возрасту; роль традиционных органов власти и лидеров сообщества; характер социализации и коммуникации; религия, ее значение. В общественной жизни и влияние на экономическую деятельность; отношение к другим культурам, религиям, этническим группа, меньшинствам; отношение к социальным, технологическим и др.изменениям, и т.д.

Профессиональная культура. Профессиональную культуру разделяют все ­лица, принадлежащие к одной и той же профессии. Она тесно связана содержанием работы и ролью, которую играют в обществе ее представители. На нее влияют профессиональное образование и подготовка, и обычно ее общие характеристики не зависят от организационных и национальных границ. Понимание профессиональной культуры способствует установлению конструктивных отношений с клиентами.

Организационная культура – ценности, отношения, нормы, традиции, формы поведения, которые, взятые вместе, присущи определенной организации. Организационная культура может рассматриваться как мощный стратегический инструмент, позволяющих ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу, обеспечивать преданность и облегчать общение. Организационная культура отражает прежде всего национальную культуру, однако включает и др. ценности и нормы.

Специфические культурные ценности в организации могут касаться
следующих вопросов:

- предназначение организации и ее лицо (высокий уровень технологии, качество,
лидерство в своей отрасли, предприимчивость);

- старшинство и власть (распределение полномочий, старшинство как критерий власти);

- значение руководящих должностей и функций;

- обращение с людьми (возможности повышения квалификации, карьера и т.д.);

- роль женщин в управлении и на других должностях;

- критерии выбора на руководящие и контролирующие должности;

- организация работы и дисциплина;

- стиль руководства и управления;

- процессы принятия решений;

- распространение и обмен информацией;

- характер контактов (предпочтение письменным, личным, возможность контактов с высшим руководством; значение, придаваемое формальным аспектам);

- характер социализации;

- пути решения конфликтов;

- оценка эффективности работы;

- отождествление с организацией (приверженность целям и политике компании; дух единства и т.д.).

Существует много рекомендаций о том, как должен вести себя консультант при работе в чужой культурной среде. Большая их часть касается межличностных отношений и манеры поведения (как одеваться, как вести себя с сотрудниками; где и как начать обсуждение дел, официальные и неофициальные межличностные отношения, использование посредников, запретные темы и т.а.). Однако это лишь верхушка айсберга в отношениях между клиентом и консультантом. Менее заметы и более важны такие вопросы, как распределение ролей и власти, процессы принятия решений, конфронтация и согласие при решении проблем, использование групп работы и т.п.

Для того, чтобы достаточно узнать о культурных факторах, которые могут относиться к выполнению задания, консультанту следует общаться с людьми и наблюдать за тем, как они действуют и общаются друг с другом, какие символы используют и какие ритуалы соблюдают. Много интересной информации может дать изучение истории компании клиента.

Предлагая меры по реорганизации, консультант стремится обосновать их для себя и для клиента, применяя критерии, которые он считает рациональными (например, экономическая эффективность, анализ затрат и результатов). Однако понятие рациональности связано с культурой. Даже в западной индустриальной экономике, где понятие эффективности, конкурентоспособности и рентабельности имеют не только экономические, но и сильные культурные аспекты, экономическая рациональность не всегда главное при оценке альтернативных решений. В некоторых азиатских культурах в качестве критериев рациональности могут применяться определенные ценности: сохранение гармонии, отказ от увольнения служащих, сохранение различия в статусе и уважение к этническим группам и чувствам.

Практика подтверждает также влияние, культуры на выбор методов управления, что необходимо учитывать при переносе управленческого опыта при консультировании. Некоторые методы управления основаны на ценностях. Они были разработаны для применения в условиях определенной культуры, отражают ее систему ценностей и нормы поведения и касаются человеческих аспектов организации. Перенос таких методов часто затруднен или невозможен. Некоторые другие методы были выработаны применительно к таким организационным характеристиками, как характер и сложность производственного процесса или количество регистрируемой и анализируемой информации, иными словами, они касаются технологических, экономических финансовых сторон организации. Такие методы обычно нейтральны по отношению к ценностям, и их легче перенести из одной культуры в другую.

Важное место в культуре занимают ценности и убеждения, касающиеся изменений. В целом, модернистские культуры рассматривают изменения как здоровый фактор. В культурах, где преобладает традиционализм, ценятся установленный порядок, стабильность и почитание прошлого, что, однако, не означает невозможности изменения. Работая в среде, где сопротивление изменениям значительно, консультанту необходимо учитывать следующие факторы:

- характер допустимых изменений (следует избегать предложений, которые клиент будет считать культурно неприемлемыми или неосуществимыми);

- темп изменений (следует решить, должны ли планируемые изменения быть фундаментальными, разовыми или постепенными, проводиться в несколько этапов; следует оценить «время принятия», которое требуется клиенту и его персоналу, чтобы убедиться в желаемости предлагаемых изменений);

- готовность клиента к изменениям (неразумно настаивать на изменениях, если клиент не готов принять культурные проблемы, которые могут быть ими вызваны);

- уровень руководства и конкретное лицо (руководитель), которое должно предложить и осуществлять изменения для того, чтобы их приняли и выполнили;

- меры по убеждению и обучению, необходимые для того, чтобы убедить людей, что поддерживать установленный порядок вещей не в их интересах.

Для определения профессии обычно используют следующие критерии:

Знания и умения. Существует определенный объем знаний, присущей данной профессии, который можно приобрести с помощью системы профессионального обучения и тренировки. Для достижения необходимого уровня навыков и умений требуется также практическая работа на протяжении нескольких лет.

Понятие услуг и общего интереса. Знания и опыт предоставляются в распоряжение клиентов за соответствующее вознаграждение как услуга, при этом учитываются не только интересы клиента, но и более широкие общественные нужды и социальные перспективы.

Этические нормы. Определяют поведение при оказании профессиональных услуг.

Требования общества и их навязывание. Общество признай общественную роль профессии и ее статус, определяя требуемые образовательные нормы, виды поведения, которые рассматриваются как профессиональные, либо незаконные, и также соответствующие санкции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поведенческие роли консультанта | Самодисциплина и самоконтроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.