Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема общения

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал общение единственной роскошью, которая есть у человека. Опыт путешественников-одиночек, которые сознательно на долгое время лишают себя комфорта цивилизованной жизни, подтверждает это. В настоящее время уже не приходится доказывать, что общение – совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Участвуя в совместной деятельности, люди становятся субъектами взаимоотношений. Важным средством такого взаимодействия выступает общение. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Кроме того, в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего идет переход то индустриального общества к информационному, что вызывает увеличение объема информации и соответственно возрастание интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина – все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией (факсы, электронная почта, Интернет). Еще одна причина состоит в том, что стремительно возрастает количество работников, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением.

К сожалению, надо констатировать факт, что эффективно умеют общаться далеко не все люди, более того не все руководители. (Коварная это вещь культура общения: присутствие ее незаметно, зато отсутствие замечаешь сразу).

О б щ е н и е - это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным или опосредованным теми или иными средствами, например техническими, включенными в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным или субъект-объектным.

Общение это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния. Функции общения многообразны: оно является решающим условием становления каждого человека как личности, достижения личностных целей и удовлетворения важнейших потребностей; оно составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека. К важнейшим функциям общения относятся и установление отношений, суть которой в осознании и фиксировании своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей, в которых осуществляет деятельность человек.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности, а именно: обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, установление взаимоотношений и другое. Цель человеческого общения - удовлетворение не только биологических потребностей, как у животных, но и многих других: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного и профессионального развития и др.

Достижение целей общения способствует удовлетворению биологических и социальных потребностей человека. Первое из них необходимо для поддержания, сохранения и развития организма, удовлетворения основных органических потребностей. Оно служит самосохранению организма, поддержанию и развитию его жизненных функций. Второе - предназначено для развития межличностных контактов, установления интерперсональных отношений, формирования личности. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественный жизни групп, коллективов, общества в целом.

В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих потребностей, таких, как потребность в уважении, одобрении, любви, принадлежности к группе, общественном признании, независимости и др. Многие из этих потребностей не могут быть удовлетворены без помощи или вне участия других людей.

В общении людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются более или менее сильно воздействовать.

В общении (в наиболее обобщенной классификации) выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления взаимопонимания.

В соответствии с названной структурой определяется три основные функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Информационно-коммуникативная функция состоит в любом виде обмена информацией между взаимодействующими людьми. Необходимо иметь ввиду, что обмен информацией между людьми имеет свою специфику. Она заключается: во-первых, в том, что речь идет об отношении людей, каждый из которых является активным субъектом; во-вторых, обмен информацией между людьми обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров; в-третьих, партнеры должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификацией сообщений.

Регуляционно-коммуникативная функция общения заключается в регуляции совместной деятельности людей.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей – происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Содержание общения - это информация, передаваемая при контактах людей. Это могут быть сведения о внутреннем мотивационном состоянии, о наличных потребностях, предаваемых партнеру с расчетом на его участие в их удовлетворении. Это - знания о мире, приобретенный опыт, навыки и умения. Общение многопредметно и разнообразно по своему внутреннему содержанию, познать которое можно, лишь проанализировав предмет общения - то, по поводу чего оно происходит.

Содержательная сторона общения может быть представлена как совокупность материальной, когнитивной, кондиционной, мотивационной и деятельностной составляющих.

При материальном общении люди обмениваются предметами и продуктами деятельности, которые служат средством удовлетворения их потребностей и условием их индивидуального развития. При когнитивном общении происходит обмен знаниями, навыками, умениями. Это важный фактор интеллектуального развития и формирования научного мировоззрения. Под кондиционным общением понимается взаимовлияние людей, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Такое общение создает состояние психологической готовности к обучению, формулирует установки для оптимизации других видов общения и тем самым способствует интеллектуальному и личностному развитию человека.

При мотивационном общении осуществляется передача друг другу побуждений, установок, готовности к действиям в определенном направлении, что приводит к формированию установок к действиям, актуализации потребностей.

Выступая источником дополнительной энергии, мотивационное общение позволяет приобрести новые интересы, мотивы и цели деятельности. Тем самым увеличивается психоэнергетический потенциал самого человека, стимулируется его развитие.

Деятельностное общение связано с различными видами познавательной или учебной деятельности и служит способом передачи информации, расширяет кругозор, развивает способности человека. В ходе его осуществляется межличностный обмен действиями, операциями, навыками и умениями, что обогащает и совершенствует деятельность самого человека.

Для анализа состояния межличностных отношений важным является правильная интерпретация того, как строится процесс общения между людьми, что подразумевает знание средств и видов общения.

В средствах общения выделяют два крупных класса: вербальные и невербальные средства. Вербальные – это речь в ее разных формах. Не вербальные – это пантомимика, мимика, жесты и другие средства: пространственные (расстояние, повороты «к» и «от»), временные (раньше, позже) и предметные (наличие, положение предметов). К невербальным средством необходимо отнести и внешность человека, шум который он производит, запах духов (одеколона) и т.д.

Общение происходит по трем каналам:

- аудио-вербальному (слухо-словестному);

- зрительному;

- кинестико-тактильному (двигательно-осязательному, напр. рукопожатие)

В литературе называют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности партнера, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.д.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть истинные эмоции, отношение к партнеру.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут. Если получили от партнера желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ партнера, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от партнера, используя различные приемы, в зависимости от особенностей его личности.

7. Светское общение. Его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание – это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. В случае общения объектом познаваемой реальности служит другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить о таком понятии как восприятие.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. («понимание» употребляется в переносном смысле). Говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду безусловно положительное отношение к личности.

Рефлексия – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Завершая общую характеристику общения, в котором возникают, формируются и развиваются межличностные отношения необходимо учитывать то, что оно обязательно подразумевает сознательное или неосознанное влияние людей на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих личностных потребностей, таких как, потребность в уважении, одобрении, любви, принадлежности к группе, общественном признании, независимости, психологическом комфорте и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зоны общения | Средства общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.